Сайт переехал! С 1 марта 2024 года официальный сайт Администрации города Омска доступен по новому адресу: admomsk.gosuslugi.ru

 
 

Историческая справка

В 1894 году на левом берегу Иртыша был создан Омский пост. Это был одиноко стоящий одноэтажный деревянный дом, вдали от которого на берегу Иртыша находился склад угля, пристань с лесопилкой и шпалопропиточный завод. Вскоре около поста были сооружены паровая мельница и кирпичный завод. Рядом возник хутор, населенный немцами-колонистами.

Разгрузка баржи на Иртыше, Омск

Разгрузка баржи на Иртыше

В 1896 году построен железнодорожный мост через Иртыш. Омский пост имел тогда вспомогательное значение для основной станции, расположенной на правом берегу Иртыша.

Одна из омских газет в 1901 году писала: «На левом берегу Иртыша, около железнодорожного моста, несколько лет тому назад образовался поселок, который каждый год все увеличивается. Население поселка состоит, главным образом, из ссыльных, они ютятся в землянках или казенных казармах, и перебиваются поденной работой на железнодорожной лесопилке и пристани, где разгружают баржи с углем…». Поселок стал называться Куломзино – именем Анатолия Николаевича Куломзина, который с 1883 по 1903 годы работал управляющим делами Совета Министров России, являлся членом Комитета Сибирской железной дороги и внес значительный вклад в разработку правительственной политики железнодорожного строительства.

Железнодорожный вокзал, Омск

Железнодорожный вокзал

Решение о строительстве новой железной дороги от Омского поста до Тюмени привело в 1910 году к ажиотажу при распродаже земельных участков на левом берегу Иртыша. Когда выяснилось, что все путевое хозяйство новой железной дороги будет размещено на правом берегу, интерес к Омскому посту, получившему название Ново-Омский, быстро упал. В 1911 году в Ново-Омске насчитывалось 270 дворов с населением 1930 человек.

История Кировского района несет отпечаток трагических революционных событий. 22 декабря 1918 года рабочие и крестьяне восстали против диктатуры Колчака. Наибольший размах восстание получило в Куломзино. Оставшись без поддержки властей, куломзинские рабочие не смогли выстоять против гнета колчаковцев. Их сопротивление было жестоко подавлено.

Демонстрация трудящихся в Омске, 1918 год

Демонстрация трудящихся, 1918 год

Сегодня на месте казни восставших рабочих расположен сквер, в центре которого находится площадь Восстания. Рядом с братской могилой участников восстания в 1925 году был построен капитальный памятник.

Памятник жертвам Куломзинского восстания против диктатуры Колчака в Омске

Памятник жертвам Куломзинского восстания

В 20-х годах прошлого столетия при создании воздушной трассы Москва – Иркутск недалеко от железнодорожной станции Куломзино выделяется место под строительство аэродрома, куда с 1928 года стали приземляться все самолеты воздушной трассы.

Аэропорт

Взлетная полоса

Первым зданием аэропорта стала бездействующая мельница купца Емельянова. В 1932 году введено в эксплуатацию здание аэровокзала. На территории аэропорта были организованы авиаремонтные мастерские (в настоящее время там расположен Омский завод гражданской авиации).

Здание аэропорта местных линий, Омск

Здание аэропорта

До 1933 года левобережная часть оставалась самостоятельным городом. В 1933 году было принято решение о ликвидации Ново-Омского района и присоединении его к городу Омску.

В 1935 году району присвоили название «Кировский» – в честь С.М. Кирова. В 2010 году Кировский округ отпраздновал почетную дату – свой 75-летний юбилей.

До 1936 года связь с правым берегом города осуществлялась только паромом, и город испытывал острую необходимость в строительстве моста.

Пристань катеров местного сообщения на реке Омь

Пристань катеров местного сообщения на реке Омь

В 1936 году на южной окраине города был построен неудобный и дорогой в эксплуатации понтонный мост. Он служил городу в годы войны, долгое время использовался в послевоенный период.

В предвоенные годы в районе возводился крупнейший в стране элеватор. Но Великая Отечественная война затормозила его строительство, и в 1943 году элеватор был введен в эксплуатацию недостроенным.

Во время войны в районе базировалась школа воздушных стрелков-радистов, которая готовила пополнение для фронта. В школах № 53 и № 55 располагались два эвакуационных госпиталя.

В 1943 году открыт мукомольно-элеваторный техникум. В дальнейшем он был преобразован в механико-технологический техникум, который в настоящее время готовит специалистов для предприятий хлебоперерабатывающей промышленности.

В 1954 году в створе ул. Масленикова началось строительство постоянного коммунального Ленинградского моста.

В послевоенные годы на базе электроремонтных мастерских был организован Омский ремонтный завод областного управления сельского хозяйства, ставший в последующие годы заводом сельскохозяйственного машиностроения (ныне ОАО «Омскгидропривод»).

В 50-е годы принято решение о строительстве нового мясокомбината. В 60–70-е годы развивается северный промузел. Вокруг мясокомбината строятся предприятия в основном пищевой промышленности: гормолкомбинат (ныне ООО «Манрос-М»), пивзавод (Омский филиал САН «ИнБев»), свинохладобойня (ЗАО «Мясоперерабатывающий концерн «Компур»), завод ламинированной бумаги (ЗАО «Полипакс») и другие.

улица Комарова

Проспект Комарова

В 70-х годах на Левобережье началось интенсивное строительство жилья, которое и определило на многие годы специфику округа как самого большого по площади и по численности населения.

Наталья Елизарова, к.и.н., автор-составитель