Пресс-конференции

Пресс-конференция Вадима Кормильца 22.01.2018

Стенограмма пресс-конференции первого заместителя директора департамента транспорта Администрации города Омска В.Г. Кормильца

Г.Г. Назарова

…говорить сегодня будем на тему интересную. Вадим Геннадьевич нам расскажет, как мы будем жить в новом году по части безопасности дорожного движения.

Пожалуйста. Формат традиционный: сначала мы дадим слово, потом сможем задать свои вопросы.

В.Г. Кормилец

Я думаю, что будет правильней, если мы разобьем на две части нашу встречу. Даже, может быть, на три части.

Первая часть будет посвящена моему выступлению: коротко об итогах работы в 2017 году, о том, что мы сделали, чего достигли. Вторая часть — о том, что мы планируем сделать в 2018 году. Чтобы это не звучало сухо, я постараюсь анонсировать те мероприятия, которые мы планируем реализовать в 2018 году, потому что сухая статистика, я думаю, ни читателей, ни вас не заинтересует. Смысл? Что толку, если я скажу, что на разметку мы потратим 11 миллионов? Ну, потратим мы, а вот что благодаря этому мы сделаем, будет более интересно и вам, и читателям. А третья часть — ответы на вопросы. Давайте приступим.

Я напомню, что мы занимаемся светофорами, знаками и разметкой. Сейчас под «мы» я имею в виду отдел организации безопасности дорожного движения департамента транспорта и не касаюсь пассажирских перевозок.

Как производные — это изменение организации дорожного движения на каких-то участках. В этом году, например, департаментом транспорта обеспечено строительство пяти светофорных объектов на аварийно-опасных участках. Если будете записывать, то я продиктую: перекресток улиц Куйбышева и Лермонтова — транспортно-пешеходный светофор; перекресток улиц Химиков, 4-й Поселковой и 20 Партсъезда — транспортно-пешеходный светофор; улицы Дианова и Комкова — тоже транспортно-пешеходный светофор. Один пешеходный светофор был построен по проспекту Королева в районе остановки «Поликлиника № 4», другой — на Мира вблизи детской школы искусств № 12.

В этом году традиционно департаментом транспорта в работе по обеспечению безопасных дорожных условий приоритет отдается созданию безопасных условий для детей и пешеходов.

Для обеспечения безопасных условий на подходах к детским образовательным учреждениям в 2017 году нам удалось обеспечить обустройство дополнительных новых 42 светофорных объектов типа «Т.7». Это нерегулируемые пешеходные переходы, которые оснащаются системой индикации: желтые помаргивающие сигналы, которые информируют на большом удалении водителей о приближении к пешеходному переходу. Пешеходные переходы специализированные, подчеркиваю, на подходах к детским образовательным учреждениям. Забегая вперед, скажу, что в 2018 году у нас в планах построить 15 таких светофорных объектов. Из них 10 будут обеспечены финансированием в рамках общероссийской программы «Безопасные и качественные дороги», 5 — из средств муниципалитета.

В 2017 году мы внесли корректировки в режим работы 81 светофорного объекта. И для сравнения могу сказать, что в 2016 году таких корректировок было 103, а в 2015 году — 47. Большую часть корректировок мы вынуждены были делать повторно на тех светофорных объектах, которых ранее мы уже касались.

Кроме всего прочего в 2017 году у нас было организовано 20 выделенных пешеходных фаз. Три из них — вблизи школ, по детским пешеходным транзитам: на перекрестке улиц Герцена и 22-й Северной; на пересечении Иртышской набережной с улицей Федора Крылова; на пересечении проспекта Менделеева с улицей Заозерная.

Реализация всех мероприятий в городе по безопасности дорожного движения, по снижению количества очагов аварийности и по снижению тяжести их последствий, проходила в рамках трех программ финансирования.

Первая программа — муниципальная: развитие дорожного хозяйства и транспортной системы. Вторая программа — государственная: софинансируется из бюджета и называется «Доступная среда». Третья программа — федеральная: комплексное развитие транспортной инфраструктуры омской городской агломерации в рамках приоритетного направления стратегического развития «Безопасные и качественные дороги».

Далее. Всего в этом году было обеспечено нанесение более 57 тысяч квадратных метров дорожной разметки. Если интересно, скажу, что из них площадь «зебры» составила 22 тысячи квадратных метров, остальное ушло на продольную дорожную разметку. Выполнено текущее содержание и ремонт 322 светофорных объектов, а также 57 светофорных объектов, входящих в автоматизированную систему управления дорожным движением. Кроме того, были организованы выделенные полосы для общественного пассажирского транспорта на улицах Интернациональная и Гагарина для движения в двух направлениях. Думаю, что это вы заметили. Выполнен ремонт свыше 25 тысяч дорожных знаков. Была обеспечена установка более одной тысячи двухсот новых дорожных знаков.

Помимо этого, мы разработали проектно-сметную документацию на 15 светофорных объектов, которые планируется построить в 2018 году в городе Омске. Были также разработаны проекты организации дорожного движения на 180 автомобильных дорог города общей протяженностью более 290 километров.

В рамках «Доступной среды» была выполнена работа по дооборудованию светофорных объектов на улице Богдана Хмельницкого, остановке «Лизы Чайкиной». На Лукашевича в районе автовокзала и на Дианова-Дергачева пешеходные переходы также были дооборудованы устройствами звукового сопровождения для незрячих и слабовидящих.

Обеспечено устройство 30 светофоров «Т.7» на подходах к детским образовательным учреждениям, о чем я чуть раньше говорил. Было установлено 66 дорожных знаков. Преимущественно это знаки, обозначающие пешеходный переход, дублирующий на выносах. Нанесено более 8 тысяч квадратных метров дорожной разметки белым и желтым пластиком на улицах: Думская, 7-я Северная, Богдана Хмельницкого, Масленникова, Гагарина, Дианова, Интернациональная.

Эти мероприятия мы реализовали. Чего мы добились? По анализу аварийности за 2017 год в городе зарегистрировано снижение общего количества дорожно-транспортных происшествий на 2,8 %. Например, по итогам 2016 года произошло 2 320 ДТП, в 2017 — 2 255. К сожалению, наблюдается значительный рост количества погибших. Просто скачок! Было 56 человек погибших — и этими показателями мы гордились. А по итогам 2017 года в городе в результате ДТП погиб 71 человек. Рост составил 26,8 %. Зарегистрировано снижение количества пострадавших: в 2016 году — 2 924 человека, в 2017 году — 2 787. Снижение составило 4,7 %.

Из-за того, что подскочило количество погибших, вырос коэффициент тяжести последствий. Был коэффициент тяжести у нас одним из самых низких в Российской Федерации — по итогам 2016 года он составлял 1,9 %. А по итогам 2017 года мы подскочили — показатель остановился на уровне 2,5 %.

На чем хотелось бы остановиться? На том, что зарегистрировано значительное увеличение количества погибших в двух видах ДТП — это столкновение и наезд на пешехода. Причем, количество столкновений в Омске снизилось на 8 %, а количество погибших подскочило: было — 14 %, стало — 23 %. Это значительно.

И наезды на пешеходов. Общее количество выросло с 778 до 814, рост 4,6 %. По количеству погибших: было — 31 %, стало — 39 %. Рост —25 %.

Не хочу останавливаться на показателях по раненым. Если будет интересно, я назову отдельно.

У нормального человека возникает вопрос: почему происходит обратная ситуация, когда количество ДТП снижается, количество раненых снижается, а количество погибших растет? Объяснение одно — возросшие скорости движения.

Мне бы не хотелось непрофессионального обсуждения этой тематики, но, тем не менее. Почему произошло увеличение скорости движения транспорта? Потому что выполнен ремонт очередных улиц и дорог — это позволило значительно улучшить состояние дорожного покрытия. К чему это приводит? К увеличению скорости движения.

Ярким примером, к сожалению, стал мост 60-летия ВЛКСМ. На сегодняшний день наблюдение за дорожной ситуацией показывает, что в утренний час-пик в сторону центра города, в сторону телецентра, по улице Лукашевича и по самому мосту транспорт движется не в три полосы, как положено по организации дорожного движения, а в четыре. Фактически в этой четвертой полосе с превышением разрешенного скоростного режима водители движутся в направлении центра города по встречной полосе.

Теперь коротенькое отступление. Я для себя стараюсь мониторить комментарии граждан к публикациям по нашей тематике, которые выходят в электронных СМИ. Прихожу к выводу, что часть комментариев однобокие и неправильные. К счастью, есть граждане и водители, объективно и трезво оценивающие ситуацию. Они не пытаются найти сразу виновных среди чиновников и полицейских, и говорят откровенно о том, что не нужно руководствоваться соображениями быстрого перемещения по опасному участку.

Если углубиться, то безопасность дорожного движения складывается из психологии. На наиболее узких участках в любом городе (это участки с извилистой дорогой или участки, которые визуально воспринимаются водителями как закрытые и сдавленные) скоростные режимы гораздо ниже, чем на участках, которые открыты (на них пространство большое, широкое, длинное и прямое). Вот эти участки наиболее опасны в плане превышения скоростного режима и по тяжести последствий. И Европа уже давно пошла по такому направлению: создание искусственное условий, которые не подталкивали бы психологически человека нажимать на педаль и увеличивать скорость движения.

С разными комментариями можно столкнуться: некоторые преступно безалаберные, а некоторые глубоко профессиональные. Но мы говорим сейчас именно о мосте 60-летия ВЛКСМ. Здесь городской администрацией совместно с отделом ГИБДД проводится работа по организации контроля над соблюдением водителями скоростного режима. За короткий промежуток времени — полтора-два месяца — здесь произошел ряд резонансных дорожно-транспортных происшествий с превышение скоростного режима. Многих деталей люди не знают. Поэтому им легче обвинить мэрию, которая, по их мнению, не создала надлежащие дорожные условия.

Идем дальше. Увеличение скорости движения в городе повлекло за собой наиболее тяжкие последствия. Для меня, как для специалиста, все понятно и прозрачно. Зависимость очень простая: чем выше скорость движения, тем больше тормозной путь, а у водителя меньше времени отреагировать на неожиданно возникшую аварийную дорожную ситуацию. Избитые фразы, избитые цифры, но я к ним вернусь, потому что они показывают суть механизма возникновения дорожно-транспортного происшествия.

Если мы берем легковой автомобиль при средней скорости 60 км в час, то длина тормозного пути составит порядка 24 м. Если мы скорость движения увеличим на 20 км в час, то тормозной путь увеличится на 16 м. Почему я сейчас оперирую этими цифрами? Потому что значение максимальной разрешенной скорости движения в населенных пунктах — 60 км в час. Никто не вносил изменения в Правила дорожного движения. Вернусь к тем комментариям, которые регулярно читаю в электронных СМИ. Люди нередко пишут: «Да я же ехал без нарушения! Там 78 км в час было!». Они даже не понимают, что пишут! 60 км в час как было, так и осталось в ПДД. Просто к административной ответственности стали привлекать, к сожалению, только после того, как человек превысит скорость именно на эту максимальную дельту. То есть он двигался вместо 60 км в час 80, зная, что его не привлекут к ответственности.

Далее. Этот год у нас оказался неординарным в плане и распределения дорожно-транспортных происшествий по дням недели. Раньше наиболее аварийными днями считались пятница, суббота и понедельник. Люди мысленно уходят от темы безопасности дорожного движения, строят какие-то планы на конец недели, что отвлекает от дорожных условий и способствует возникновению ДТП. В понедельник идет обратный процесс: необходимо вернуться в рабочий ритм, но люди мысленно еще в выходных. В этом году все наибольшее количество ДТП произошло в среду — 377. Воскресенье ушло на третье место после понедельника. Наиболее аварийным временем в 2017 году стал период с 7 до 11 утра. Здесь количество ДТП выросло на 11 %, погибших — на 133 %, раненых — на 14 %. Количество погибших возросло с 9 человек (2016 год) до 21 (2017 год).

Не могу не поделиться с вами и хорошей статистикой: в 2017 году в ДТП не погиб ни один ребенок. В 2016 году было 4 факта. О чем это говорит? О том, что косвенно повлияли мероприятия, которые в 2015, 2016 и 2017 годах были реализованы мэрией, по обозначению пешеходных переходов знаками нового образца.

В 2017 году, напоминаю, 202 пешеходных перехода у детских школьных образовательных учреждений были обозначены бело-желтой разметкой. В дальнейшем мы планируем школьные пешеходные переходы оставить в этой гамме. Это не является обязательным требованием, но привлекает внимание и ориентирует водителей: будь внимателен, здесь дети. Кроме того, знаки «дети» и «пешеходный переход» выполняются теперь по новому стандарту на щитах желто-зеленой пленки с высоким коэффициентом светоотражения.

Что мы планируем сделать в 2018 году? В рамках всех программ будет обеспечено техническое обслуживание, содержание и ремонт 360 светофорных объектов, более 25 500 дорожных знаков. Будет завершено обустройство всех детских пешеходных переходов у школ знаками нового образца. Будет обеспечена установка новых 1 700 дорожных знаков, более 69 000 кв. м дорожной разметки.

Еще раз скажу: 15 новых светофорных объектов будет построено в городе. Из них 10 — в рамках программы «Безопасные и качественные дороги», 5 — в рамках финансирования из бюджета города.

Обеспечено будет содержание и ремонт 57 светофорных объектов в рамках автоматизированной системы управления дорожным движением. Запланировано строительство на детских пешеходных переходах дополнительных 6 светофорных объектов «Т.7», работающих на солнечных батареях. Также мы запроектируем строительство 7 светофорных объектов в местах концентрации ДТП. Строительство их планируем выполнить в 2019 году. Будет выполнена и разработка проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения суммарной протяженностью более 255 километров.

Теперь коротко о тех мероприятиях, которые мы адресно планируем сделать в 2018 году. На путепроводе по улице 15-я Рабочая при движении в сторону улицы Демьяна Бедного будет обеспечено поэтапное снижение скорости движения до 20 км в час. Кроме того, мы планируем изменить схему организации дорожного движения на перекрестке улиц Богдана Хмельницкого и 3-я Транспортная при движении со стороны Московки. Три полосы движения полноценно будут работать в прямом направлении без заторов. Запретим выполнение левого поворота для тех, кто едет с Московки на 3-ю Транспортную в сторону улицы Панфилова. Будет организован отнесенный левый поворот. Разворот будет обеспечен на перекрестке со 2-й Транспортной. Это позволит увеличить пропускную способность по улице 3-я Транспортная в прямом направлении при движении от Шинного завода в направлении улицы Панфилова.

В текущем году, надеюсь, нам удастся продлить зону ограничения максимальной скорости движения транспортных средств на мосту 60-летия ВЛКСМ. Принципиально, чтобы было понятно, сейчас ограничение скорости — с 60 до 40 км в час на самом мостовом сооружении. По земляной насыпи, которая вас поднимает к мостовому сооружению, действует разрешенная скорость 60 км в час. В одном, и в другом направлении ограничение скорости до 40 будет продлено. Для тех, кто едет со стороны улицы Заозерная ограничение до 40 км в час. Оно будет действовать также для тех, кто спускается с правым поворотом с проспекта Мира в направлении Левого берега еще только на спуске, перед слиянием потока, который едет со стороны Заозерной в прямом направлении. Зона ограничения скорости для этого направления будет продлена, а знаки «40» будут перенесены и действовать будут до того места, где в настоящее время установлены камеры, ориентированные на превышение скорости. Вспоминайте: проезжаете мост, стоит ограничение «40», «60», а через 70-80 метров после мостового сооружения над проезжей частью установлены камеры, которые считывают скорость до 60 км в час. В этом году там будет ограничение «40», и камеры будут перенастроены на фиксацию 40 км в час. Также они будут фиксировать превышение скорости для тех, кто едет со стороны Степанца. Так участок с ограничением максимальной скорости движения будет продлен и для этого направления. Но окончание зоны «40» для тех, кто едет со стороны Степанца в сторону Заозерной и в сторону проспекта Мира продляться не будет.

Кроме всего прочего в этом году мы планируем завершить организацию двухстороннего движения по улицам Торговой и Олега Кошевого. Светофорный объект передан в хозяйственное ведение. Напоминаю: был разработан проект организации дорожного движения, мы организовывали двухстороннее движение по Бетховена, по участку Олега Кошевого, по участку Торговой, но работа была не завершена на подходах между Бетховена и Олега Кошевого по Торговой, и по Олега Кошевого от улицы Торговой до Мельничной. В этом году работа будет завершена, будет организовано полноценное двухстороннее движение.

Ну и самое большое, наверное, мероприятие, по трудозатратам в этом году: проверка состояния пешеходных переходов в городе. Их у нас более 1 400. Это нужно для того, чтобы мы актуализировали данные по их оснащенности, какие участки утратили, допустим, освещенность, на каких участках необходимо дополнительное проведение работ по обустройству подходов для удобства пользования этими пешеходными переходами. В летний период времени обращаем внимание на обеспечение треугольников видимости — кронирование деревьев либо снос зеленых насаждений.

Ну, и в заключение скажу, что себя положительно зарекомендовали выделенные полосы для общественного пассажирского транспорта. В этом году практика выделения будет продолжена. Приоритет у проспекта Мира и улицы Красный Путь.

На этом все. Я готов отвечать на вопросы.

Г.Г. Назарова

Коллеги, просьба представляться.

«Новый Омск», Александра Сухорукова

Вадим Геннадьевич, когда планируется ограничить скорость на путепроводе и на мосту 60-летия ВЛКСМ? Может быть, месяц уже известен?

В.Г. Кормилец

Планируем выполнить по мосту ограничение в феврале. А по путепроводу, который по 15-й Рабочей, дату точно не могу сказать. Это будет, наверное, в июне. Ориентировочно.

При мероприятиях по организации безопасности дорожного движения администрация, конечно же, должна работать более гибко и оперативно. Но есть требования федерального закона: сначала должен быть составлен план-график закупок, сформирован объем работ и выставлен на торги. Полтора месяца минимум эта процедура будет длиться. Только потом по результатам электронных торгов победитель приступит к работам по выполнению установки тех или иных дорожных знаков. Ну, и на их выполнение, естественно, тоже какой-то промежуток времени требуется. Если объем большой, то месяц, может быть, даже больше.

Поэтому, к сожалению, мы должны сначала получить финансовые средства, а потом выйти на торги. Средства, я так понимаю, к нам должны поступить в феврале. Значит, в марте контракт будет разыгрываться, потом победитель приступит к выполнению работ.

К выполнению работ приступают уже в строительный сезон, не по зиме.

Г.Г. Назарова

Спасибо. Еще, пожалуйста.

«Омск-информ», Сергей

Вопрос по выделенным полосам. Есть такое предложение: ограничить движение по ним маршруток. То есть только автобусы большого и среднего класса. Как сейчас все происходит: маршрутки то выезжают с этой полосы, то заезжают в нее, а в итоге происходит неразбериха.

В.Г. Кормилец

Я понимаю, о чем идет речь...

«Омск-информ», Сергей

В Москве, например, запретили двигаться маршруткам. Только автобусы большие.

В.Г. Кормилец

Москва является субъектом Российской Федерации с особым положением. Не будем дальше эту тему развивать. Поэтому они могут принимать на своем уровне те нормативные документы, которые их устраивают. Мы такими полномочиями не обладаем, к сожалению. Может быть, отчасти. Но, тем не менее, есть требования правил дорожного движения, которые говорят, кто имеет право пользоваться выделенными полосами для движения маршрутных транспортных средств. Маршрутные такси входят в маршрутную транспортную сеть города Омска, которая утверждена постановлением администрации. Поэтому юридически запретить двигаться маршрутным такси по выделенным полосам мы не можем.

Теперь я задам вопрос: почему мы должны притеснять тех, кто пользуется маршрутными такси и создавать преимущества только для муниципальных автобусов? Зачем?

«Омск-информ», Сергей

Тогда нужно наладить все так, чтобы водители маршруток ездили только по этим полосам. А то, когда удобно, они ездят по ним, когда неудобно, то ездят по двум оставшимся.

В.Г. Кормилец

Здесь я соглашусь. Должен быть надлежащий контроль над соблюдением правил дорожного движения. В том числе и водителями маршруток, которые используют для своего проезда выделенные полосы.

Ни большие автобусы, ни маршрутки не должны выскакивать, когда им удобно, из этой полосы и возвращаться в нее. Правила должны действовать для всех. Считаю, что контроля и в нашем городе недостаточно.

«Омск-информ», Сергей

Второй вопрос по выделенным пешеходным фазам. Я был в Новосибирске недавно, насколько понял, там их нет. Там, как у нас раньше, светофоры работают. У нас же получается так, что на некоторых перекрестках возникают пробки из-за того, что поток 20 секунд стоит, и транспорт не едет. Как-то можете пояснить?

В.Г. Кормилец

Тяжелую тему вы подняли. Либо мы говорим о безопасности, либо о пропускной способности.

Я себя не обманываю и понимаю, что одновременно служить двум господам крайне редко удается. Может быть, только в каком-то художественном произведении. Не всегда можно сохранить выделенную пешеходную фазу, чтобы она не пересекалась с транспортом, и чтобы это не сильно сдерживало его движение. Такое удается достичь только на тех перекрестках, которые имеют невысокую загрузку.

На сегодняшний день центральная часть города вся характеризуется достаточно мощным движением. Навскидку скажу, допустим, на улице Красный Путь в вечерний час пик суммарная интенсивность движения составляет в обоих направлениях — 6 800 единиц в час, в утренний час пик — 7 200. Если мы говорим о шести полосах движения при светофорном регулировании, то максимальная пропускная способность одной полосы для движения в прямом направлении составляет 800 единиц. Умножаем 800 на 6, получаем 4 800. А у нас с вами в утренний час пик — 7 200 в обоих направлениях. Мы понимаем, что в утренний час пик большее количество транспорта движется в направлении центра города и гораздо меньше из него. И когда мы сравниваем 7 200 и 4 800, то понимаем, что превышение составляет 2 400 автомобилей. Если мы эти 2 400 делим пополам, то есть отбрасываем встречное направление, которое едет из города, остается 1200.

Эти 1 200 условно разбрасываем на три полосы движения, получается, по 400 единиц на каждую полосу идет превышение пропускной способности. Это будет способствовать образованию заторовых ситуаций? Ну, конечно, будет. И при всем этом, как мы можем организовать безопасное движение пешеходов через улицу Красный Путь, если у нас нет внеуличных пешеходных переходов? Только останавливая этот транспортный поток, что снижает пропускную способность по улице Красный путь.

Если делать движение пешеходов внеуличным, то это сохранит пропускную способность. Есть ряд мероприятий, которые еще больше увеличивают пропускную способность, но это, кстати, мероприятия, которые не относятся к увеличению скорости движения. Поэтому, если перекресток аварийный и на нем страдают люди из-за того, что кто-то из водителей допустил наезд на пешехода, приоритет мы будем отдавать безопасности пешехода. Пешеход, в отличие от водителя автомобиля, от внешнего воздействия ничем не защищен. Поэтому, мне кажется, даже не стоит обсуждать, что в обязательном порядке нужно приоритеты отдавать пешеходам.

Мы понимаем, что общество должно жить. Перемещения транспорта должны обеспечиваться по улично-дорожной сети. Мы стараемся реализовывать мероприятия, учитывая потребности и пешеходов, и водителей. Например, светофорный цикл на регулируемом пешеходном переходе возле Телецентра. Ну, нет другой возможности у людей перейти там через дорогу. Поэтому длину пешеходной фазы мы оставили минимально возможную для пересечения проезжей части и максимально удлинили длину транспортной фазы, чтобы транспорт через этот участок шел без заторов. Но все равно этого недостаточно.

Пешеходам мы по-прежнему будем уделять большое внимание, стараться для них максимально безопасные условия создавать. Автомобилисты сами разберутся, как смогут воспользоваться этим моментом. С другой стороны, есть еще вариант: у водителя есть возможность выбрать себе альтернативу проезда. У пешехода же такой альтернативы нет — он идет, как правило, к остановке или к какому-то конкретному объекту.

Голос из зала

Зачастую пешеход не ждет пешеходной фазы. Ну, например, пешеходный переход на улицах Пушкина — Думская. То есть люди идут, не дожидаясь, когда светофор загорится. Машины поворачивают налево, и, получается, они их либо сбивают, либо останавливаются…

В.Г. Кормилец

Ну, при всем уважении к таким водителям, я им хочу напомнить Правила дорожного движения: при выполнении левого или правого поворота водитель обязан пропустить пешехода, движущегося по той проезжей части, на которую водитель поворачивает. Давайте начнем с этого.

Есть еще один нюанс, тоже достаточно важный. Я думаю, что об этом нужно говорить: мы обязаны создать безопасные условия, а если эти безопасные условия кого-то из пешеходов не устроили и он выбирает более короткий по времени или по расстоянию, но более опасный путь, то это его собственный выбор. Вот это людям надо объяснять.

Вчера наткнулся на интересный пост, как раз по нашей тематике. Длина тормозного пути легкового автомобиля в зависимости от состояния проезжей части 20 м. Но длина тормозного пути на льду увеличивается до 130 м. Мы живем в Сибири. Не надо себя обманывать. Выпадение осадков, изменение погодных условий приводят к обледенению проезжей части. И это обледенение в пять секунд не устранить. Требуется выезд автомобиля, просыпка — на это уходит время.

К чему я это говорю? Есть условия видимости или условия распознавания пешехода на проезжей части водителем при движении. И, к сожалению, та одежда, которую мы носим, по большей части предопределяет уровень нашей безопасности, когда мы пытаемся перейти через дорогу на неосвещенном участке. То есть на участке, на котором, нет пешеходного перехода, нет достаточного освещения автомобильной дороги, пешеход в темной одежде едва различим на расстоянии 30-40 метров. А некоторые граждане у нас, к сожалению, иногда выходят на проезжую часть и вообще по сторонам не смотрят. Понимаете? Доносить нужно и до детей, и до взрослых.

Когда кто-то из нас опаздывает на работу, никто же не прыгает из окна девятого этажа, чтобы сократить путь до машины. В этом случае все понимают, что это опасно для здоровья, и спускаются по лестнице или в лифте, тратят кучу времени, которого не хватает. Все безопасно покидают свое жилище, а дальше? Вырываясь на дорожную сеть города, они жмут на педаль и летят, вполне осознавая опасность, но надеясь, что пронесет. В этом беда нашего общества. Дело не только в дорожных условиях, но и в грамотности наших граждан.

Г.Г. Назарова

Спасибо. Еще вопросы.

«Омск-регион», Наталья Евдокимова

Вадим Геннадьевич, такой вопрос: пятничные пробки достигли на прошлой неделе максимальных 10 баллов, да?

В.Г. Кормилец

Девять. Но я могу ошибаться.

«Омск-регион», Наталья Евдокимова

Вы уже анализировали, с чем это связано?

В.Г. Кормилец

Мы разговаривали с сотрудницей «Яндекс-пробки», курирующей наш регион, и она подтвердила, что при выпадении любых осадков, даже в летнее время в виде дождя, бальность увеличивается на один-два балла.

Кроме того, есть закономерность в проведении каких-то общероссийских либо общегородских мероприятий. Но в эту пятницу у нас, по-моему, ничего такого не было. Но кроме всего прочего есть случайное наложение. Вот волны качаются, качаются, качаются и совершенно случайно складываются в один пик. То же самое есть в человеческом поведении, в жизни общества, в том числе и в движении транспорта есть такие всполохи. То есть что-то происходит такое, что на ровном месте приводит к значительному осложнению дорожного движения. Не знаю, что произошло в эту пятницу, в принципе, все, казалось, хорошо было, и погодные условия были нормальные.

Я обещал вам рассказать вкратце про обледенение, как вообще образовывается и достаточно быстро обледенение дорожного покрытия. Это, как ни странно, потепление. Вспоминайте. Наверное, каждый из вас сталкивался с ситуацией, когда либо стекло с улицы зимой заносил домой, либо какую-то железку? Что происходит с ними? Они моментально покрывается влагой, да? Откуда она берется? Ну, не из стекла и не из железа, естественно, выдавливается. Она максимально конденсируется на холодной поверхности из теплых масс воздуха, то есть из дома. Вот в доме у вас еще больше влаги, чем то, что конденсировалось. Мосты, путепроводы проветриваются, тело этих инженерных сооружений остывает гораздо быстрее и сильнее, чем земляное полотно. И когда приходит теплая масса воздуха и приносит с собой определенную влажность, образуются наледь и гололед на проезжей части.

Но, как ни странно, есть еще такой эффект: когда длительное время давят холода, тоже происходит обледенение проезжей части. Но по большей части, мне кажется, это обледенение происходит от выхлопных газов автомобилей. Чем выше интенсивность, тем выше обледенение, чем ниже интенсивность, тем меньше обледенение. А еще дороги в зимнее время при наступлении холодов белеют — «седеют». Вот так.

Еще что-то хотел рассказать…

Г.Г. Назарова

Про Жукова.

В.Г. Кормилец

Жуков. Маршал Советского Союза. Он ко мне, конечно же, во снах не приходит. Не пишите только об этом…

Но реалии таковы: надо увеличивать пропускную способность улицы Фрунзе при движении в сторону улицы Маршала Жукова и Фрунзенского моста. Мы со специалистами в утренние часы пик сняли интенсивность движения транспорта на пересечениях с Орджоникидзе, Герцена и Гусарова и эти данные передали для дальнейшей работы по математическому моделированию. Это один из ярких примеров положительного сотрудничества городского отдела ГИБДД, проектных организаций. Мы берем данные, предоставляем их этим специалистам, они их оценивают, используют и выстраивают математическую модель: формируют три перекрестка, увязывают их в участок, соединенный улицей Фрунзе, и, в ту или иную сторону меняя показатели длительности фаз светофорного регулирования, пытаются добиться увеличения пропускной способности в утренний час пик.

Если, к примеру, пропускная способность в этом направлении в утренний час пик составляет суммарно 2 400 единиц в час, а мы путем неоптимального светофорного регулирования можем обеспечить только 2 200, то математическое моделирование позволит нам выжать максимум из того, что мы можем использовать на этом направлении. Поэтому в этом году мы, надеюсь, в весенний период получим от них математическую модель с измененными временными установками цикла и фаз на этих перекрестках для того, чтобы мы могли увеличить сброс транспорта в направлении моста Фрунзенского со стороны Метромоста в утренний час пик.

Кроме всего прочего, разработана схема организации дорожного движения в сотрудничестве с управлением ГИБДД по изменению схемы организации дорожного движения на перекрестке улиц Красный Путь и Фрунзе. К сожалению, там сегодня светофор не работал из-за морозов, в желтое мигание ушел. К чему приведет это изменение? Сейчас, если двигаться от кинотеатра «Маяковский» по улице Красный Путь для выполнения поворота в сторону метромоста, нам необходимо повернуть направо, на Фрунзе, в первое полукольцо, выехать на проезжую часть для встречного движения, опять пересечь Красный Путь и уйти с подъемом на сам метромост. Вот суммарная протяженность этого участка по нынешним потребностям оказалась уже недостаточной. Пару лет назад мы увеличивали продолжительность этой фазы и увеличили сброс транспорта на метромост, все поехало. Но жизнь не стоит на месте, интенсивность выросла, опять стали образовываться пробки, причем, более серьезные, чем два-три года назад.

На сегодняшний день было принято решение, что весь транспорт мы будем сбрасывать не в ближнее полукольцо, а в дальнее полукольцо, которое находится уже ближе к улице Орджоникидзе — там два места для разворота. Визуально ориентируетесь, да? В первый разворот мы планируем пропускать грузовой транспорт, если он там каким-то образом появится, и автобусы пассажирские. А во второе место для разворота — все остальные виды транспорта, то есть легковой. Таким образом, одновременно для выезда на метромост начнут работать два параллельных направления, а длина накопительной площадки увеличивается, по крайней мере, в два раза. И приоритет отдаем движению именно пассажирских автобусов и маршрутных такси…

Голос из зала

Ну, там возникает такая ситуация между двумя полукольцами…

В.Г. Кормилец

…приоритет мы отдаем движению автобусов, тех, кто будет проезжать через первое полукольцо. То есть, общественный транспорт будет проезжать по главной дороге. Там и сейчас такая же приоритетность. Эта приоритетность так и останется.

Голос из зала

Там тогда стоило бы ГИБДД дежурить, чтобы санкции применять к водителям легковых машин, которые поедут в первое полукольцо.

В.Г. Кормилец

Нужно приучить водителей к новой схеме, чтобы он на автомате делал то, что делает в своей повседневной жизни. Чтобы приучить к новой схеме движения, как правило, нужно на первый месяц выставлять туда пост инспектора ДПС, который бы требовал выполнения новой схемы организации дорожного движения. Причем, не карал, не наказывал рублем, а именно подсказывал и помогал водителям выработать эту новую привычку.

Безусловно, туда инспектора нужно будет выставлять. Если инспектор не будет выставлен, то новая привычка не будет выработана, и большая часть водителей так и будет нарушать.

Голос из зала

А знаками как будет обозначено?

В.Г. Кормилец

Нет, выделенную полосу там делать не будем, потому что под эту полосу тогда не сможет проехать грузовик. А для того, чтобы обеспечить проход крупногабаритного транспорта, который в тот проезд по габариту уже не проходит, скорее всего, будет установлен знак, запрещающий движение с табличками, указывающими: кроме автобусов и грузовых.

Так будет правильнее. Тем более, грузовых автомобилей на этом участке крайне мало, и мы заботимся об их пропуске. В том случае, если, согласно Правилам дорожного движения, есть объект притяжения — водителю нужно доставить какой-то товар или привести что-то, разгрузиться или наоборот погрузить и увезти — водитель имеет право с ближайшего к месту назначения перекрестка проехать в зону, обозначенную знаком, запрещающим движение грузовых автомобилей.

Г.Г. Назарова

Спасибо. Последний вопрос.

Голос из зала

И когда введут второе накопительное кольцо?

В.Г. Кормилец

Тоже в этом году. В рамках муниципального контракта. Думаю, примерно, в те же сроки, в которые будет ограничена скорость движения по путепроводу на 15-й Рабочей.

Г.Г. Назарова

Коллеги, спасибо. Вадим Геннадьевич, спасибо.

В.Г. Кормилец

Вам спасибо, что пришли.