Новости

Независимые эксперты в деятельности департамента архитектуры и градостроительства нарушений не нашли

Представлены выводы Межведомственной комиссии по проблемам применения органами местного самоуправления законодательства в сфере предоставления земельных участков.

В Омске завершила работу Межведомственная комиссия по проблемам применения органами местного самоуправления законодательства в сфере предоставления земельных участков. Она была образована по решению мэра Вячеслава Двораковского. Сегодня, 27 февраля, председатель комиссии, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук Александр Бутаков представил выводы, сделанные независимыми экспертами.

В частности, отмечено, что в ходе проверки был установлен ряд коллизий в земельном законодательстве, которые позволили сделать выводы о наличии в действиях департамента архитектуры и градостроительства признаков нарушений земельного и антимонопольного законодательства.

Эти коллизии связаны, в том числе, с тем, что федеральное законодательство фиксирует в рамках единого порядка предоставления земельных участков два самостоятельных варианта его реализации. Каждый из этих вариантов имеет специфическую природу юридического происхождения и соответствующий механизм правоприменения.

В частности, федеральный закон, вводя процедуру предварительного согласования, закрепил действие механизма целесообразности со стороны органа местного самоуправления по отношению выбора контрагента. В результате каждый из вариантов предоставления земельного участка закрепил свою собственную причинно-следственную связь между принципом законности и целеполаганием. При первом варианте законность стимулирует максимальное достижение экономической эффективности в условиях существования конкурентной среды, и в этом смысловое целеполагание данного варианта. При втором варианте действие закона акцентировано направлено на достижение целесообразности позиции органа местного самоуправления в условиях ограниченной конкуренции. Оба эти варианта имеют равную силу федерального закона.

В этой связи, как отмечается в заключении межведомственной комиссии, позиция контрольных органов, устанавливающая причинно-следственную связь между процедурой предварительного согласования и достижением максимальной экономической эффективности, не соответствует требованию федерального Земельного кодекса, а предложенная интерпретация преобразования процедуры предварительного согласования после поступления второй, третьей заявок в процедуру без предварительного согласования противоречит федерального закона.

Также следует обратить внимание, что Земельным кодексом Российской Федерации не установлена обязанность органов местного самоуправления проводить торги в случае поступления нескольких заявлений заинтересованных лиц о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.

В соответствии с законодательством, орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Иного варианта завершения обеспечения выбора земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта федеральный Земельный кодекс не предусматривает.

Вместе с тем, Межведомственная комиссия сделала ряд рекомендаций, призванных улучшить эффективность практики применения органами местного самоуправления законодательства при предоставлении земельных участков для строительства.

Во-первых, предложено провести внутренний аудит муниципальных норм с 2000 г. по 2015 г. с целью устранения локальных противоречий в практике их применения структурными подразделениями органа местного самоуправления.

Во-вторых, рекомендуется сформировать новую конструкцию реализации полномочий по предоставлению земельных участков в соответствии с требованиями ст. 29 ЗК РФ, сделав эту процедуру максимально прозрачной, регламентно определённой, минимальной по срокам и тем самым значительно улучшив качество данной муниципальной услуги.

В-третьих, предложено скорректировать практику применения органами местного самоуправления федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», особенно в части обязательности информационно-регистрационного учёта (см.: ст. 15 указанного закона).

 
Заключение комиссии Заключение о практике применения органами местного самоуправления города Омска законодательства о предоставлении земельных участков для строительства 3090 Кб