Порядок обжалования муниципальных правовых актов

В соответствии со статьей 7 Устава города Омска, принятого решением Омского городского Совета от 20.09.1995 года № 92, в систему муниципальных правовых актов входят:

  • Устав города Омска;
  • правовые акты, принятые на местном референдуме;
  • нормативные и иные правовые акты Омского городского Совета;
  • нормативные и иные правовые акты Администрации города Омска, иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом.

Порядок обжалования муниципальных правовых актов предусмотрен Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — ГПК РФ) и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — АПК РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй статьи 22 ГПК РФ, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Согласно статье 27 АПК РФ, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из статьи 28 АПК РФ следует, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе:

  • об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
  • об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в зависимости от подведомственности дело об обжаловании муниципального правового акта может рассматриваться в порядке, предусмотренном ГПК РФ либо АПК РФ. Данные категории дел относятся к делам, вытекающим из публичных правоотношений.

Подразделом III (главами 23, 24, 25) ГПК РФ, разделом III (главами 22, 23, 24) АПК РФ предусмотрен порядок рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений. Дела об обжаловании муниципальных правовых актов рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства, предусмотренным соответствующим процессуальным Кодексом, с особенностями, установленными вышеуказанными главами ГПК РФ, АПК РФ.

Дела об обжаловании муниципальных правовых актов рассматриваются в заявительном порядке: заявитель — организация, гражданин, государственный орган, иной орган, должностное лицо, обратившийся в суд с заявлением об обжаловании муниципального правового акта, заинтересованное лицо — орган местного самоуправления, принявший обжалуемый муниципальный правовой акт.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления возлагается на орган местного самоуправления, который принял оспариваемый акт.

При оспаривании заявителем нормативного правового акта предметом заявленных требований является признание недействующим нормативного правового акта (полностью или частично).

При оспаривании заявителем ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц предметом заявленных требований является признание недействительным ненормативного правового акта, признание незаконным решения, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц.

Заявленные требования могут быть удовлетворены судом только при наличии одновременно двух условий:

  • оспариваемый правовой акт или отдельные его положения, решение, действия (бездействия) органа местного самоуправления не соответствуют закону (в случае оспаривания нормативного правового акта — несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу);
  • оспариваемый правовой акт или отдельные его положения, решение, действия (бездействия) органа местного самоуправления нарушает права и законные интересы заявителя (в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности — в случае рассмотрения дела арбитражным судом), незаконно возлагает на заявителя какие-либо обязанности (или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности — в случае рассмотрения дела арбитражным судом).

Принятое судом решение может быть также обжаловано в общем порядке, предусмотренном ГПК РФ (главы 40, 41) и АПК РФ (главы 34, 35, 36).

Решения судов вступают в силу в порядке, предусмотренном ГПК РФ и АПК РФ.

Из статьи 209 ГПК РФ следует, что решение суда общей юрисдикции вступает в законную силу по истечении срока на кассационное обжалование, если оно не было обжаловано. В случае подачи кассационной жалобы решение суда, если оно не отменено, вступает в законную силу после рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

В соответствии с частью 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

Согласно части 2 статьи 258 ГПК РФ, решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа местного самоуправления, должностному лицу, муниципальному служащему, решения, действия (бездействия) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 4 статьи 195 АПК РФ решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия. Согласно части 5 статьи 195 АПК РФ нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направляется арбитражным судом в официальные издания государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит незамедлительному опубликованию указанными изданиями (часть 1 статьи 196 АПК РФ).

Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.