Пресс-конференции

Пресс-конференция Екатерины Спеховой 25.08.2014

Видеоверсия пресс-конференции

Стенограмма пресс-конференции директора департамента образования Администрации города Омска Е.В. Спеховой

    В.В. Гашеев

    Неделя остаётся до 1 сентября, Дня знаний. О том, как городская система образования подготовилась к этому празднику в части подготовки общеобразовательных школ, расскажет директор департамента образования Екатерина Витальевна Спехова.

    Екатерина Витальевна, давайте работу построим традиционно: ваше вступительное слово, а потом ответы на вопросы. Если принимается, то вам слово.

    Е.В. Спехова

    Добрый день, уважаемые коллеги. Если говорить о муниципальной системе образования в целом, то в её состав входят 369 образовательных учреждений. Это 159 общеобразовательных школ, включая вечерние школы и школы-интернаты, 180 учреждений дошкольного образования, 23 учреждения дополнительного образования и 4 детских оздоровительных лагеря.

    В соответствии с приказом департамента образования была проведена подготовка к началу нового учебного года. Период проведения подготовки был с 11 по 14 августа. Комиссией в данный момент и на момент проверки не было принято 12 образовательных учреждений. С сегодняшнего дня началась повторная приёмка образовательных учреждений. Не приняты они было по той простой причине, что там ведётся завершение ремонтных работ, то есть ремонтные работы в стадии завершения. Поэтому мы уверены, что 1 сентября все наши школы распахнут двери и встретят первоклассников.

    Если говорить о последних, то первоначальная цифра, которую мы ожидали, – это 11 300 человек. В настоящее время цифра подходит к 12 000: сейчас это уже чуть более 11 900 человек. Соответственно увеличилось и количество классов-комплектов.

    Буквально дней 10 назад различные интернет-источники указывали, что департамент образования говорит, что есть вакансии, и вакансий этих педагогических, технических порядка 600. С 15 августа традиционно начался приём молодых специалистов, я имею в виду педагогических работников. Естественно, из отпуска вышли все руководители и начали подбирать себе и технические кадры, поэтому на сегодняшний день так остро речь по вакансиям уже не стоит.

    Если говорить о десятиклассниках, то на сегодняшний день в 10-е классы поступило почти 5 тысяч заявлений, но до 5 сентября заявления ещё могут поступать, и дети будут зачислены. Это касается и первоклассников. То есть школьников мы будем зачислять до 5 сентября.

    Мы уже провели совместно с УВД профилактическую акцию «Ученик». В рейде акции был выявлен ряд семей, которым мы помогли правильно оформить документы для поступления в школу. Обратились в службы социальной защиты для того, чтобы подобрать детям необходимую одежду и канцелярские принадлежности. И все эти детки к 1 сентября также будут готовы к началу учебного года.

    Если говорить непосредственно о программах обучения, то в первую очередь мы, конечно же, будем обращать внимание на качество образования. И тема нашей городской конференции, которая состоялась 20 августа в рамках диалоговых площадок (а в городе их работало 36, но в различных сферах), — «Качество образования». Мы обсуждали и введение новых федеральных государственных образовательных стандартов как на начальной ступени обучения и в среднем звене, так и в дошкольных образовательных учреждениях. Хотелось бы отметить, что мониторинг прошлого года показал, что мы дали высокие показатели по качеству образования именно по введению федеральных государственных образовательных стандартов в начальной школе. Потому что у нас были те школы, которые являлись пилотными. У них уже с 1 по 4 класс полностью прошла апробация всех государственных стандартов, начиная с 1 класса. В этом году мы запускаем 7-е пилотные классы, они будут в 17 образовательных учреждениях, когда у нас уже 7-е классы будут апробировать на себе введение новых федеральных государственных образовательных стандартов.

    Конечно, мы обращаем внимание и на безопасность наших обучающихся. Поэтому в школах появляются и продолжают появляться видеокамеры. Появляется система контроля и доступа в образовательные учреждения в виде турникетов. Турникеты есть разные. Есть школы, которые устанавливают механические турникеты; есть школы, которые устанавливают электронные турникеты. Они позволяют нам не только пропускать или ограничить доступ посторонних лиц в образовательные учреждения, но и позволяют родителям узнать, в какое время ребёнок зашёл в образовательное учреждение и когда ребёнок выходит. Потому что родители имеют возможность получить дополнительное смс-сообщение о приходе ребёнка в образовательное учреждение и о его выходе из образовательного учреждения. Что, конечно же, позволяет родителям меньше волноваться.

    Если говорить о питании, то программа горячего питания развивается. В Интернете на сайте «ОмскИнформ» появилась не совсем верная информация. Я хотела бы ещё раз озвучить её. В настоящее время дотационное питание получают все школьники в размере 10 рублей — оно никуда не денется. И прорабатывается вопрос о том, чтобы с нового календарного года (не учебного), так как это всё завязано с финансами, у нас получали дотацию ещё и дети из многодетных и малообеспеченных семей. Ни в коем случае нет повышения стоимости питания. Я даже не могла сказать о том. Я наоборот сказала, что питание остаётся — горячий завтрак на уровне 40 рублей — так же, как и было в прошлом году. На сегодняшний день все торги по поставке продуктов питания на второе полугодие (это второе полугодие календарного года, но первое полугодие учебного года) состоялись — организаторы питания в школах уже определены. Поэтому мы знаем, сколько будет стоить, и можем просчитать.

    Мы вводим систему, когда оплата за питание производится по карточкам. И в прошлом году этот проект был реализован в гимназии № 9 (Советский административный округ). Когда родители не дают ребёнку наличных денег, а кладут их на карточку. Ребёнок приходит в столовую, рассчитывается по карте за свой горячий завтрак. Родители могут узнать, сколько стоил его горячий завтрак в тот или иной день. В этом году мы планируем такие же системы с 1 сентября внедрить в школах №№ 148 и 161. Это школы, которые находятся на отдалённых территориях нашего города.

    В дальнейшем мы также будем пропагандировать этот проект. Чем для нас он интересен? Он интересен тем, что при наличии карманных денег ребёнок не побежит до ближайшего киоска, для того чтобы купить себе чипсы или «кириешки», а будет питаться здоровой пищей в школьных столовых. И это для нас тоже, конечно, очень значимо. Потому что, к сожалению, здоровье детей не на том уровне, который нам бы хотелось.

    Разговор о качестве образования будет продолжен на городской конференции, которая состоится 28 августа в 15.00 в городском Доме творчества. И мы вас приглашаем к себе. Мы называем это городская конференция, но она проходит в форме торжественного собрания, где мы будем приветствовать уже ветеранов, стажистов педагогического труда в роли лидеров образования. Это те люди, которые отработали 15 и более лет на посту руководителя образовательного учреждения. Мы будем приветствовать молодых, вновь назначенных руководителей образовательных учреждений, а также наших молодых учителей, которые в этом году впервые придут и попробуют себя в роли учителя в наших образовательных учреждениях. Поэтому вопросы, я думаю, очень актуальные. Мы вас всех приглашаем на данное мероприятие.

    В.В. Гашеев

    Спасибо, Екатерина Витальевна. Коллеги, ваши вопросы.

    «Московский комсомолец в Омске»

    По поводу карточной системы уточнить. Насколько это дорогостоящее нововведение? И есть ли прогресс обеспечить этим все омские школы?

    Е.В. Спехова

    Я думаю, что по поводу прогресса мы себе таких больших задач и не ставили. В прошлом году, когда мы вводили этот проект в 9-ой гимназии, то приобретение вот этой самой карточки обошлось родителям в 100 или 130 рублей. Далее те родители, которые хотят получать смс-сообщение о том, сколько ребёнок потратил денег с карточки и какой у него, подключили такую услугу. В месяц обслуживание смс-информирования — 50 рублей.

    «Московский комсомолец в Омске»

    А установка?

    Е.В. Спехова

    Установка идёт за счёт организации, которая этим занимается. Мы не платим за это денег. И не собираем эти деньги ни в коем случае с родителей.

    Вопрос из зала

    Екатерина Витальевна, вот хотелось уточнить по деньгам. Я так понимаю, основные суммы из бюджета уходят как раз перед подготовкой школ в летний сезон. Сколько было потрачено в этом году и на что?

    Е.В. Спехова

    В этом году на ремонтные работы было потрачено чуть более 70 миллионов рублей. Ремонт был определён планом в 114 образовательных учреждениях.

    Вопрос из зала

    Где был определён планом ремонт, был сделан? И охватывает ли план всё, что хотелось бы сделать?

    Е.В. Спехова

    Вот опять же, если вы меня внимательно слушали, то я сказала, у нас 369 учреждений, а денег хватило всего на 114. Поэтому план естественно не охватывает всего того, чего хотелось бы нам. Причём, если говорить о тенденции, насколько у нас школы давно построены, то образовательные учреждения у нас тоже есть постройки даже не то что 19, но и 18 века. И такие у нас тоже есть. И поэтому естественно их материальное состояние, их содержание, конечно, требует значительных финансовых затрат. В первую очередь сейчас средства направляются на устранение нарушений в рамках санитарного и пожарного законодательства. Хотелось бы, конечно, навести лоск и глянец, но в настоящее время мы работаем в первую очередь на создание безопасных условий пребывания ребёнка в школе.

    «Антенна-7», Ксения Точкина

    Хотелось спросить ещё раз по картам. Было запущено в одной школе, в этом году ещё две будет запускаться по этой системе. Почему так мало?

    Е.В. Спехова

    Пока мы проводили это в конце года и запустили эту систему, это было начало четвёртой четверти. То есть у нас был такой небольшой промежуток времени, когда мы могли свозить родителей и наших заведующих производством, чтобы показать. Ведь эта карточка хороша не только для родителей, она хороша и для нас в сфере соблюдения санитарного законодательства. Повар порой у нас на раздаче одновременно кладёт еду, потом может тут же рассчитывать ребёнка, то есть брать деньги, и не всегда, наверное, своевременно может надеть перчатки, помыть руки и так далее. К сожалению, у нас нет определённых касс, в которые вносятся эти средства. Когда есть карточка, ребёнок прикладывает её к установке, как на турникетах, набираются цифры, и деньги снимаются с карты.

    Почему две? Вот такие собрания мы с родителями провели, предложили, и родители согласились на этот эксперимент. Но ещё раз говорю, цели для себя, что это должно быть сто процентов… а вдруг найдётся какой-нибудь предприниматель, который нам предложит другую более интересную услугу, мы, конечно же, от неё не откажемся.

    «Антенна-7», Ксения Точкина

    Какие основные проблемы были в этом году? И что удалось решить по сравнению с прошлым?

    Е.В. Спехова

    Ну, наверное, проблема опять же та, которая у нас есть и которая остаётся – это проблема с материально-техническим оснащением образовательных учреждений. Ряд предписаний Роспотребнадзора на сегодняшний день остаются у нас невыполненными. Это, например, предписание по замене мебели. Наша мебель требует замены в большинстве образовательных учреждениях. Мы смогли в этом году позволить себе заменить столы и стулья, которые используются в учебных кабинетах, только в 14 образовательных учреждениях. Есть согласованные и с надзорными органами о том, что мы это будем делать постоянно, дабы не получать штрафных санкций.

    «Антенна-7», Ксения Точкина

    Ну, а что удалось решить, какую главную проблему?

    Е.В. Спехова

    Ну, вот удалось решить – часть мебели закупили, сделали кровли. В 30 учреждениях кровля была заменена не частично, как мы это делали раньше, а полностью заменена. Появились и новые технологии, которые нам предлагали предприниматели. Если говорить о кровлях, то в 70% школ это мягкие кровли. И детские сады точно так же. А это основная проблема тогда, когда мягкая кровля начинает протекать, и не всегда место течи показывает, что именно над этим местом кровлю нужно менять.

    В этом году нам удалось решить ещё одну проблему. Когда учебный год заканчивался, мы смогли объявить нашим руководителям образовательных учреждений, что мы выделяем на приобретение материалов, то есть на краску, на лампочки, на линолеум по 300 рублей на каждого ребёнка. В зависимости от того, сколько обучающихся было в школах, мы получили такую поддержку, и тем самым смогли уже привлечь родителей не с целью привлечения финансовых средств, а привлечь их в качестве помощников, которые помогали нам класть плитку, линолеум, красить, белить и так далее. В школах, где отсутствовали какие-то мелкие предписания, а таких школ у нас тоже немало — более 50% школ не имеют предписаний — и ещё раз здесь повторюсь, это не значит, что там всё блестит и всё сверкает, это значит, что школа просто соответствует всем нормам и правилам. Поэтому где-то нам удалось установить пластиковые окна, и мы тоже считаем, что это уже наше достижение: когда в рекреациях холодно, то, естественно, и в кабинетах будет зимой холодно. Кроме того, в рамках муниципальной программы по энергосбережению у нас в шести образовательных учреждениях компанией «Кретус» были заменены окна на пластиковые. Они нам ещё установили автоматизированный тепловой узел. Это всё связано с энергосбережением. Такой работы провели очень много.

    Буквально сегодня стартовал у нас ещё один проект. Вы знаете или, наверное, слышали, что в каждом образовательном учреждении в следующем учебном году, то есть который наступает 1 сентября, мы должны создать центры медиации. Это центры, где работают педагоги-психологи, где работают социальные педагоги. И мы решили подключить туда ещё и детей. И поэтому сегодня 100 лидеров детских и молодёжных общественных объединений выехали на обучающий семинар, который продлится в течение пяти дней. И завтра мы приглашаем средства массовой информации проехать вместе с нами в лагерь «Лесная поляна» в 11 часов. Там можно будет пообщаться с этими детьми, пообщаться с педагогами-психологами Городского психолого-образовательно-оздоровительного центра, которые непосредственно и занимаются этой программой по подготовке детей к работе в центрах медиации. Мы хотим возродить принцип обучения «равный — равному». Тогда, когда мы, взрослые, начинаем с ребёнком проводить какую-то профилактическую беседу, не всегда эта беседа имеет 100%-й успех. Когда сами дети начинают друг с другом общаться и обсуждать какие-то проблемы, успех, конечно же, намного больше.

    «Антенна-7», Ксения Точкина

    Вы сказали, что 50% учебных заведений готовы к тому, чтобы принять детей. Они соответствуют…

    Е.В. Спехова

    Готовы все. Я сказала, что 50% не имели предписаний на конец учебного года.

    «Антенна-7», Ксения Точкина

    А готовы все сейчас?

    Е.В. Спехова

    А готовы все.

    Вопрос из зала

    Можно уточнить? Вот Вы вспомнили об энергосберегающих мероприятиях, которые проводили в школах. Можно чуть-чуть подробнее о них рассказать, что это за школы, какие там мероприятия проводились и какие там будут в дальнейшем? Энергосервисные контракты или что? Потому что, насколько я понимаю, энергосбережение очень влияет на экономику школы.

    Е.В. Спехова

    Энергосервисные контракты в любом случае влияют, потому что это наши затраты на коммунальные платежи. И тогда, когда мы можем сэкономить эти затраты, мы сможем эти средства израсходовать на что-то другое. И, например, на те же самые ремонтные работы.

    Шесть образовательных учреждений, в которых заключены договоры «Энергосервиса» с компанией «Кретус», — это школы №№ 34, 36, 49, 135, 137 и 144. Это школы Кировского округа. Там установили автоматизированные тепловые узлы, сделали промывку сетей различными специализированными растворами, которые необходимо к этому применять, полностью провели замену электрических лампочек на энергосберегающие и сделали замену окон на пластиковые. Говорить об исходе очень рано, и на следующий год мы уже сможем просчитать, какая была экономия. Но вообще по предварительным данным экономия от 10 до 30 процентов по школам ожидается.

    Мы понимаем с вами, что энергоэффективность зависит не только от окна или от теплоузла, или от того, как греют батареи. Это и наши стены, это наш пол, потолочные перекрытия — всё это влияет. В дальнейшем эта компания тоже будет анализировать, сколько мы сэкономим на оплате коммунальных платежей. И они уже будут предлагать нам дополнительные меры. Все мероприятия полностью проходят за тот счёт, который предусмотрен в муниципальной программе по энергосбережению.

    Вопрос из зала

    А сумма контракта какая?

    Е.В. Спехова

    Я не могу сказать сумму контракта, потому что это не наша программа была, и не мы заключали контракты. Занимался департамент городской экономической политики совместно с департаментом городского хозяйства.

    Я могу сказать, что нами заключён проект соглашения о сотрудничестве с компанией «Проект-Сервис». Это челябинская компания, которая где-то примерно в феврале представляла свой проект тоже по энергосбережению. Они устанавливают, как они называют, «умный» тепловой узел, который реагирует на внешние источники и сам может изменять температуру в зависимости от того, похолодало или потеплело. На ночь отключается, ночью может быть температура одна, а днём другая температура. Вот такая автоматизированная система. И в качестве эксперимента такой тепловой узел они сейчас заканчивают устанавливать в 139-й гимназии. И эта гимназия у нас идёт как проект. Мы тоже договорились с ними в рамках этого соглашения, что мы смотрим: если будет эффект, значит мы будем в рамках энергосбережения готовить заявки на торги и выставлять и другие школы, где есть необходимость в проведении таких работ. Это тоже может быть не каждое образовательное учреждение.

    «12 канал», Денис Жарков

    Екатерина Витальевна, у меня вопрос по учебникам. Я слышал, что учебная литература закуплена пока не в полном объёме. Это действительно так?

    Е.В. Спехова

    Да, учебная литература на самом деле закуплена не в полном объёме. Имеется в виду художественная литература, которая идёт для прочтения на уроках литературы. Но сказать, что этой учебной литературы у нас нет, — мы такого сказать не можем. Мы просто должны постоянно обновлять библиотечный фонд. К сожалению, библиотечный фонд обновится по нашим срокам где-то примерно к 1 октября. То, что касается учебников и учебных пособий, здесь школьники будут на 100% обеспечены литературой.

    «12 канал», Денис Жарков

    А учебники уже закуплены?

    Е.В. Спехова

    Учебники и учебные пособия закуплены. Идёт поставка, торги состоялись где-то в июле.

    «12 канал», Денис Жарков

    И к 1 сентября всё будет?

    Е.В. Спехова

    Конечно.

    «12 канал», Денис Жарков

    И ещё один у меня вопрос – по украинским школьникам. То есть известно, сколько их всего будет, в каких школах они будут учиться? Может ещё какие-то подробности: питание, учебники?

    Е.В. Спехова

    За выходные, вы знаете, ситуация изменилась в связи с тем, что вчера, в воскресенье, мы принимали два состава поездов. На одном приехало чуть более 700 человек, а на другом приехали 72 человека.

    На пятницу у нас в образовательные учреждения обратилось 44 человека. Это были как школьники, так и дошкольники. Что-то порядка 20-ти с лишним мы устроили в школы, четверых устроили в детские сады. Никакого препятствия по устройству в школы нет. По детским садам пока нет никакого документа, который бы нам на уровне закона обеспечивал какие-то гарантии для граждан, прибывающих с Украины, поэтому здесь мы ставим их в очередь. Почему четыре человека получили? Это были жители Украины, которые переехали к нам в Омск, к родственникам, и расселились в Октябрьском административном округе. Это были дети, которые должны были пойти в подготовительную группу. И места в этих группах в Октябрьском округе у нас были.

    То, что касается устройства в школы. Вот, например, вчера… могу рассказать про второй состав, потому что сама лично принимала участие во встрече беженцев с Украины. Из 72 человек порядка 28 были дети, из них семеро – это дети школьного возраста. Всех этих детей разместили в городе. Сразу же директор школы к ним пришла, объяснила, какие нужны документы.

    Всё, что мы просим, это прохождение медицинского осмотра. Когда к нам прибыли граждане из другой страны, то здесь Министерство здравоохранения сработало очень чётко. Вчера уже был проведён первичный осмотр. Это были врач-инфекционист, врач-терапевт для взрослых и врач-педиатр для детей. И в дальнейшем, я думаю, будут проведены какие-то анализы, какие-то исследования. Я знаю, что сегодня к ним приехал автобус-флюорография, и они сегодня все проходят флюорографию. Поэтому никаких ограничений нет.

    Мы обратились сразу же в социальные службы по сбору канцелярских принадлежностей, вещей, для того чтобы этих детей собрать в школу. Оказываем им всяческое содействие. Те дети, которые уже были зачислены, также получили в нашем центре социальной поддержки, который подведомствен департаменту социальной политики и общественных отношений администрации города, гуманитарную помощь и поддержку. Поэтому никаких ограничений для этих ребят не будет.

    То, что касается программы. Программы, естественно, разные. Мы жили в разных государствах. Помимо того, что ребёнок будет находиться в классе и обучаться в классе, для него будет создан индивидуальный педагогический маршрут, пока педагоги не выяснят его уровень образования, для того чтобы помочь ребёнку адаптироваться. Ученики прибывают как в начальную школу, так и в среднее звено, и есть одна девочка, которая прибыла к нам учиться в 10-й класс.

    «12 канал», Денис Жарков

    Они будут учиться в обычных школах по месту жительства?

    Е.В. Спехова

    Да, в обычных школах по месту жительства — в тех школах, в которые они пришли и записались, которые ближе сейчас к их временному пункту пребывания. В дальнейшем, я думаю, если у них будет какой-то переезд, то мы их будем переводить из школы в школу, чтобы ребёнку было удобно.

    «12 канал», Денис Жарков

    А какая-то есть максимальная цифра, на которую вы рассчитываете, сколько их всего будет?

    Е.В. Спехова

    Нет, не можем сказать. И даже тогда, когда вчера прибывали беженцы с Украины, мы не могли знать, сколько среди них детей. Оказалось, что много детей дошкольного возраста и даже груднички.

    Вопрос из зала

    Школа, по-моему, 120-я — совместный проект с компанией Samsung — там IT-школа, что ли? Можно немножко поподробнее?

    Е.В. Спехова

    Да, IT-технологии. Это соглашение было подписано, мне кажется, или в марте, или в апреле 2014 года, то есть в прошлом учебном году. Мы полностью получили оборудование. Почему была выбрана именно 120-я школа? Потому что там уже в течение года апробировали проект робототехники. Когда обучающиеся вторых классов работали с такими Lego -конструкторами, они не просто конструировали какие-то машины, роботов самих, но ещё и программировали для них задачу, для того чтобы они ходили, двигались, переносили груз, перевозили и так далее. Всё это на самом деле очень вовлекает детей. Поэтому мы решили эту базу сейчас усиливать материально. Мы получили ноутбуки, получили планшеты. Для этой программы мы набираем десятиклассников, и набираем мы школьников не только из этой школы, мы сделали объявление во всех школах для десятиклассников. И здесь мы будем работать совместно с компанией Samsung и совместно с нашим техническим университетом, классическим университетом, то есть с факультетами, куда ребята в дальнейшем могут пойти учиться. У них будет программирование по современной IT-технологии.

    Вопрос из зала

    У них будет отдельная программа?

    Е.В. Спехова

    Да. Дополнительная отдельная программа, дополнительное образование. Те, кто успешно пройдут этот курс, а курс будет длиться 10-11 класс, то они получат диплом о том, что они закончили школу IT-технологий.

    Вопрос из зала

    Это один такой пример? Или какие-то ещё есть?

    Е.В. Спехова

    Пока это один пример. Вот то, что касается робототехники, то здесь опять же мы провели переговоры с Омским государственным техническим университетом, потому что у них есть лаборатория робототехники. И договорились о создании школы робототехники в выходные дни. Вы знаете, что сейчас образовательные учреждения в зависимости от учебного плана учатся по 5-дневной и 6-дневной рабочей неделе, и поэтому кто-то будет в субботу, кто-то в воскресенье. Мы тоже будем сейчас набирать такие группы ребят, в течение сентября совместно с кафедрой технического университета проведём родительские собрания. Они расскажут, какое это будет образование. Для нас цель одна — повышение интереса к техническим специальностям и к предметам технической направленности.

    Вопрос из зала

    Вот опять же, повышение интереса к тому, чтобы было больше инженеров. А с какими-то другими предприятиями были попытки наладить такое же сотрудничество, как в 120-й школе?

    Е.В. Спехова

    Таких у нас больших связей я, наверное, назвать не могу. Вот 64-й лицей очень активно работает. Но вы знаете, что это физико-математический лицей, поэтому у них и предприятия, на которые идут ребята и которые им помогают, — это предприятия нефтепромышленного комплекса в основном. Они нам тоже помогают в оборудовании учебных кабинетов и в приобретении нового программного обеспечения, потому что жизнь не стоит на месте. Она каждый день у нас двигается. А взращивать будущих программистов на технике, которая не соответствует, это, наверное, не совсем правильно. Поэтому здесь компании нам абсолютно помогают.

    Если говорить о каких-то гуманитарных — пока, к сожалению, нет. А если в общем говорить, то 63 наших школы заключили договоры с различными вузами нашего города и не только с государственными, даже с негосударственными вузами, по реализации профильного обучения в 10-11 классах по созданию дополнительных условий для обучения, для того чтобы школа их была конкурентоспособна на рынке.

    Вопрос из зала

    Екатерина Витальевна, вопрос по беженцам. Мы сами недавно, в этом году, пытались перекрыть дефициты мест в детских садах, в школах. Не получится ли так, что из-за беженцев мы останемся в дефиците опять?

    Е.В. Спехова

    Я ещё раз повторяю, в школах у нас дефицита нет. У нас где-то порядка 50% школ работают не в полную мощность, которая была предусмотрена проектом при строительстве.

    То, что касается детских садов, то здесь я сказала, что эти люди попадают в такую же очередь и становятся в очередь. И, естественно, если мы говорим о выполнении Указа к 1 января 2016 года, то и этих людей мы должны туда приплюсовывать. И по прогнозным цифрам мы всё равно на миграцию, около пятисот человек ежегодно оставляем. Потому что бывает и от нас уезжают, и к нам приезжают. Поэтому будем надеться, что мы сможем создать дополнительные места, чтобы хватило мест абсолютно всем.

    «Комсомольская правда в Омске», Станислав Мухин

    В прошлом году я слышал, что в детском саду, по-моему, на Волочаевской улице, видеокамеры использовались. То есть любой родитель мог из дома с помощью Интернета посмотреть, в каких условиях находится его ребёнок, что он в данный момент делает. Как я понимаю, что там был частный проект какого-то предпринимателя, который рассчитывал потом дальше всё это за деньги внедрять. Есть какое-то развитие этого проекта? Или пока только единичные случаи, и откликов в других учреждениях вы не нашли?

    Е.В. Спехова

    На самом деле это единичный случай. К сожалению, он свершился не на Волочаевской. Первоначально был выбран детский сад № 7, который располагается на Волочаевской. Но в конечном итоге этот проект был реализован в детском саду № 302. Это район телевизионного завода. В этом детском саду в группах установлены видеокамеры. Родители имеют пароль-доступ к этому порталу, на котором они в любой момент могут посмотреть, чем занимается их ребёнок, какие занятия проводятся и так далее.

    Мы яркой пиар-кампании этого проекта пока не делали, потому что есть различные спорные вопросы. Спорят психологи между собой, спорят и родители – а нужно ли это? Стоит ли постоянно быть под пристальным вниманием? А как это отразится на психике ребёнка и может ли отразиться, когда ребёнок будет понимать? В одной семье могут и не говорить ребёнку, не рассказывать, что там у вас камеры. А другие родители скажут: «Ай-яй-яй! Я видел, что ты делаешь, и завтра я буду снова за тобой смотреть». И будет, как про ту Машеньку и Медведя, что он так пирожок и не съел, бедненький. Так и здесь.

    Мы рассказываем и родителям, и заведующим детских садов. Но больше решили уделить внимания сейчас внешнему видеонаблюдению, когда просматриваются участки, чтобы не было совершено выхода детей с территорий детских садов и чтобы не было проникновения на территорию посторонних лиц.

    «Комсомольская правда в Омске», Станислав Мухин

    И ещё. Не секрет ни для кого, что сейчас основным показателем при получении путёвки в детский сад является время постановки на эту самую очередь. Но очень часто бывают случаи, когда родители в силу состояния здоровья ребёнка теряют месяц. Грубо говоря, после рождения ребёнка проводят месяц в больнице, справку о выписке им никто не давал. Соответственно, папа, бабушка, дедушка не могут пойти в окружной отдел образования и встать на очередь. И из-за этого месяца родители теряют целый год. То есть через 2 года они уже на 99% не получат место в детском саду. Каким-то образом обговаривали вы, просматривали, чтобы какие-то другие критерии, параметры брать?

    Е.В. Спехова

    К сожалению, это законодательство. Оно на уровне российского законодательства утверждено, поэтому изменить мы здесь пока не в силах. Но как я сказала, у нас есть надежда, что 2015 год будет последним годом, когда мы мучаемся с такой большой очерёдностью.

    «Комсомольская правда в Омске», Станислав Мухин

    А на сегодня какая цифра, кстати?

    Е.В. Спехова

    Почти 9 000 на сегодняшний день. На следующий год, на 2015, у нас останется 8 000 несовершеннолетних, состоящих...

    «Комсомольская правда в Омске», Станислав Мухин

    Это имеется в виду от 3-х до 7-ми?

    Е.В. Спехова

    Да, от 3-х до 7-ми, состоящих в очереди. Поэтому-то количество детских садов, которое находится на проектировании и на строительстве, позволит нам создать все эти дополнительные места. Плюс вы знаете, что мы ремонтировали заброшенные детские сады, мы ремонтировали группы, которые долгое время не использовались. Свой внутренний резерв на сегодняшний день мы исчерпали. Теперь ждём строительства новых детских садов. И оно уже ведётся.

    Сейчас завершается строительство детского сада на Новой Московке; в декабре завершается строительство в микрорайоне Прибрежный. Возобновилось строительство школы в Пятом микрорайоне, где будет также детский сад на 80 мест. Ну, и ряд детских садов сейчас на торгах: как только будет определена подрядная организация, будет проводиться строительство новых детских садов.

    «Комсомольская правда в Омске», Станислав Мухин

    И ещё вопрос позволю себе задать по поводу продлёнки. Я так понял, что услуга будет теперь платная, да? Не знаю, правильно ли я прочитал в средствах массовой информации, что вроде даже сами руководители школ будут устанавливать плату в зависимости от загруженности. Не получится ли так, что две одинаковые школы, одинаковое количество детей будет ходить на эту продлёнку, а стоимость будет разная?

    Е.В. Спехова

    Нет. У нас сами руководители устанавливать не будут. На сегодняшний день определена методика, как рассчитывается оплата за посещение детьми группы. Оплата по методике рассчитывается на месяц: примерно 20 – 21 рабочий день в месяце. В среднем берётся такая оплата.

    На самом деле новое законодательство нам говорит о том, что услуга по присмотру и уходу сейчас для родителей платная. Поэтому мы готовы её предоставить, если родители готовы воспользоваться этой услугой. Назвать цифру на сегодняшний день, какая будет оплата, я не могу. В ближайшее время эту цифру мы озвучим. Сейчас все наши расчёты, которые мы сделали по оплате за группы продлённого дня, находятся на согласовании. Как только мы получим согласование, скорей всего это будет постановление Администрации города Омска об утверждении платы за группы продлённого дня. Так же, как утверждается оплата за детские сады.

    «Комсомольская правда в Омске», Станислав Мухин

    То есть там тоже будет цифра за один день, я так понимаю?

     

    Е.В. Спехова

    Я говорю, что не знаем. Пока по методике мы просчитали за 20 дней. Будет ли это подневная, как в детском саду, или это будет месячная плата, пока сказать не могу. Ну, и плюс стоимость питания.

    «Комсомольская правда в Омске», Станислав Мухин

    А деньги будут поступать в фонд школы самой или в бюджет? Каким образом?

    Е.В. Спехова

    Деньги поступают у нас той школе, которая проводит эту услугу — в этой методике всё написано, куда они идут. Они идут на приобретение учебно-наглядных и методических пособий плюс на оплату труда тех педагогов, которые работают.

    Вопрос из зала

    Честно говоря, складывается впечатление, когда я смотрю на школу новую, которая в микрорайоне «Кристалл», что она не работает. Она вообще работает? Она скомплектована? Там как вообще с детьми-то? Нужна она?

    Е.В. Спехова

    Школа работает. Дело всё в том, что мы же запускали эту школу и начинали работать в январе. Как правило, в январе очень сложно срывать детей с одного места, и поэтому родителям мы сразу говорили. В прошлом году на 1-ое сентября мы сформировали (это было преднамеренно) всего 4 класса, по одному классу в каждой параллели – первый, второй, третий и четвёртый. И вот эти 120 ребятишек, чуть меньше их было, пришли в эту школу. Естественно, при таком обширном микроучастке, при такой обширной школе казалось, что детей там нет. На сегодняшний день там сформированы все классы вплоть до 9-го. В самой большой параллели — первые классы — мы набрали пять классов. Самая маленькая параллель — это два класса, это 9-ые классы. Остальные — в зависимости от того, сколько поступало заявлений для того, чтобы сформировать классы.

    Вопрос из зала

    То есть она востребована, она будет работать?

    Е.В. Спехова

    Она востребована. Я думаю, что и в дальнейшем она будет очень востребована. Мы не сформировали там в этом году 10-е и 11-е классы, но здесь я думаю, что это логично, когда родители оставили своих десятиклассников в тех образовательных учреждениях, в которых они либо учились, либо в тех, в которые хотели, чтобы они ушли по какому-то профилю обучаться. Поэтому мы решили, что мы из своих девятиклассников вырастим будущий 10-й класс.

    Вопрос из зала

    И там ещё вот не совсем мне понятен вопрос безопасности. Там гаражный кооператив с одной стороны, тесно стоит. И дороги узкие, и машины достаточно быстро двигаются.

    Е.В. Спехова

    Сейчас нам обещали, что тротуарную пешеходную дорожку нам всё-таки сделают, чтобы подход к школе был по абсолютно чистой дороге. Поэтому мы до 1-го сентября ожидаем. Пешеходные переходы и зебры там уже все нарисовали.

    Реплика из зала

    Это да, там нарисовали.

    Е.В. Спехова

    У нас в принципе только одни ворота открыты для детей с центральной части от глубины микрорайона «Кристалл». А гаражный кооператив мы уж никуда не уберём.

    Реплика из зала

    Это понятно. Просто тротуара там не хватало. Я помню, что там дорога узкая, тротуара не хватает.

    Е.В. Спехова

    Тротуар будет.

    Вопрос из зала

    Можно по школьной форме вопрос? Уточните, пожалуйста, как у нас в городе с этим. Большинство школ «за», меньшинство «против» или наоборот? Цифры.

     

    Е.В. Спехова

    Мы не спрашивали, «за» или «против» школы. Тогда, когда вышло и появилось законодательство, которое регламентировало ввод школьной формы, там тоже не оговорено, что у всех должна быть одинаковая форма. Тогда, когда мы учились в 70-80-е годы, тогда было всем понятно: мы с коричневых платьев перешли на синие, «тройки» у нас были, а потом уже снова практически перешли на коричневые платья. Сейчас мы всем школам говорим о том, что должен быть деловой стиль одежды.

    Очень часто нам задают вопрос: «А что, джинсы не деловой стиль одежды?». Есть классический покрой джинсов, который тоже приемлем. И если это джинсы чистые, если в этих джинсах сначала ребёнок не поиграл, например, в футбол, не полежал на диване, а просто пришёл в них в школу, то это естественно. Наши ограничения по введению относятся к личной гигиене. Тогда, когда ребёнка нужно всё-таки приучать, что есть домашняя одежда, есть одежда для того, чтобы гулять на улице, и есть одежда для того, чтобы сидеть за партой в школе. В первую очередь это должна быть, конечно, удобная одежда. И мы родителям говорим, что меньше синтетики, потому что ребёнок всё равно в течение шести часов находится в таком скованном пространстве.

    У нас есть школы, которые выбирают школьную форму. На родительском общешкольном собрании, на совете школы обсуждаются эскизы. Всё равно я, наверное, ни одной школы не видела, чтобы все дети стояли либо в сарафанах, либо в юбках, я вот так грубо говорю. Более-менее соблюдается цветовая гамма, а там уже на усмотрение ребёнка. Например, вот сейчас очень часто в школах можно встретить шотландскую серо-бордовую клетку. Довольно часто мы её видим и на экранах телевизоров, и когда в школах бываем — и видим, насколько разнообразна у детей одежда. У кого-то это сарафан, у кого-то платье, у кого-то это жилеточка и юбка. Поэтому абсолютно свободная одежда, но главное деловой стиль. Если в школе утверждена цветовая гамма, если с ней были согласны все участники процесса, а по закону об образовании это как учителя и ученики, так и родители.

    В.В. Гашеев

    Если вопросов больше нет, то спасибо большое, Екатерина Витальевна.