Энергосбережение

Реализация на территории города Омска мероприятий Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является одним из приоритетных направлений деятельности Администрации города Омска.

В соответствии с Федеральным законом Администрацией города Омска приняты муниципальная программа города Омска «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» на 2014–2020 годы и программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности муниципальных предприятий и учреждений.

Имя Описание Размер
Закон № 261-ФЗ Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 676,5 Кб
Постановление № 1165-п Постановление Администрации города Омска от 14.10.2013 № 1165-п «Об утверждении муниципальной программы города Омска «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» на 2014–2020 годы» 1 888,4 Кб
Постановление № 1357-п Постановление Администрации города Омска от 6 октября 2014 года № 1357-п «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 14 октября 2013 года № 1165-п» 78,8 Кб
Постановление № 1358-п Постановление Администрации города Омска от 6 октября 2014 года № 1358-п «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 14 октября 2013 года № 1165-п» 61,2 Кб

Итоги реализации программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Омске»

Муниципальная программа города Омска «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» на 2014–2020 годы разработана в целях реализации Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации».

Целями программы являются: рациональное и экологически ответственное использование энергетических ресурсов и воды, а также энергетическая безопасность города Омска.

В 2014 году на реализацию мероприятий программы планировалось направить 64,2 млн. рублей, в том числе:

  • за счет средств бюджета города Омска — 4,7 млн. рублей;
  • за счет собственных средств подведомственных организаций — 0,9 млн. рублей;
  • за счет собственных средств ресурсоснабжающих организаций — 58,6 млн. рублей.

Существующая городская программа предусматривает мероприятия по ее реализации в бюджетных организациях.

Действующая государственная политика в области энергосбережения и повышения энергоэффективности — это повышение энергоэффективности экономики России на 40% до 2020 года, в том числе на 13,5 % за счет реализации госпрограммы «Энергоэффективность и развитие энергетики».

В настоящее время темпы реализации госпрограммы отстают от запланированных. Высокая изношенность основных фондов приводит к высокой энергоемкости и сдерживает достижение целей энергосбережения. Плановые показатели снижения энергоемкости большей части регионов не были достигнуты во многом по причине недостаточного финансирования, в том числе из средств внебюджетных источников.

Основной недостаток существующей госпрограммы: она охватывает узкий перечень секторов экономики. Поэтому принято принципиальное решение по повышению энергоэффективности в России через внедрение механизмов регулирования и стимулирования, а не через рост тарифов.

Кроме этого, значительная часть эффективных международных инструментов регулирования и стимулирования энергоэффективности пока еще не используется широко в России: из 18 существующих, только 2 реализуются успешно. Это энергоаудит и плановые задания в области энергоэффективности.

Реализуются неэффективно:

  • стандарты строительства жилых и коммерческих зданий и сооружений;
  • налоговые льготы;
  • государственно-частное партнерство;
  • энергосервисная деятельность;
  • целевые соглашения со всеми предприятиями промышленности;
  • маркировка оборудования, техники и зданий.

По следующим инструментам механизм не разработан:

  • техрегулирование в промышленности — стандарты строительства и эксплуатации зданий, нормы энергопотребления;
  • стандарты энергоменеджмента;
  • система госзакупок энергоэффективного оборудования;
  • государственные выплаты за сэкономленную энергию;
  • экологические налоги;
  • система льготного заемного финансирования;
  • тарифное стимулирование;
  • привлечение ресурсоснабжающих организаций к энергосбережению у потребителей;
  • белые сертификаты;
  • публичная отчетность организаций и компаний.

В настоящее время ответственность за энергоэффективность экономики России единолично несет Минэнерго России. При этом большая часть потенциала энергосбережения требует координации усилий не только Минэнерго, но и других министерств. В ведении Минэнерго только 32% потенциала экономии. Федеральные органы исполнительной власти, помимо Минэнерго, имеют функции, влияющие на энергоемкость экономики, но их реализуют частично. Отсутствие взаимоувязанных действий федеральных органов исполнительной власти в повышении энергоэффективности не позволили достичь поставленных в госпрограмме целей.

В связи с этим, Правительством Российской Федерации было принято решение внести кардинальные изменения в существующую госпрограмму. Прежде всего — это новая система управления энергоэффективностью на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном).

Федеральный уровень: Минэнерго России несет ответственность за достижение сводных показателей энергоэффективности экономики в целом, а также в топливно-энергетическом комплексе. Отраслевые министерства, в свою очередь, ответственны за достижение показателей в своих секторах.

Региональный уровень: в регионе утверждается уполномоченный орган, ответственный за достижение интегральных показателей по энергоэффективности. Ответственность отраслевых министерств — это достижение соответствующих показателей по своим секторам.

Меняется система оценки реализации региональных программ. Это позволит:

  • государству решить стратегическую задачу по контролю за реализацией госполитики в области энергоэффективности на региональном уровне и позволяет сравнивать эффективность деятельности региональных властей;
  • повысить ответственность региональных отраслевых министерств и уполномоченного органа за достижение удельных и интегральных показателей по энергоэффективности;
  • позволит Минэнерго оценивать динамику реализации мероприятий региональных программ как в отраслевой привязке, так и в целом по региону.

В соответствии с достигнутыми результатами по энергоэффективности будет сформирован рейтинг и карта энергоэффективности регионов. Показатели энергоэффективности войдут в перечень показателей эффективности деятельности губернаторов.

В системе управления энергоэффективностью на муниципальном уровне предлагается:

  1. Определение и оценка мероприятий энергосбережения в подведомственных учреждениях: идентифицирование мероприятий; расчет эффекта, окупаемость и инвестиции, необходимые для реализации; внесение мероприятий в муниципальные программы, изыскивание софинансирования из региональных и федеральных программ.
  2. Реализация энергоэффективных государственных закупок: через положения 44 федерального закона о контрактах жизненного цикла, через требования либо описания технических параметров энергоэффективности закупаемой продукции.
  3. Проведение работ по энергосбережению с ресурсоснабжающими организациями: выполнение требований 261 федерального закона по оприбориванию и работа по снижению собственных потерь РСО и принуждение либо стимулирование сбережения у потребителей.

Новая госпрограмма предлагает новую систему выдачи субсидий, которая ориентирована, в первую очередь, на привлечение внебюджетного финансирования в мероприятия по энергоэффективности.

Кроме этого Министерством экономического развития Российской Федерации разработан проект плана мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в области оказания энергосервисных услуг. В перечне мероприятий учтены как раз те вопросы, которые возникали у Администрации города Омска при проведении конкурсов и заключении муниципальных контрактов на оказание энергосервисных услуг в муниципальных учреждениях образования.

Наши первоочередные задачи:

  1. Выполнение требований по изменению системы управления энергоэффективностью с соответствующим внесением изменений в муниципальную программу.
  2. Работа по энергосервису.
  3. Разъяснительная работа, проведение круглых столов, семинаров и т.д.
  4. Работа по развитию когенерации, пропаганда энергосберегабщих технологий.

Первый заместитель директора
департамента городской экономической политики
О.В. Ларенкова

Перевод муниципальных котельных на процесс комбинированной выработки тепловой и электрической энергии

За время реализации Федерального закона № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» наработан определенный опыт в сфере энергосбережения. Сегодня определены и недостатки, и приемлемые направления развития. Поэтому программы энергосбережения и энергоэффективности на всех уровнях власти должны оперативно реагировать на ситуацию и стимулировать внедрение новых технологий.

В муниципальную программу были внесены изменения, касающиеся развития энергосервисных контрактов, в настоящее время в нее включаются мероприятия по переводу муниципальных котельных на процесс комбинированной выработки тепловой и электрической энергии. По поручению мэра Омска была создана рабочая группа с участием ученых и специалистов, изучен имеющийся опыт, выбраны городские котельные для дальнейшей реконструкции. Результаты этой работы стали основанием для внесения изменений в муниципальную программу.

Муниципальные котельные Омска представляют собой значительный энергетический ресурс. Перевод котельных на процесс когенерации (комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) позволит получить более 100 МВт установленной электрической мощности. Этого достаточно, чтобы обеспечить электрической энергией собственные муниципальные нужды — уличное освещение, электрический транспорт и т.д. Себестоимость производства собственной электрической энергией будет составлять в пределах 0,6–0,8 рублей за 1 кВт/ч. Важен и тот факт, что ОАО «Омскэлектро» имеет свои электрические сети.

Мы также рекомендуем промышленным предприятиям города Омска, у которых есть собственные котельные, переводить их на процесс когенерации. Это позволит им выпускать конкурентоспособную продукцию. Шесть предприятий такую реконструкцию провели. Сейчас мы оказываем содействие в переводе на процесс когенерации частной котельной в микрорайоне «Прибрежный». Полученный опыт применим при реконструкции муниципальных котельных. В первую очередь, это касается реализации излишков произведенной электрической энергии во внешние сети, отработки взаимоотношений с гарантирующим поставщиком, выбора оптимальных вариантов оборудования.

На сегодняшний день значение имеет выявление и внедрение наилучших доступных технологий (НДТ) в энергосбережении, а также подготовка специалистов на всех уровнях. Этот вопрос требует решения и на государственном уровне, поскольку в России нет единого перечня НДТ, вопросы энергоэффективности не входят в обязательный для всех перечень СНиП и СанПиН, то работа по экономии электрической энергии материально не поощряется. Эти и другие вопросы должны найти свое место в госпрограмме по энергосбережению.

Был проведен городской семинар по энергосбережению. По его итогу были сделаны выводы, которые необходимо учесть в дальнейшей работе:

  1. В Омске отсутствуют проектные, монтажные, пуско-наладочные организации, которые осуществляют полный цикл реализации проектов по когенерации.
  2. В случае, когда необходимо прибегнуть к услугам сторонних организаций, расходы на техническое обслуживание и сервис высоки.
  3. Окупаемость проекта зависит от направления использования полученной энергии (на собственные нужды, продажа на сторону и т.п.).
  4. Себестоимость энергии, вырабатываемой омскими предприятиями, перешедшими на процесс когенерации, колеблется от 20 до 80 копеек за 1 кВт/ч.
  5. Окупаемость проекта определяется использованием излишков электроэнергии.
  6. На данный момент законодательная база по заявленной теме несовершенна, тем не менее, шаги в этом направлении делаются.
  7. Отсутствуют льготы и стимулы для реализации проектов по когенерации.
  8. Нет методики по тарифообразованию.
  9. Предприятия, у которых котельные переведены на когенерацию, планируют наращивать объемы производства собственной электроэнергии.

Ежегодно из бюджета города на оплату электрической энергии тратится до 400 млн. рублей. Это — уличное освещение, электрический транспорт, электроснабжение административных зданий, учреждений образования, культуры, спорта, ЖКХ и т.д. В количественном выражении это составляет 130 млн. кВт/ч в год. Для того, чтобы обеспечить собственные нужды электрической энергией администрации города нужны генерирующие агрегаты порядка 16 МВт установленной электрической мощности.

Расчеты показывают, что затраты на приобретение и установку оборудования мощностью в 1 МВт составляют 35–40 млн. рублей. Максимально необходимая сумма — 640 млн. рублей. При этом, себестоимость собственной электрической энергии будет составлять от 60 до 80 копеек за 1 кВт/ч. В год эти затраты составят 100 млн. рублей, а экономия — 300 млн. рублей. Окупаемость — в течение 3 лет.

Ключевая проблема заключается во взаимоотношениях с гарантирующим поставщиком электрической энергии. Но она, частично, решается наличием собственных сетей ОАО «Омскэлектро». Можно вводить энергоустановки поэтапно, что и предполагается сделать.

Необходим постоянный мониторинг ситуации и практики в сфере энергетики. Следует уделять больше внимания развитию альтернативной энергетики.

На сегодняшний день оказывается содействие в реализации некоторых пилотных проектов. В городе установлено несколько светофорных объектов с применением солнечных батарей, скоро будет установлена световая опора с ветрогенератором и солнечной панелью. Имеются и другие интересные технологические решения. Например, сейчас рассматривается возможность применения солнечных коллекторов на некоторых школах и дошкольных учреждениях для производства горячей воды и отопления в межсезонный период.

Заместитель начальника управления промышленности, инноваций и предпринимательства
департамента городской экономической политики В.Н. Дорохин

Сотрудничество с Европейским банком реконструкции и развития

За время действия в Омске долгосрочной целевой программы по повышению энергоэффективности успешно реализован целый ряд мероприятий. Оснащены приборами учета все муниципальные учреждения и предприятия, проведены обязательные энергетические обследования.

В то же время для требуемого по закону снижения потребления энергетических ресурсов без ухудшения качества микроклимата в помещениях недостаточно только бюджетных средств.

В целях привлечения внебюджетного финансирования в 2012 году Администрация города Омска начала сотрудничество с Европейским банком реконструкции и развития (далее — ЕБРР). По результатам совместной деятельности администрации города и банка был выявлен значительный потенциал экономии энергоресурсов по бюджетным учреждениям.

В январе прошлого года администрацией города направлено обращение в ЕБРР о возможности включения Омска в перечень городов для реализации проектов повышения энергоэффективности зданий бюджетного сектора и систем уличного освещения, финансируемых при поддержке ЕБРР.

27 февраля 2013 года в Администрации города Омска состоялось заседание рабочей группы под руководством директора департамента городской экономической политики П.Н. Кручинского с участием представителей ЕБРР.

С 11 по 15 марта 2013 года проведено инструментальное обследование 27 школ и детских садов специалистами Центра по эффективному использованию энергии (консультанты ЕБРР).

16 апреля 2013 года состоялся семинар по вопросу реализации энергосервисных контрактов в секторе общественных учреждений с участием ЕБРР, международных и общероссийских энергосервисных компаний, иных заинтересованных лиц. На семинаре обсуждалось содержание программы, проекты энергосервисных контрактов, которые будут использоваться для тендеров, а также рассматривались примеры реализации подобных программ в других странах.

Имя Описание Размер
Презентация 1 Результаты энергетических обследований школ Омска
Центр по эффективному использованию энергии
2 891,5 Кб
Презентация 2 Основные положения программы технической помощи и параметры пилотного тендера в Омске
Фонд «Институт экономики города»
553,0 Кб
Презентация 3 Программа ЕБРР по повышению энергоэффективности в бюджетном секторе
Европейский банк реконструкции и развития
1 364,5 Кб
Презентация 4 Основные условия проекта энергосервисного договора при реализации энергосервиса в бюджетной сфере Омска
Компания «Комплексные энергетические системы»
288,0 Кб

Первые тендеры по энергосервисным контрактам для школ и детских садов запланированы на июнь — август 2013 года.

Практика реализации энергосервисных контрактов в городе Омске

Администрация города Омска при поддержке Европейского Банка реконструкции и развития (ЕБРР) в 2013 году приступила к реализации пилотного проекта по повышению энергоэффективности зданий бюджетного сектора путем выполнения энергосервисных мероприятий. ЕБРР реализует подобные проекты и в других странах (город Днепропетровск, Украина). Омск был выбран одной из площадок для реализации пилотного проекта.

Бюджетные образовательные учреждения, подведомственные департаменту образования Администрации города Омска, представляют большой интерес для запуска тиражируемых проектов на сходных типах зданий.

Был определен список бюджетных образовательных учреждений (25 школ и 25 детских садов), подведомственных департаменту образования, для посещения представителями ЕБРР. Для выполнения мероприятий по энергосбережению представителями ЕБРР выбраны 7 школ с наиболее высоким удельным расходом энергетических ресурсов, а в перспективе планируется провести данные мероприятия в 7 детских садах и в учреждениях других департаментов социальной сферы города Омска.

Первые тендеры для 7 общеобразовательных школ были запланированы на лето 2013 года.

Также был определен список специалистов департамента образования, департамента городской экономической политики, управления муниципального заказа и организации торгов, департамента финансов и контроля для участия в рабочих встречах с представителями ЕБРР по решению вопросов, связанных с реализацией на территории города Омска пилотного проекта.

Специалистами департамента образования и руководителями образовательных учреждений был обеспечен сбор и предоставление необходимой информации об энергопотреблении, состоянии и технических характеристиках зданий, о среднесписочной численности учащихся и сотрудников и о режимах работы отобранных в проект бюджетных образовательных учреждений в адрес ЕБРР, Фонда «Институт экономики города» и Центра по эффективному использованию энергии. Проанализировав предложенный консультантами перечень мероприятий (со сроком окупаемости 7 лет), посчитали целесообразным выполнить мероприятия, которые будут приносить экономию и по истечении 7 лет, такие как установка автоматизированных тепловых узлов, установка пластиковых окон.

В рамках реализации данного проекта консультантами ЕБРР были разработаны и предложены на рассмотрение проекты тендерной документации и энергосервисного контракта. Первоначальные версии указанных проектов рассматривались специалистами департамента образования, департамента городской экономической политики, управлением муниципального заказа и организации торгов, департаментом финансов и контроля Администрации города Омска. Возникающие вопросы, в том числе вопросы об установлении гарантийного срока на работы и услуги по энергосервисному контракту, по обоснованию начальной (максимальной) цены договора и минимального размера экономии, с консультатнами ЕБРР проработаны. Изменения учтены при подготовке заявок на проведение открытого конкурса на право заключения договора на энергосервис. В октябре 2013 года были внесены изменения в план-график размещения заказов для нужд заказчиков на сумму, указанную в заявках, в разрезе каждого учреждения, и заявки направлены в управление муниципального заказа и организации торгов Администрации города Омска. По итогам проведения открытого конкурса на энегосервис определился победитель по 6 школам — ООО «Кретус» (по одной из школ торги признаны не состоявшимися).

В январе 2014 года с 6 школами города Омска (№№ 34, 36 ,49, 135, 137 и 144) были заключены договоры на энергосервис с организацией ООО «Кретус». Предметом договора является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности при использовании и потреблении энергетических ресурсов на объекте энергосервиса, которые оплачиваются заказчиком за счет средств, полученных от экономии энергетических ресурсов, возникающей в результате проведенных исполнителем энергосберегающих мероприятий, на условиях и в порядке, предусмотренных договором. Базисным периодом является период с 1 января 2012 года до 31 декабря 2012 года, за расчетный период принимается 3 месяца. В рамках заключенных договоров на энергосервис во всех вышеназванных школах ООО «Кретус» должен выполнить установку автоматизированного теплового узла, промывку сетей отопления химреагентами, установку автоматических балансировочных клапанов на главных стояках системы отопления, в 4 учреждениях — монтаж пластиковых окон в рекреациях, в 5 учреждениях — чистку конвекторов, в 3 учреждениях — утепление трубопроводов отопления по подвалу, в 3 учреждениях — перевод неработающего бассейна на режим «дежурного» отопления (уменьшение температуры внутреннего воздуха до дежурного уровня).

Цена договора на энергосервис рассчитывается как фиксированный процент экономии расходов заказчика на оплату энергетических ресурсов в денежном выражении. Фиксированный процент экономии с момента реализации последнего энергосервисного мероприятия составляет при фактической величине экономии за очередной расчетный период, равный плановому показателю доли экономии энергетического ресурса — 90 %, а 10 % остается в бюджете города Омска. Оплата за реализацию договоров на энергосервис предусмотрена за счет бюджетных ассигнований, направленных на оплату коммунальных услуг.

Согласно условиям договора на энергосервис исполнитель обязан своевременно и надлежащим образом осуществлять энергосервисные мероприятия (календарный план энрегосервисных мероприятий представлен в приложении к договору энергосервиса) и обеспечить достижение плановых показателей экономии тепловой энергии. Исполнитель несет ответственность за неисполнение обязательств по достижению определенной в договоре на энергосервис доли размера экономии, определяемого по итогам расчетного периода в виде начисления неустойки (штрафа).

Поскольку практика заключения договоров на энергосервис непродолжительная, возникает ряд спорных вопросов, которые приходится решать путем переговоров. По условиям договора на энергосервис энергосервисная компания инвестирует собственные (заемные) средства в реализацию энергосберегающих мероприятий и возвращает инвестиции из полученной экономии в течение срока действия договора в виде ежеквартальных платежей.

Особенности договора на энергосервис:

  • заказчик защищен от компаний без активов (от ЭСКО требуются собственные или заемные инвестиции);
  • заказчик защищен от схем с компаниями-посредниками;
  • заказчик защищен от неверного технического решения (через штрафы за недостижение экономии, индексируемые по ставке ЦБ);
  • сроки договоров не ограничены.

Преимущества заключения договоров на энергосервис:

  • заказчик получает «готовый продукт» без дополнительных средств на момент его приобретения;
  • улучшается микроклимат в зданиях, и, следовательно повышается качество государственных услуг с сфере образования.

С учетом наработанного положительного опыта заключения энергосервисных договоров на территории города Омска, решаются вопросы по реализации положений Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и планируется дальнейшая работа по заключению договоров на энергосервис.

Заведующая инженерно-техническим отделом
департамента образования Администрации Омска
И.М.Полонская

Реализация программы энергосбережения на территории города

Имя Описание Размер
2010 год Отчет Администрации города Омска о ходе реализации на территории города Омска Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» за 2010 год 35,5 Кб
2011 год Отчет Администрации города Омска о ходе реализации на территории города Омска Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» за 2011 год 50,0 Кб