В 1894 году на левом берегу Иртыша был создан Омский пост. Это был одиноко стоящий одноэтажный деревянный дом, вдали от которого на берегу Иртыша находился склад угля, пристань с лесопилкой и шпалопропиточный завод. Вскоре около поста были сооружены паровая мельница и кирпичный завод. Рядом возник хутор, населенный немцами-колонистами.
©Фото из электронного архива Библиотеки Конгресса США (frontiers.loc.gov)
Разгрузка баржи на Иртыше
В 1896 году построен железнодорожный мост через Иртыш. Омский пост имел тогда вспомогательное значение для основной станции, расположенной на правом берегу Иртыша.
Одна из омских газет в 1901 году писала: «На левом берегу Иртыша, около железнодорожного моста, несколько лет тому назад образовался поселок, который каждый год все увеличивается. Население поселка состоит, главным образом, из ссыльных, они ютятся в землянках или казенных казармах, и перебиваются поденной работой на железнодорожной лесопилке и пристани, где разгружают баржи с углем…». Поселок стал называться Куломзино – именем Анатолия Николаевича Куломзина, который с 1883 по 1903 годы работал управляющим делами Совета Министров России, являлся членом Комитета Сибирской железной дороги и внес значительный вклад в разработку правительственной политики железнодорожного строительства.
©Фото из электронного архива Библиотеки Конгресса США (frontiers.loc.gov)
Железнодорожный вокзал
Решение о строительстве новой железной дороги от Омского поста до Тюмени привело в 1910 году к ажиотажу при распродаже земельных участков на левом берегу Иртыша. Когда выяснилось, что все путевое хозяйство новой железной дороги будет размещено на правом берегу, интерес к Омскому посту, получившему название Ново-Омский, быстро упал. В 1911 году в Ново-Омске насчитывалось 270 дворов с населением 1930 человек.
История Кировского района несет отпечаток трагических революционных событий. 22 декабря 1918 года рабочие и крестьяне восстали против диктатуры Колчака. Наибольший размах восстание получило в Куломзино. Оставшись без поддержки властей, куломзинские рабочие не смогли выстоять против гнета колчаковцев. Их сопротивление было жестоко подавлено.
©Фото цитируется по изданию: Юрасова М.К. Омск. Очерки истории города. — Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1965.
Демонстрация трудящихся, 1918 год
Сегодня на месте казни восставших рабочих расположен сквер, в центре которого находится площадь Восстания. Рядом с братской могилой участников восстания в 1925 году был построен капитальный памятник.
©Фото из архива музея истории городского самоуправления
Памятник жертвам Куломзинского восстания
В 20-х годах прошлого столетия при создании воздушной трассы Москва – Иркутск недалеко от железнодорожной станции Куломзино выделяется место под строительство аэродрома, куда с 1928 года стали приземляться все самолеты воздушной трассы.
©Фото А.А. Чепурко цитируется по изданию: Омск и омичи: фотоальбом. — Омск: Департамент культуры и искусства Администрации города Омска, 1996. — 232 с., 318 ил.
Взлетная полоса
Первым зданием аэропорта стала бездействующая мельница купца Емельянова. В 1932 году введено в эксплуатацию здание аэровокзала. На территории аэропорта были организованы авиаремонтные мастерские (в настоящее время там расположен Омский завод гражданской авиации).
©Фото из личного архива Н.В. Елизаровой
Здание аэропорта
До 1933 года левобережная часть оставалась самостоятельным городом. В 1933 году было принято решение о ликвидации Ново-Омского района и присоединении его к городу Омску.
В 1935 году району присвоили название «Кировский» – в честь С.М. Кирова. В 2010 году Кировский округ отпраздновал почетную дату – свой 75-летний юбилей.
До 1936 года связь с правым берегом города осуществлялась только паромом, и город испытывал острую необходимость в строительстве моста.
©Фото из электронного архива Библиотеки Конгресса США (frontiers.loc.gov)
Пристань катеров местного сообщения на реке Омь
В 1936 году на южной окраине города был построен неудобный и дорогой в эксплуатации понтонный мост. Он служил городу в годы войны, долгое время использовался в послевоенный период.
В предвоенные годы в районе возводился крупнейший в стране элеватор. Но Великая Отечественная война затормозила его строительство, и в 1943 году элеватор был введен в эксплуатацию недостроенным.
Во время войны в районе базировалась школа воздушных стрелков-радистов, которая готовила пополнение для фронта. В школах № 53 и № 55 располагались два эвакуационных госпиталя.
В 1943 году открыт мукомольно-элеваторный техникум. В дальнейшем он был преобразован в механико-технологический техникум, который в настоящее время готовит специалистов для предприятий хлебоперерабатывающей промышленности.
В 1954 году в створе ул. Масленикова началось строительство постоянного коммунального Ленинградского моста.
В послевоенные годы на базе электроремонтных мастерских был организован Омский ремонтный завод областного управления сельского хозяйства, ставший в последующие годы заводом сельскохозяйственного машиностроения (ныне ОАО «Омскгидропривод»).
В 50-е годы принято решение о строительстве нового мясокомбината. В 60–70-е годы развивается северный промузел. Вокруг мясокомбината строятся предприятия в основном пищевой промышленности: гормолкомбинат (ныне ООО «Манрос-М»), пивзавод (Омский филиал САН «ИнБев»), свинохладобойня (ЗАО «Мясоперерабатывающий концерн «Компур»), завод ламинированной бумаги (ЗАО «Полипакс») и другие.
©Фото из архива музея истории городского самоуправления
Проспект Комарова
В 70-х годах на Левобережье началось интенсивное строительство жилья, которое и определило на многие годы специфику округа как самого большого по площади и по численности населения.
Наталья Елизарова, к.и.н., автор-составитель
© 2010–2024 Администрация города Омска