Правовые консультации

Контроль над благоустройством и обслуживанием детских площадок

На земельном участке под нашим многоквартирным домом расположена детская площадка, на которой играют дети со всех близлежащих дворов. Кто должен ее содержать?

Детские площадки нередко становятся предметом обсуждения в связи с нарушением норм безопасности при их эксплуатации, которые зачастую могут стать причиной получения детьми травм различной тяжести.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества. Обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (часть 5 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В Решении Омского городского Совета от 25 июля 2007 года № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска» под детской площадкой понимается участок территории, предназначенный для игр и активного отдыха детей, на котором размещены элементы игрового и спортивного оборудования.

Контроль над благоустройством и обслуживанием площадок, расположенных на отдельно сформированных земельных участках общего пользования, осуществляет Администрация города Омска.

Однако наибольшее количество детских площадок содержится не за счет муниципального бюджета, а граждан, поскольку детские площадки расположены в границах земельных участков, сформированных под многоквартирными домами. Как правило, площадки располагают на придомовой территории, относящейся к общей долевой собственности жильцов.

Решение о создании детской площадки принимается на общем собрании собственников дома. Следить за исправностью объектов, расположенных на детской площадке, и их своевременным обслуживанием обязаны владельцы помещений многоквартирного дома либо лично, либо через управляющую организацию. При этом счета на ремонт детской площадки предъявляются собственникам жилья как затраты на содержание общего имущества.

Встречаются случаи, когда земельный участок находится в общей долевой собственности жильцов, а оборудование детской площадки было куплено и установлено другим лицом (к примеру, управляющей организацией), в этом случае отвечать за их неисправности, а также производить обслуживание и ремонт оборудования будет лицо, являющееся владельцем данных объектов.

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включаются земельный участок, а также детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором находится многоквартирный дом. Границы земельного участка определяются на основании данных государственного кадастрового учета. Иными словами, общее имущество представляет собой совокупность объектов, использовать которые вправе все лица, проживающие в данном доме. В качестве примера, по аналогии, можно привести использование подъезда (лестничных проемов, лифта и т.д.).

Конечно, зачастую детской площадкой пользуются только те семьи, где имеются дети. Однако с юридической точки зрения данный факт не имеет значения, поскольку, как уже отмечалось, детские площадки расположены в границах земельного участка, входящего в состав общего имущества. К тому же придомовая территория может быть не благоустроена под детскую площадку, в связи с тем, что границы земельного участка не позволяют разместить на нем спортивный или игровой инвентарь. В любом случае ответственность за содержание придомовой территории возложена на всех собственников многоквартирного дома.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснил, что под содержанием следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.

Обязанность по содержанию и уборке земельных участков, границы и размер которых определены в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, принадлежащих на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, включая расположенные на таких участках пешеходные дорожки, тротуары, въезды (выезды) во дворы, парковки, детские, спортивные и иные площадки, элементы благоустройства, малые архитектурные формы, возлагаются на лиц, осуществляющих деятельность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Действующим законодательством установлена административная ответственность за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, содержание придомовой территории, и находящихся на ней объектов, в том числе детских площадок со всем их оборудованием.

Относительно вопроса о том, возможно ли ограничить доступ на придомовую территорию лиц, не проживающих в многоквартирном доме, необходимо отметить следующее: согласно пункту 2 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации жители многоквартирного дома на общем собрании жильцов вправе принять решение о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе ввести ограничения пользования им. При этом оградить участок придомовой территории можно только от посторонних лиц, то есть тех, кто не проживает в данном доме. Жильцам многоквартирного дома должен быть обеспечен свободный доступ к местам общего пользования. В настоящее время собственники все чаще прибегают к таким средствам ограничения, так как хотят защитить свое имущество от повреждений и скорого износа. Закону это не противоречит, так как придомовая территория фактически должна использоваться собственниками помещений в многоквартирном доме, несущими бремя содержания принадлежащего им имущества.

Исходя из выше изложенного, можно сделать следующие выводы:

  • во-первых, детские площадки должны находиться под бдительным контролем жильцов и управляющих организаций, которыми должен быть обеспечен эффективный мониторинг за безопасной эксплуатацией объектов;
  • во-вторых, бремя содержания детских площадок, расположенных на земельном участке, сформированном под многоквартирным домом, возлагается на жильцов.

Специалист I категории экспертно-правового отдела правового управления департамента имущественных отношений Администрации города Омска Маргарита Конинян.