Пресс-конференции

Пресс-конференция Вадима Кормильца 28.09.2015

Видео пресс-конференции

Стенограмма пресс-конференции заместителя директора департамента транспорта В.Г. Кормильца

Голос из зала

Начну с самого насущного. Будет ли меняться цена на проезд в городском транспорте — в автобусах и маршрутках?

В.Г. Кормилец

Наверняка будет. Я бы предложил сейчас посвятить вопросы на этой пресс-конференции организации движения, как было изначально заявлено. Я не знаю, когда будет меняться, когда вырастут цены на проезд, но больше чем уверен, что они должны подниматься, потому что для выживаемости городского пассажирского транспорта 18 рублей в муниципальном транспорте за проезд — это крайне мало.

Голос из зала

Вадим Геннадьевич, скажите, пожалуйста, а оптимизация — это только сокращение или ещё какие-то меры в отношении транспорта? И второй вопрос. Останется ли транспорт только муниципальный или полностью в частные руки может перейти?

В.Г. Кормилец

Оптимизация транспорта — имеется в виду, что выживет сильнейший, выживет то предприятие, тот индивидуальный предприниматель, который сможет эффективно наладить свою работу, то есть исключит какие-то расходы, необязательные, что ли, не напрямую связанные с производством. Всё развитие пассажирского муниципального транспорта в мире свидетельствует о том, что сокращается доля муниципального. Тяжело содержать муниципальные предприятия, потому что расходов очень много. Это и расходы, связанные с территорией, это и расходы, связанные с содержанием тех зданий, в которых расположены ИТРовцы. И мы, насколько вы знаете, тоже уже с 2012 года активно пошли по этому пути, по пути оптимизации расходов; были сокращены около 40 процентов инженерно-технических работников, то есть управленцев в предприятиях. Были сокращены неэффективные, откровенно убыточные маршруты, на которых объём перевозок осуществлялся на уровне 50, наверное, процентов. Одним из мероприятий по оптимизации работы было повышение стоимости за проезд.

Это мероприятие, скажем так, не получило своей поддержки, то есть, нам Региональная энергетическая комиссия согласовала полную стоимость проезда, если мне не изменяет память, за двадцать рублей, но при этом эта же комиссия не согласовала увеличение стоимости проезда на подвижном составе немуниципальных, частных перевозчиков. Вот поэтому они остались на уровне 18-ти рублей, но и муниципальному транспорту на фоне этого поднимать стоимость до двадцати было бы просто самоубийством. Мы это прекрасно понимали, поэтому оставили тариф 18 рублей и пытаемся сейчас из этой ситуации максимально выжать, достойно выйти, сохранить этот муниципальный транспорт по максимуму в своём объёме.

Конечно, очень нас подкосило это дорожно-транспортное происшествие. Может быть, и не стоило бы об этом вспоминать, но вынужден об этом говорить сейчас, потому что это дорожно-транспортное происшествие, его последствия для многих в городе, наверное, расставили точки над i. Нельзя продолжительное время игнорировать, скажем так, необходимость поддержания муниципального транспорта. То, что случилось, случилось. И в результате примерно на 30 процентов мы вынуждены были сократить выпуск подвижного состава. В первую очередь это было продиктовано тем, что мы вынуждены выполнять требования приказа Минтранса № 15 «Об особенностях режима труда и отдыха водителей», где сказано, что в течение одной смены там не более 12 часов водитель должен отработать и максимальная переработка в течение одного месяца не должна превышать 10 часов. То есть, вот отсюда отталкивались для того, чтобы исключить факты переработки водителей, а водителей у нас, как сами знаете, может быть слышали, остро не хватает, мы вынуждены тогда сократить выход подвижного состава. Вот сейчас там, насколько я знаю, у нас троллейбусов на уровне 80-ти в день выходит, в среднем, в будни, трамваи — на уровне 40, автобусы, по-моему, порядка 120, если мне не изменяет память, могу ошибиться.

Голос из зала

А какие ещё процессы по оптимизации ожидаются в ближайшее время?

В.Г. Кормилец

Я думаю, что мы практически уже исчерпали перечень этих мероприятий. Одно из последних мероприятий — это было объединение первого с четвёртым пассажирским. Дальше какие могут прийти мысли, я не готов сказать, но с моей точки зрения мы, наверное, уже подошли к краю, той черте, за которой дальше какие-то мероприятия могут не принести результатов. Вот так. Но при всём при этом не секрет, что на сегодняшний день муниципальный транспорт осуществляет перевозки в объёмах примерно 35% от общих объёмов перевозок в городе, всё остальное осуществляют перевозки немуниципальной формы собственности перевозчики. Мы их не называем «газелисты», это не соответствует действительности, и, кстати, предложил бы я от этого термина уже отойти, то есть, более цивилизованно характеризовать людей, — это перевозчики. Относиться к ним нужно с уважением.

Перевозчики немуниципальной формы собственности, которые идут в этих трудных условиях на какие-то определённые шаги, трудные для себя тоже, выпуская на линию подвижной состав повышенной вместимости и понимаю, что это неминуемо, придётся отказаться в своё время от «газелей». Но мы понимаем прекрасно, что при организации пассажирских перевозок в городе мы не сможем обеспечить эффективную эксплуатацию подвижного состава большой, особо большой вместимости на окраинах города, где и пассажиропотока нет. То есть нет смысла гнать автобус на остановку по улице, где суммарно там, ну, максимум, наберётся, может быть, тридцать-сорок человек, для того, чтобы утром сесть в какой-то промежуток времени, там в течение 15 минут и уехать в центральную часть города.

Подвижной состав большой и особо большой вместимости должен выполнять такие корневые перевозки на основных магистралях, то есть, вытаскивать на себе пассажиропоток по центральным магистралям. А более мелкий подвижной состав, по вместимости, имеется в виду мелкий, должны осуществлять, скажем так, функцию подвоза с периферических районов к каким-то пересадочным узлам. Поэтому и это будет эффективно.

Голос из зала

Вадим Геннадьевич, сегодняшний коллапс вот в городе, это теперь так и будет, пока Любинский проспект не откроют или какие-то корректировки возможны?

В.Г. Кормилец

Я предлагаю уйти от термина «коллапс», меня он профессионально не устраивает по ряду причин, попытаюсь объяснить почему. С 9-го сентября этого года каждый день утром, в будний день, оценка пробок по «Яндексу» составляла 4 балла. Исключением являлось 25 сентября, когда по состоянию на 8 часов 35 минут балльность была 2 балла. Вот если каждый будний день с 9-го сентября по сегодняшний включительно общая оценка балльности не изменилась максимально и принципиально не подскочила, значит, я предлагаю от этого термина «затор» и «коллапс» отказаться. Затруднения с движением есть, да, безусловно, даже и сейчас. Для примера могу сказать так: я читал «Омскинформ» сегодня утром, интересно поданный материал. Интересно подан для того, чтобы его прочитали. Больше не буду никакие характеристики говорить.

Хорошо, за 16 минут мы там проехали, если мне не изменяет память, одну целую семь десятых километра. Ну, да, определённые затруднения есть. А почему никто из журналистов не написал, что в зимнее время — февраль, март — жители улицы Завертяева, поселка Первокирпичный по сорок минут ехали в центр города в утреннее время на участке протяжённостью одна целая девять десятых километра. Так где коллапс — там или здесь?

Голос из зала

Я правильно понял, ничего меняться не будет? Вот как сегодня в в районе, допустим «Турист», так и будет?

В.Г. Кормилец

Будет меняться, конечно, и этим мы сейчас занимаемся. Утром сегодня, скажу так, в восемь часов никаких намёков на ухудшение ситуации не было. И мы предварительно в пятницу, в субботу с Дмитрием Александровичем Зыряновым по телефону общались по этому поводу, выезжали на светофор, смотрели как работает перекрёсток, приняли решение, что нет необходимости переводить его в жёлтое мигание. Договорились, что мы в понедельник понаблюдаем в утренний час пик, как будет работать перекрёсток, какие направления преимущественно будут востребованы. И на основании этой полученной информации, а также той информации, как будет складываться ситуация на прилегающих участках или перекрёстках, мы уже будем принимать решение по корректировке работы светофоров, в первую очередь на Ленина и Партизанской.

На сегодняшний день у нас есть данные по интенсивности, могу их озвучить вам, если это будет интересно. Наибольшее значение интенсивности — это транспорт, который с Юбилейного моста выполняет левый поворот в сторону улицы Партизанской (514 приведённых единиц в час), и встречное направление с улицы Партизанская наоборот в сторону Юбилейного моста (642 единицы). Ситуация значительно изменилась в сторону осложнения, ориентировочно к 8.20–8.30, то есть в 8.35 уже там был свой, скажем так, пик, свой максимум. И этот максимум складывается почему? Потому что, допустим, те, кто едут с Юбилейного моста с левым поворотом на Партизанскую, они двигаются по двум полосам движения, а улица Спартаковская может принять транспорт и пропустить только по одной полосе. Поэтому происходит скапливание, накапливание. По улице Партизанская через Спартаковскую водители приезжают через улицу Тарская к улице Ленина — и там ещё одна сумятица происходит. Происходит она из-за того, что подавляющее большинство, сейчас скажу примерно в каком соотношении, потому что я просчитывал, значит, с левым поворотом в направлении Соборной площади уходит порядка двадцати двух – двадцати пяти автомобилей. При этом направо в сторону площади Победы с улицы Тарская поворачивает порядка трёх автомобилей. Вот видите соотношение у нас какое, там восемь к одному практически, можно даже говорить десять к одному.

Голос из зала

Хочу добавить, что ситуация как бы приукрашена, то есть, преувеличена, но на самом деле у нас сотрудники на час сегодня опоздали на работу, хотя выехали в то же самое время. И от улицы Фрунзе до Думской ехали в пределах 45 минут. То есть, ну, здесь, как бы говорить о том, что ситуация нормальная, мне кажется, нельзя.

В.Г. Кормилец

Ну при скорости движения 8 км/час какой может быть затор? Давайте так…

Голос из зала

Там пробка была и в сторону Соборной площади, и в сторону Думской, полностью всё стояло движение.

В.Г. Кормилец

По улице Гагарина та же самая ситуация складывается в зимнее время. Та же самая ситуация. А сейчас лето, сцепные качества хорошие по улице Ленина, причем, первый день никогда нельзя назвать показательным. Потому что народ просто ещё для себя этот маршрут не выбрал, кто-то не читал информацию, кто-то не знал, кто-то приехал, встал. Для меня было удивлением, я вот перед обедом ходил, после обеда ходил смотрел в целом за ситуацией, пытался, скажем так, себе составить более-менее полную картину. И не понимаю: Гагарина едет, Интернациональная едет, Интернациональная в направлении Красного Пути не занята, при этом вся Партизанская стоит и забита на Юбилейный мост…

Чтобы всё понимать, нужно разобрать по полочкам, препарировать эту ситуацию. Как мы попадаем на Юбилейный мост? Либо с Броз Тито приезжаем, от гостиницы «Ибис» — там небольшой поток, буквально единицы. Основной поток транспорта приходит с проспекта Карла Маркса с левым поворотом, по старинке, чтобы откровенно пройти Ленина транзитом вверх туда, через Соборную площадь уйти на Красный Путь. Вот это подавляющий такой поток. Сейчас этот поток что делает? Сейчас этот поток уходит через Юбилейный мост с левым поворотом в направлении Партизанской и встаёт на Спартаковской, на Тарской. Потому что у них затруднения при выезде на улицу Ленина. Они конфликтуют там со всеми потоками, которые двигаются по Ленина, хоть от УВД, хоть в сторону УВД от площади Победы. Вот и всё. Что там будем делать?

Мы там будем запрещать выполнение левого поворота, ну, пока, по крайней мере, сейчас в планах, чтобы сделать так называемый отнесённый левый поворот. Запрещаем выполнение левого поворота, транспорт уходит с правым поворотом в составе всего общего потока на пересечении улицы Ленина и Герцена: кому надо — едут к перекрёстку Герцена – Интернациональная, кому не надо — разворачиваются на этой площади Победы и уже прямым проходят в сторону Соборной площади. Не будет задержки, таким образом мы протолкнём транспорт, он не будет останавливаться, по большому счёту, по Спартаковской и по Тарской. Мы увеличиваем пропускную способность. Сейчас эта пропускная способность крайне низка. Потому что запирается теми машинами, которые поворачивают налево. Чуть выше я эту ситуацию описал, как бы соотношение 8 к 1 или 10 к 1.

Кроме всего прочего будем корректировать светофор на Ленина–Партизанская, в сторону увеличения длительности по Партизанской и Щербанёва. Сейчас там трёхфазная организация движения, то есть, первая фаза для Ленина работает, вторая фаза работает для Ленина – Партизанская, третья фаза — выделенная пешеходная. Пешеходная фаза останется, фазу по Ленина сократим, фазу по Партизанской – Щербанёва увеличим. По всей видимости придётся вмешиваться в корректировку работы светофора на Маркса – Думская, но не думаю, что принципиально. Герцена – Интернациональная — возможно тоже вмешаться придётся, но не думаю, что принципиально. Даже я могу сказать, нас не остановят то, что эти перекрёстки входят в систему АСУДД. То есть, на период проведения работ мы готовы для водителей, для улучшения условий проезда отказаться от использования АСУДДа, приостановить и вести там жёсткое регулирование с другими временными установками.

Прорабатывается параллельно сейчас вопрос о том, что, наверное, будет целесообразно встречный поток транспорта, который приходит с Красного Пути, а он у нас достаточно интенсивный, проходит быстро и Тарскую, и Спартаковскую, и Партизанскую, в двух фазах запускать на Юбилейный мост. Постараемся поставить дополнительные секции светофоров и транспорт на Юбилейный мост с Партизанской направо будет поворачивать одновременно в своей фазе и дополнительно во второй фазе, когда транспорт едет навстречу с Юбилейного моста. Потоки не пересекаются и конфликта транспортного не должно быть.

Голос из зала

А есть ещё какие-то автобусные, троллейбусные маршруты, которые, так сказать, «кандидаты на вылет», которые планируется сократить?

В.Г. Кормилец

Да, есть. И это, наверное, вторая часть вопроса по поводу дальнейшей оптимизации, что-то у меня, кстати, вылетело это из головы. То есть сейчас пытаемся пересмотреть маршрутную сеть, перекроить её. Но просто объём информации большой, и я на память его вам не воспроизведу. Поэтому если вас будут интересовать информация, можете обратиться к начальнику отдела организации перевозок — Кожухову Игорю Анатольевичу, я думаю, что он вам даст необходимое пояснение по этому вопросу.

«Коммерческие вести»

Вадим Геннадьевич, я вот не совсем понял, что вам даст сокращение маршрутов? То есть вы автобусы перебросите на какие-то более популярные маршруты или просто вот там совсем нет выручки на тех маршрутах, которые вы хотите сокращать?

В.Г. Кормилец

И то и другое предполагается сделать. Естественно, мы избавимся от маршрутов, которые явно убыточные, откровенно убыточные. А во-вторых, те автобусы, которые мы на этих сокращённых маршрутах заберём, мы их поставим на маршруты на востребованные, чтобы интервальность сократить, чтобы интервальность была 6-8 минут между движением там или троллейбусов, или автобусов. Это интересно, то есть, человек перестаёт пользоваться каким-то маршрутом, если там интервалы 30-40 минут. Ну, смысл какой? Наугад просто идти и ждать 30 минут или 40? Особенно в преддверии зимы? Ну, это смешно, это и летом-то непросто.

Интервальность оптимальная — 4-5 минут, вот так это было с советских времён, по крайней мере. То есть к этому и нужно стремиться. Если нет возможности сделать такую низкую интервальность, ну, чуть больше пускай будет, 6-8 минут, тогда человек может подойти и время какого-то терпеливого адекватного нормального ожидания с уверенностью: вот я пришёл, я буду знать, что через 6 минут придёт автобус 51-й, я сяду на него и уеду на работу либо вечером наоборот домой.

«Коммерческие вести»

Это ваш ответ как раз маршрутчикам, да? То есть увеличение конкурентоспособности вашего транспорта муниципального.

В.Г. Кормилец

Вы знаете, я бы на самом деле сказал, что это не наш ответ маршрутчикам, это наше предложение пассажирам. В первую очередь это всё ради них, чтобы они приходили, пользовались и платили за проезд.

«Коммерческие вести»

Ну, просто, вы понимаете, что там вот ваши эти маршруты, которые невыгодные, они, как правило, располагаются на окраинах, да? То есть, и как правило, там люди как раз самые обиженные и живут, им и так плохо жить, и вы ещё забираете у них муниципальный транспорт.

В.Г. Кормилец

Есть законом предусмотренная структура выполнения, скажем так, перевозок на откровенных социальных маршрутах. То есть, там, где перевозить надо, не хочется, потому что невыгодно, но всё равно надо, поэтому этот маршрут разыгрывается также через конкурс, на конкурсе никто не заявляется, меняются условия конкурса через увеличение дотаций. Ну, всё идёт просто-напросто через дотации, опять же, из бюджета. То есть можно дотировать автобусы, которые будут ходить по такому социальному невостребованному маршруту, я не знаю, там условно через улицу Кондратюка, даже просто до Исилькульского тракта через каждые две минуты, но перевозчик же должен сказать: «Товарищи дорогие, я несу затраты, у меня в салоне максимум там в час пик 15 человек, а в межпиковое время 3 человека, мне же нужно как-то и заработную плату водителям и кондуктору платить, мне нужно ГСМ себе возмещать».

Поэтому как это будет всё сделано? Стоимость одного проезда, если РЭК согласовала, там, допустим, ну, в среднем, пускай там 22 рубля за одного пассажира. У вас назначена стоимость 18 рублей. Ну тогда вы мне компенсируйте 4 рубля этих, которые я недополучаю.

«Коммерческие вести»

А сейчас частным перевозчикам не компенсируется? Нет вот такого примера, чтобы компенсировалось вот с 18, допустим, и…?

В.Г. Кормилец

Нет.

«Коммерческие вести»

Ну а теоретически такие могут быть возможные уже в этом году? На социальных маршрутах?

В.Г. Кормилец

В этом нет. Теоретически такое возможно и мы к этому придём, когда коммерческий перевозчик немуниципальной формы собственности придёт и скажет: «Всё, я в соответствии с контрактом, договором, вот, будьте любезны».

Голос из зала

Насколько охотно приходят новые перевозчики, как их принимают в городе, насколько сложно?

В.Г. Кормилец

Вряд ли будут новые перевозчики активно приходить, потому что у нас, ещё раз повторяю, и всем известно, цена за проезд не такая высокая, а вообще, может быть, она минимальная — 18 рублей. И кроме всего прочего перевозчик не может просто так прийти, перевозчик может прийти только тогда, когда он выиграл конкурс, объявленный администрацией, на конкретный маршрут. Только тогда он может законно поставить свой автобус для работы на этом маршруте. Рамки установлены федеральным законом, мы от него не отклоняемся. Поэтому новые перевозчики, если появятся, то они могут участвовать в тех конкурсах, которые мы готовим. Либо это под новую маршрутную сеть уже будет делаться.

«Коммерческие вести»

Вот речь шла о том, что будет единая маршрутная сеть создана. Вообще какие-то работы в этом направлении ведутся?

В.Г. Кормилец

Да, я просто её не назвал, что эта работа ведётся по созданию единой маршрутной сети. Она и так на самом деле сейчас как бы единая, общая.

«Коммерческие вести»

Нет, почему? У нас есть и автобусы, и маршрутки, которые дублируют друг друга, которые друг у друга пассажиров воруют.

В.Г. Кормилец

Это и входит в оптимизацию — убрать те маршруты, которые в большом количестве друг друга дублируют, и насытить по возможности этим подвижным составом общий коренной маршрут, обеспечив уже потом, ну, как вот эти периферические доставки.

«Антенна-7»

Муниципальный транспорт — это безопасные перевозки. Отдавая 70 процентов частному перевозчику, мы заботимся о безопасности людей?

В.Г. Кормилец

Частный перевозчик — это отдельный хозяйствующий субъект согласно того же 196-го Федерального закона. Как вы себя будете чувствовать, если кто-то придёт к вам домой и скажет: «Обои не того цвета, потолочек надо натяжной, ну-ка пол давайте наливной сделаем»? Понимаете, о чём речь? Отдельный хозяйствующий субъект. Он платит заработную плату своим специалистам, он их аттестовал в установленном порядке в Управлении государственного автодорожного надзора по линии безопасности дорожного движения.

Законом предусмотрены формы взаимодействия, допустим, департамента транспорта с частным перевозчиком. Он поучаствовал в конкурсе, выиграл определённое количество подвижного состава на этом маршруте, выставил это количество подвижного состава. Если у него в его работе допускаются какие-то нарушения в части там, не знаю, опять же, труда и отдыха водителей, то это презумпция Управления государственного автодорожного надзора. Если он выпускает технически неисправный подвижной состав — контроль возложен на Госавтоинспекцию. Ну, есть и ряд контрольных вопросов, которые возложены на департамент транспорта, то есть, мы, допустим, должны следить за тем, чтобы он обеспечивал выпуск в полном объёме в соответствии с контрактом. То есть, если он должен выставить, ну 10-12 автобусов, значит, будь любезен, выставь 10-12 автобусов, не 6 и не 18. Вот в этой части департамент транспорта возложен контроль. Поэтому руководить перевозчиком мы и права не имеем, и не занимаемся этим.

Что-то можем мы со своей стороны там улучшить, помочь им. Часть частных перевозчиков входят в состав экспертного совета при департаменте транспорта. В состав экспертного совета входят две экспертные группы, одна как раз по пассажирским перевозкам, а одна группа по организации дорожного движения, где мы обсуждаем возможные изменения схем организации дорожного движения. И грамотные люди принимают участие в этом обсуждении, вносят свои какие-то предложения, ну, принимаются, не принимаются они, как-то отшлифовываются, но, тем не менее, работа идёт. Необходимо отметить, что в прошлом году часть крупных перевозчиков немуниципальной формы собственности профинансировали нанесение дорожной разметки жёлтого цвета на остановках общественного транспорта. В этом году эта работа была продолжена. То есть, люди не просто зарабатывают в городе Омске деньги, а они готовы и улучшать наш город, то есть, социальная отдача.

Голос из зала

Вадим Геннадьевич, вот о безопасности заговорили после этой известной аварии. Сколько водителей вы потеряли, то есть они ушли, я так понимаю, к частным перевозчикам? И устраивает ли вас уровень подготовки тех водителей, которые сейчас возят людей на автобусах?

В.Г. Кормилец

Я, к сожалению, не смогу сказать, какое количество водителей мы потеряли. Эти данные можно было бы собрать, но я не готов был к этому ответу и такую задачу никому не ставил, чтобы с предприятий представили такую информацию. Часть водителей ушла на самом деле, действительно. И уровнем подготовки существующих, действующих, работающих в линии водителей мы удовлетворены, нас это устраивает.

Нас это бы не устраивало, если бы не была в своё время, в советские времена, в соответствии с приказами Минтранса 2-м и 27-м чётко не установлен вот этот порядок работы по обеспечению безопасности движения. Она состоит из трёх основных частей. Это обеспечение профессиональной надёжности водителя начинается с момента приёмки. Вторая составная часть крупная — это обеспечение технической надёжности подвижного состава. И третья — безопасные дорожные условия. В этом плане понятно, что мы не занимаемся обеспечением безопасных дорожных условий, мы проводим обследование технического состояния дорог и выявленные замечания направляем дорожникам для устранения. Особенно активно эта работа проводится и в городе, ну, чуть может быть в меньшем объёме это проводится на пригородных, садовых сезонных маршрутах. Кроме всего прочего наши водители не реже одного раза в год проходят курсы повышения квалификации, так называемый техминимум 20-часовой. Во время этого технического минимума они выслушивают лекции по медицинской подготовке, разбираются характерные дорожно-транспортные происшествия с участием автобусов, то есть какие аварийные ситуации возникали, какая опасность может поджидать водителя. И по окончанию этого технического минимума все водители сдают зачёт по знанию правил дорожного движения. Тот, кто не сдал, к работе не допускается. Тот, кто сдал, к работе допускается, оформляется приказом, продолжает работать.

Кроме всего прочего не допускается к работе водитель, который отсутствовал по уважительным, естественно, причинам месяц и более. Уважительными причинами могут быть: отпуск, больничный лист, всё остальное. В этом плане тоже всё достаточно чётко прописано, выполняется. Налажена система стажировки водителей. То есть прежде, чем водитель допускается к самостоятельной работе, он на протяжении определённого количества часов проходит стажировку. Всё зависит от того, какого опыта водитель, когда он получил удостоверение данной категории, работал ранее, не работал водителем. Ну и такая существует система градации, такая таблица ступенчатая. В самом простом варианте водитель может быть допущен к работе через 20 часов стажировки. То есть он стажируется по тем маршрутам, по которым предприятие планирует его выставлять. Он катается по этим маршрутам, знакомится. Остановки общественного транспорта, светофоры, пешеходные переходы — регулируемые, нерегулируемые, ограничение скоростного режима, опасные участки, ограничение видимости. И по завершении стажировки водитель сдаёт контрольную ездку. Принимает у него её контрольный стажёр. Если он контрольную ездку сдал и сдал правила дорожного движения, он допускается к самостоятельной работе. То есть существуют определённые уровни, ступени обеспечения технической надёжности. Кроме всего прочего водители муниципального транспорта в обязательном порядке проходят предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры. Это тоже регламентировано действующими документами. Здесь мы в этой части ни на йоту от их требований не отступаем и не можем отступить. Есть водители, которые не прошли предрейсовый медицинский осмотр не по той причине, что они находятся в состоянии остаточного алкогольного опьянения, а повышенное давление, плохое самочувствие, температура, даже на это. И

дём на то, что, если водитель не может выполнять свои обязанности, жалуется на самочувствие, и медик его не допускает, значит водитель не выходит в линию. Есть группы риска. К группе риска относятся водители старше 55 лет. Для этой группы риска с удвоенным периодом… с сокращением в два раза периода прохождения медицинского освидетельствования. То есть человек должен прийти, пройти медкомиссию, принести справку. За сроками действия водительского удостоверения, за сроками действия медицинских справок ведёт контроль диспетчерская служба предприятия. Водитель, приходя за путевым листом, диспетчеру показывает водительское удостоверение, и у диспетчера есть список тех водителей, у которых истекает срок действия либо водительского удостоверения, либо медицинской справки. Но мы уже в тонкости такие вдаёмся, в подробности. Я просто объясняю, почему именно мы уверены в профессиональной надёжности наших водителей.

Голос из зала

А много ли таких водителей, которые входят в группу риска? Много ли у нас водителей-пенсионеров работает?

В.Г. Кормилец

С каждым годом больше и больше.

Голос из зала

Вадим Геннадьевич, немножко на другую тему вопрос. Вот впереди зима, естественно, все мы знаем, что по объективным причинам количество пробок будет увеличиваться в Омске. Следите ли вы за теми местами «пробочными», которые с прошлого года уже были и понятно, что они там будут? Возможно ли какие-то, допустим, профилактические меры для того, чтобы ситуацию менять на тех «пробочных» местах? Вот расскажите немножко вот об этой вашей части работы.

В.Г. Кормилец

Интересная и наиболее сложная, наверное, часть нашей работы. А почему сложная, потому что тяжело добиться значительного и продолжительного по времени положительного результата. Сколько мы ни выполняли корректировок режима работы светофорных объектов, это самая дешёвая работа, то есть не надо никаких капиталовложений, естественно, а эффект какой-то всё равно есть. Всё равно приходим со временем к тому, что этот участок ещё больше и больше подгружается автомобильным транспортом.

Я в своё время до этого рода деятельности ездил по улице Красный путь утром, вечером в Нефтяники и обратно в центр города, и всё стояло на самом деле. Откровенно причём стояло. Мы начали свою деятельность, откорректировали один светофор, второй, третий, пятый. В конечном итоге время прохождения автобусов в утренний час пик из городка Нефтяников в центр города сократилось на 15 минут. Вы знаете, такое классное, драйвовое чувство результата положительного. На самом деле, я думаю, согласитесь, что крайне тяжело работать, когда ты не видишь результатов своей деятельности. А когда ты их видишь, когда чувствуешь, когда люди тебе об этом говорят, это очень здорово, это очень поддерживает.

Так вот у нас по улице Красный путь, я эти цифры уже озвучивал и не раз, поэтому они с лёгкостью у меня в памяти держатся, на 64% трафик по улице Красный путь в утренний час пик в сторону центра города увеличился. Иногда водители не замечают ту работу, которую мы сделали, и им кажется, что как было всё, так и остаётся на самом деле дальше. Не так давно пересчитали интенсивность движения на перекрёстке Королёва – Заозёрная. И вы знаете, на 21% увеличилась интенсивность движения по Королёва со стороны ДК «Химик». И на 12% выросла интенсивность движения по Заозёрной со стороны телецентра в утренний час пик.

Голос из зала

По сравнению с каким временем?

В.Г. Кормилец

Годовалой давности. Есть такие участки, над которыми просто откровенно тяжело работать и какого-то результата добиваться, потому что уже одними корректировками режима работы светофора ничего не сделаешь. Например, посёлок Южный, Королёва – Берёзовая: необходимо выполнять мероприятия по уширению проезжей части на подходе к перекрёстку. Пересечение 10 лет Октября и окружной дороги на сажевый завод. Тоже интересная ситуация. Сейчас на память вам не скажу, но после выполнения ямочного ремонта дорожниками значительно выросла интенсивность движения, и сократились пробки на входе в город. Эффективнее начинает перекрёсток работать. Хотя я был там в конце июня или начале июля, когда у нас Управление дорожного хозяйства и благоустройства выполняло ремонт проезжей части в рабочее время днём, конечно, ругались, пробки были значительные, серьёзные. Но как только работы были выполнены за один день, ситуация значительно исправилась.

Таких примеров очень много можно привести. Меняется картина по движению транспорта. Последние изменения, которые мы, допустим, в посёлке Амурском сделали на пересечении 21-я Амурская – 33-я Северная, были направлены не на увеличение пропускной способности, а на обеспечение условий безопасного дорожного движения. Но всё равно об этом надо говорить, что делать тайну. Скажем, была нами допущена там ошибка, расскажу какая. Для увеличения пропускной способности мы в одной фазе пустили встречные направления — те, которые едут с Первокирпичного, и поток транспорта, который едет от улицы Челюскинцев в направлении Первокирпичного. И там был конфликт левого поворота. Если мы едем от улицы 24-я Северная или от улицы Челюскинцев: левый поворот на 33-ю Северную пересекал прямое встречное направление с Первокирпичного. А ситуация опасная сложилась почему? Потому что разреженный поток со стороны Первокирпичного — они на проход шли, ни секунды не ожидая на красный, при этом с левым поворотом стояли пассажирские автобусы, маршрутные такси типа ГАЗель для выполнения поворота на 4-ю Челюскинцев к диспетчерской. И они ограничивали видимость для тех, кто едет от Челюскинцев, того легкового транспорта, который едет от Первокирпичного встречного.

В сети Интернет после дорожно-транспортного происшествия, о котором сейчас скажу, появилась вот эта запись с видеорегистратора, когда водитель ГАЗели пассажирской, не убедившись, что он никому не создаёт помех для движения, выезжает на перекрёсток с невысокой скоростью, 30 километров в час, наверное, а от Первокирпичного ехал автомобиль ДЭУ. И дорожно-транспортное происшествие. Автомобиль восстановлению не подлежит. Девушка молодая там, около 25 лет, если мне не изменяет память, позвоночник в районе грудного отдела повреждён. Что делать? Заботиться опять высокими показателями интенсивности или пропускной способности. Конфликт убрали, водители стали стонать, кряхтеть. Было много звонков, жалоб.

Мне понравился, честно говоря, разговор с одним из водителей, который тоже вот с таким апломбом: «Что вы сделали? Было всё замечательно. Всё ехало. Мы не тратили время, ничего не ждали. А сейчас стоим в пробках и туда, и обратно. Ну и что, что мы каждый по своему направлению ни с кем не пересекаемся, никто никому не угрожает». Ну а я пример вот этот привёл. Девушка 25 лет. Если бы не дай Бог, конечно, она была вашей родственницей, как бы Вы отреагировали на эту ситуацию? Кому бы хотелось ради того, что там сотни каждый день проезжают без лишних затрат времени, а человек мог просто-напросто на всю жизнь остаться инвалидом.

Голос из зала

Вот ещё такой момент как запрещение левых поворотов и специализированные полосы для пассажирского транспорта. Вот вы, по-моему, первую сделали на Маркса, и не знаю, есть положительный пример, на ваш взгляд или нет? Как оцениваете?

В.Г. Кормилец

Я привык говорить откровенно, поэтому я скажу, что есть и положительные, есть и отрицательные моменты введения выделенной полосы. Положительные в том, что если заниматься, скажем так, техническим сопровождением, все выполняли требования дорожных знаков и разметки, то эта полоса работает великолепно. Но при этом нужно, извините за выражение, подправлять мозги некоторым водителям, которые выполняют остановку для посадки-высадки пассажиров на этой полосе, абсолютно не заботясь о том, что вот он один остановился, а сзади несколько автобусов, которые ждут возможности проезда. У них нет здесь остановки.

То есть понимаете, о чём речь? Необходимо в обязательном порядке менять сознание водителей, которые являются нашими же гражданами, нашими омичами, чтобы они не выполняли эти очень опасные остановки для посадки-высадки пассажиров в непосредственной близости от перекрёстков и на пешеходных переходах, допустим, Маркса сразу за пересечением с Масленникова, если ехать в центр города, возле магазина «Евросеть». Таких примеров более чем достаточно. И когда мы занимались техническим сопровождением, а это было где-то 1, 2, 3 августа, если мне не изменяет память, прошлого года, время проезда автобусов пассажирских муниципальных, которые 100% оснащены навигационной системой с 2010 года, в утренний час пик сократилось на 7 минут. То есть результат есть, надо просто над этим работать.

И самое интересное то, что в принудиловку, скажем так, стояли и прогоняли водителей всех автобусов на остановке «Дом печати» в направлении центра города, чтобы они не останавливались в начале остановочного пункта, а протягивали по максимуму ближе к пешеходному переходу, к обозначенному месту остановки и освобождали перегон. На второй день я увидел, что многие водители частных перевозчиков, немуниципальной формы собственности, и наши водители без дополнительных подсказок стали сами протягивать свой подвижной состав именно к остановке, то есть освобождая возможность въезда на эту выделенную полосу других автобусов, троллейбусов, другого подвижного состава немуниципальной формы собственности. До кого-то доходит, для кого-то нужно время. И вот сейчас мы подходим к тому пониманию того вопроса, который я хотел вам сказать. Я хотел попросить вас, по возможности, кто будет материал готовить по Ленина и Партизанской, описать водителям, что не надо разгорячённо реагировать на то, что происходит в городе Омске в связи с закрытием улицы Ленина в первый и второй день перекрытия на самом деле. Потому что существует такая практика в работе, что прикатка новой схемы организации дорожного движения в головах у водителей происходит в течение первого месяца работы. И это было подтверждено многократно. И на пересечении улицы Масленникова – Шебалдина, где сигнальные столбики поставили. На пересечении улицы Ленина – Масленникова, где были сигнальные столбики. То есть где схема организации движения меняется, водители проезжают первое время эти перекрёстки, участки с осторожностью. Почему? Потому что боятся совершить ДТП или попасть в дорожно-транспортное происшествие. А когда они эту ситуацию, изменившуюся, уже воспринимают на ура, когда она уложилась у них в голове, тогда они в этих изменённых условиях едут по старинке, то есть, по памяти, на автомате, может быть на предельной скорости, скажем так, из того, что возможно.

Поэтому прошу омичей с пониманием отнестись к тем временным трудностям, которые сейчас первые дни они будут испытывать после закрытия движения по улице Ленина. Ленина закрыли — это вынужденная мера. Если мне не изменяет память, там порядка 18 пересечений инженерных коммуникаций на проезжей части. И для того, чтобы не мучить ни себя, ни строителей, и не создавать эти условия непонятные, когда там по одной полосе в одном и в другом направлении улица едет, решили перекрыть движение для того, чтобы застройщики, подрядчики в максимально короткие сроки могли завершить свои работы, выполнить работы по уплотнению этой конструкции дорожной одежды и уже открыть для свободного движения улицу Ленина в прежнем режиме.

 Голос из зала

Вот ещё один вопрос. Если заговорили про Амур, там вот с этого моста у «Ленты» по вечерам постоянно пробка в сторону Завертяева. То есть, прямо потоки со всех сторон стоят, всё там красными фонарями горит, то есть, люди уже пишут в социальных сетях, что устали каждый вечер стоять в пробках. Вот там планируется ли какая-то работа, может быть, та же регулировка светофоров?

В.Г. Кормилец

Светофор мы оттуда убрали, потому что светофор — это всегда есть определённые, ну, скажем так, необоснованные задержки за счёт промтакта. Промтакт — это жёлтый, красно-жёлтый, вот эти вот сигналы. На самом деле промтактом даже называется зелёный моргающий, если так абсолютно говорить точно, уже по профессиональному. За счёт промтактов, когда горит жёлтый, никто не едет, ни одно направление, ни второе.

Почему такая ситуация на Завертяева? Потому что сливается два потока — один от «Ленты», другой с путепровода. Как минимум, с двух, ну, на самом деле с трёх полос (там транспорт едет с путепровода по двум полосам). Поэтому три полосы стекаются в одну возле переезда и превышают пропускную способность одной полосы. Вот по-другому никак. Но я думаю, что осталось совсем чуть-чуть подождать, буквально неделю максимум, когда откроется новый участок Завертяева. Кстати, вчера там прокатился, посмотрел, достаточно интересно всё сделано, два светофора установили.

И у нас будет альтернативный проезд в сторону Первокирпичного через Онкологический диспансер. То есть транспортный поток может делиться на две части: тот, кому транзитом нужно непосредственно в район Донецкой, в районе самого Первокирпичного, они могут использовать вот этот новый участок построенной дороги. А тем, кому нужно здесь распределиться, в районе там станции Успешная, Каховского, они могут пользоваться старой улицей Завертяева. Так что транспортный поток однозначно перераспределится, я больше чем уверен, что от пробок по Завертяева это поможет избавиться.

Голос из зала

В ближайшее время будут какие-то значимые изменения в организации движения? Помните, вы весной рассказывали о том, что планируете изменить движение на перекрёстке Масленникова – Ленина, но, кажется, до сих пор так и не поменялась схема.

В.Г. Кормилец

В этом году мы реализуем, по-видимому, только одно единственное изменение на Театральной площади. Кстати, вот, когда я говорил Ленина – Партизанская, может сыграть свою роль положительную для транспорта, который движется по Гагарина из центра города, вот кто-то в направлении Жукова, кто-то в направлении Богдана Хмельницкого. Мы по новой схеме организации движения собираемся разрешить выполнение левого поворота с Театральной площади на улицу Лермонтова, то есть, таким образом, открыв дублёр для Думской. Понимаете, да?

Около полутора лет назад мы считали интенсивность движения транспорта, который уходит с Думской направо на Жукова, в сторону Бульварной, и направо на Пушкина, в сторону Масленникова или Маяковского, если мне не изменяет память, порядка 86 или 89 единиц суммарно в час вот едут именно по этому маршруту. То есть им на самом деле не принципиально ехать по Думской или по Лермонтова, если они потом с правым поворотом уходят на Пушкина или на Жукова. Поминаете, да, о чём речь идёт? У нас есть возможность таким образом Думскую подразгрузить, а она у нас характеризуется заторными ситуациями в утренние часы, вечерние часы. Поэтому было бы интересно организовать этот левый поворот на Театральной площади, потому что он у нас светофорный цикл никак не утяжеляет. Вот одно из редких явлений, когда мы, вводя ещё одно разрешенное направление движения, никак не влияем на ухудшение условий для других водителей. То есть, одновременно, когда транспорт от «Яблоньки» идёт с правым поворотом на Маркса, и транспорт с Лермонтова с правым поворотом уходит в сторону Юбилейного моста, вот этот поток мы собираемся разрешить, выполняя левый поворот на улицу Лермонтова.

Конечно, нужно будет либо запрещать выполнение остановки на каком-то участке Лермонтова, чтобы транспорт…перегон принимал. Совершенно верно. Либо менять порядок парковки. Сейчас там разрешена парковка перпендикулярно проезжей части. Безусловно, это не лезет ни в какие ворота, потому что там в условиях зимней заснеженности из четырёх полос, одна из которых используется для парковки, остаётся, наверное, всего-то, ну две с половиной, и впритирочку прямо транспорт проезжает. Поэтому нужно будет ставить транспорт параллельно краю проезжей части, это первое, и второе, наверное, всё-таки запрещать выполнение правого поворота, правого теперь уже, с Маркса, если мы едем от железнодорожного вокзала, чтобы не отягощать вот этот участок. Боимся, что он может быть подзагружен, водители могут использовать его, потому что многие откровенно просто сюда едут за цветами, в торговый комплекс «На Театральной», в Музыкальный театр, парковка-то с этой стороны, и они едут через Думскую, через Пушкина. Чтобы не отягощать, они могут заезжать здесь с улицы Лермонтова.

Не удалось в этом году ввести в практику изменённую схему организации движения с применением кругового на пересечении 22 Декабря – Исилькульский тракт. Говорю об этом с сожалением на самом деле. Почему не удастся? Потому что у нас было предложение из внебюджетных средств, не за счёт средств муниципалитета, приобрести часть технических средств, которые позволили бы организовать «островок безопасности» посередине. Его в обязательном порядке мы должны выделить на проезжей части, относительно проезжей части отделить его для того, чтобы в зоне этой выделенной стояли уже знаки, там сержанты, круговое и всё остальное. Но ввиду вот тяжелых экономических ситуаций спонсор, который изъявлял по весне и даже ещё по лету готовность приобрести необходимые средства, отказался. Поэтому мы круговое движение не сможем сделать, средств в муниципалитете на приобретение этих блоков нет.

Будем реализовывать старую схему организации движения с нанесением разметки, попытаемся упорядочить, то есть нанести разделительные островки, обозначить край проезжей части, потому что не очень хорошо там подходы освещены. Так что будем ждать лучших времён. Может быть на следующий год всё исправится и спонсоры изъявят готовность поучаствовать в изменении схемы организации дорожного движения на этом перекрёстке.

Голос из зала

У «Маяковского» когда круговое движение появится?

В.Г. Кормилец

Ну, тоже финансовые средства дополнительные должны быть привлечены. Загвоздка в «Маяковском» в том, что необходимо, если полностью менять схему организации дорожного движения, перекладывать контактную сеть троллейбусов. Для этого необходимо установить три опоры контактной сети. Стоимость каждой опоры ориентировочно около ста тысяч составляет.

Кроме всего прочего здесь начинают наслаиваться следующие варианты. Вот, когда проводили как раз Международный марафон, до его начала подъехали и посмотрели как можно вообще, в принципе, вытянуть это кольцо, чтобы изменить организацию движения на соборке и поняли, что это кольцо у нас получается укладывается, ну, где-то в направлении Банковского переулка и попадает в зону перекрытия движения транспорта и в зону производства работ по оборудованию старта, финиша этого марафона. Понимаете? То есть, если мы будем менять схему так, как мы планировали, то у нас принципиально произойдёт изменение на самой соборке. Сможем ли мы её использовать в том объёме по изменённой схеме, которую нам позволят при проведении каких-то общегородских массовых мероприятий на соборке, а таких мероприятий в год там около тринадцати проходит.