Пресс-конференции

Пресс-конференция Елены Бреер 8.10.2012

Видеоверсия пресс-конференции

Стенограмма пресс-конференции заместителя мэра города Омска Е.Н. Бреер

Г.Г. Назарова

Добрый день. Уважаемые коллеги, мы рады вас приветствовать. Сегодня у нас пресс-конференция заместителя мэра города Омска Елены Николаевны Бреер. Вопросы, которые мы будем обсуждать и которые вы можете задать Елене Николаевне, касаются территориального общественного самоуправления и его предполагаемых изменений. Сейчас мы дадим слово Елене Николаевне, а потом зададим свои вопросы. Формат обычный.

Е.Н. Бреер

Добрый день ещё раз, уважаемые журналисты. Как уже было сказано, я хотела бы осветить вопросы дальнейшего развития, взаимоотношений, в первую очередь в сфере территориального общественного самоуправления, социального партнёрства с общественными организациями, взаимодействия администрации с политическими партиями, национально-культурными организациями, религиозными объединениями. И вот, исходя из этого, я хотела бы так по блокам пройтись, для того чтобы дать вам определённое вводное понимание, как мы планируем в дальнейшем работать в этих направлениях. Ну и, конечно, хотелось бы начать с такого большого пласта отношений: это развитие территориального общественного самоуправления в городе Омске.

Что вообще такое территориальное общественное самоуправление? Ещё в народе его называют просто ТОС, КТОС. Что это такое? Что они должны делать? Как они должны организовываться, и тому подобное, я постараюсь пояснить.

Ну, во-первых, территориальное общественное самоуправление — это непосредственная форма власти, граждан на определённой микротерритории. И через инициативное самостоятельное управление граждане имеют возможность под свою ответственность (это надо, наверное, особо подчеркнуть) решать свои жизненно важные проблемы, которые возникают у них в процессе проживания на конкретной территории. То есть это своего рода первичная, наиболее простая, близкая и понятная для населения форма решения местных вопросов. Эта форма управления обеспечивает в первую очередь связь общества с органами местной власти и посредством этой связи обеспечивает связь с государством.

Как же проходит самоуправление населения? Следует обратить внимание, что 131-ым Федеральным законом задекларировано следующее: что территориальное общественное самоуправление осуществляется посредством проведения собраний и конференций граждан. Уровень общественного самоуправления может ограничиваться как территорией подъезда многоквартирного дома, так и многоквартирным домом либо группой многоквартирных домов и дальше, дальше. То есть тут зависит от того, на что наше население способно, в какой, скажем так, территории собраться и решать свои вопросы, насколько им это необходимо. На что ещё необходимо, наверное, обратить внимание, говоря о территориальном общественном самоуправлении: следует говорить о самостоятельной деятельности граждан, об их готовности к самоуправлению, умению жителей решать конкретные вопросы и наличию, соответственно, условий для решения этих вопросов.

Тут ещё следует обратить внимание на то, что данный институт, в принципе, даёт право, гарантированное Конституцией для граждан, собираться в объединения и проводить собрания. В принципе, территориальное самоуправление, наверное, как собрание граждан и организация конференций — это достаточно сложный процесс. Поэтому существует некая иная форма участия граждан — это создание юридического лица в форме некоммерческой организации, создание коллегиального органа в форме комитета территориального общественного самоуправления, и уже вот эта организационная структура достаточно эффективно, в принципе, действует на территории города уже в этом году 20 лет. Отсчёт этой даты следует вести с апреля 1992 года, когда был создан первый комитет общественного самоуправления на краю города, в Загородном. С тех пор прошло много лет, 20.

Как изменилась система, я расскажу. В первую очередь, конечно, надо сказать о том, что и федеральное законодательство, и местная власть создают максимум условий для развития этого института. На сегодняшний день система территориального самоуправления состоит из пяти фондов объединения и развития ТОС, которые расположены, соответственно, в административных округах; 76 ревизионных комиссий, 76 комитетов ТОС, в структуру которых входят, соответственно, квартальные комитеты, старшие по домам. Плюс ещё при комитетах образованы молодёжные советы (также 76 советов) и созданы советы общественности — таких советов 79. То есть, по сути дела, в этих объединениях граждан представлены определённые направления деятельности территориального самоуправления.

Чем занимаются КТОСы, и какие проблемы они должны решать и решают? Основные, конечно, направления в работе определяют сами активисты — активные жители. Но это не значит, что те направления, которые они выбирают, являются их сферой деятельности. Основная компетенция описана в решении Омского городского Совета и прямо спроецирована Федеральным законом. Ведь их деятельность многоаспектна. И, в принципе, можно о нескольких блоках их деятельности уже сейчас сказать, где они активно работают и где хотелось бы местным муниципальным органам видеть их развитие дальше.

В первую очередь, это содействие развитию жилищно-коммунальной сферы. Могу назвать ряд острых тем, в которых вправе разбираться общественное самоуправление. Это в первую очередь работа с населением, с управляющими компаниями; разъяснительная работа по структуре платы за коммунальные услуги; организация парковочных мест на придомовых территориях. Это всё вопросы, которые актуальны для горожан, которые они вправе решать и знать, как их решать на уровне определённой территории.

Кроме того, у нас жилищное законодательство находится в постоянной динамике, и развивается оно достаточно активно. И в 2011 году были внесены изменения, которые говорят о том, что у нас собственники многоквартирных домов должны избирать свои советы по управлению многоквартирным домом. В этом вопросе также задействованы комитеты территориального самоуправления на предмет организации таких советов и проведения информационно-разъяснительной работы.

И по состоянию на сентябрь 2012 года были проведены собрания почти в четырёх тысячах многоквартирных домов из 4 776 домов, в которых необходимо провести такие собрания. То есть это, если в процентном соотношении, составляет 81 процент охвата всех многоквартирных домов. При этом советы многоквартирных домов были избраны уже в половине из проведённых, и до конца этого года эту работу необходимо также провести. Администрация, конечно, помогает в части проведения информационно-разъяснительной работы. Были подготовлены, соответственно, методические рекомендации в этой сфере, и они были доведены через КТОСы до собственников многоквартирных домов, для того чтобы люди понимали, знали обязанности свои по управлению многоквартирным домом в части общего имущества.

Следующая компетенция, на которой хотелось бы остановиться, — это привлечение населения к участию в мероприятиях по санитарной очистке, благоустройству и озеленению территорий города. Все помнят, наверное, Сент-Экзюпери, «Маленький принц»: встал, умылся, привёл себя в порядок — приведи в порядок планету. Это тот идеал, наверное, к чему хочется стремиться. Порядок должен с себя начинаться, и, конечно, уже сейчас в этом направлении — направлении приведения в порядок подъездов, домов, придомовых территорий — КТОСы проводят достаточно активную работу.

Что помогает им в проведении этой работы? Для включения жителей в процесс летнего благоустройства своих домов, придомовых территорий в городе с 2007 года проводится ежегодно конкурс «Омские улицы». Конкурс построен на четырёх номинациях: это определение лучшего подъезда, лучшего многоквартирного двора, детской дворовой площадки и улицы индивидуальной жилой застройки. Главный результат конкурса — это, конечно, появление чистых, ухоженных подъездов с аккуратно выкрашенными стенами, с комнатными цветами на подоконниках. Такие подъезды уже существуют. Плюс яркие детские площадки: они тоже появляются в наших дворах — там, где есть активные жители, там, где они участвуют в проводимых городской администрацией конкурсах. И, соответственно, это всё возможно. Можно назвать даже конкретные улицы с таким примером положительным. За время действия конкурса, конечно, придомовые территории также преображаются. Комитеты территориального общественного самоуправления ведут активную разъяснительную работу с собственниками по вопросам, связанным с асфальтированием придомовой территории, по участию для решения этих проблем в каких-то федеральных, областных, муниципальных программах, потому что для того, чтобы благоустроить свой дом, естественно, есть ряд программ, где надо подготовить документы, пройти определённые процедуры и по факту получить положительный результат благоустройства.

Что касается летнего благоустройства, можно говорить о том, что на этом процедуры участия не заканчиваются. У нас активные жители продолжают участвовать и в осенних месячниках по санитарной очистке и благоустройству, который потом плавно переходит в зимнее благоустройство — подготовку наших дворов к Новому году. Соответственно, это катки, это снежные городки и в конечном итоге — новогодние ёлки. В этой части, конечно, можно сказать, что активисты КТОСов уже имеют определённый опыт, который необходимо не только сохранить, но и дать возможность им его продолжить.

По поводу следующего направления: это оказание содействия правоохранительным органам в поддержке общественного порядка — можно сказать следующее, что для реализации этой компетенции КТОСы участвуют в советах общественности. Как я уже говорила, на территории города создано 79 советов общественности. И можно также обратить внимание на то, что существует достаточно интересная практика по созданию народных дружин из числа активистов ТОС. Как бы это ни казалось странным, но такие дружины существуют, деятельность их направлена в первую очередь на работу непосредственно с участковыми уполномоченными на соответствующей территории. Они проводят рейды по неблагополучным семьям, местам массового скопления подростков. Проводят соответственные общественные беседы, диалоги с социально незащищёнными либо находящимися в таком положении граждан. Всё это имеет определённый положительный эффект на соответствующей территории.

Ещё одно направление у территориального общественного самоуправления — это привлечение горожан в культурно-массовые, спортивные мероприятия, которые также достаточно активно используются, имеют определённый положительный отзыв у горожан. Особенно ярко здесь можно выделить три праздника соответственно, которые в городе отмечаются: это Новый год, День Победы и День города. Конечно, во всех этих мероприятиях общественники, активисты принимают очень большое участие. Их деятельность здесь направлена непосредственно на организацию на самих территориях праздничных мероприятий. Что касается ветеранов, то есть ряд акций, которые посвящены именно работе с ветеранами. Ко Дню города в этом году КТОСы приняли участие практически во всех праздничных мероприятиях: и во «Флоре» городской (это ежегодно происходит), и свои микрорайонные «Флоры» организовывают и привлекают детей, все круги населения, все социальные слои своей территории к процессам общегородским. Ряд мероприятий недавно прошли с их участием, посвящённых Дню пожилого человека и Дню учителя.

Надо сказать, что в этом году было празднование 20-летия организации территориального самоуправления, которое также вызвало большой положительный резонанс среди активистов. Было празднование с участием мэра, с участием исполняющего обязанности председателя Омского городского Совета и, естественно, депутатов. Порядка четырёхсот активистов было задействовано. Были вручены листы благодарности данной категории лиц, и их деятельность была ещё раз положительно оценена.

Следующее направление, на котором имеет смысл остановиться, — это пропаганда здорового образа жизни, развитие талантов и сохранение культурных ценностей. Здесь можно говорить о том, что это активное создание народных хоров. Затем — участие во всех городских творческих мероприятиях. Люди активные. Ежегодно (с 2010 года) в городской администрации в осенний и весенний периоды проводятся такие конкурсы, как «Народные самоцветы» и конкурс «Левша». Ежегодно, с 2010 года, интерес к этим конкурсам у активистов, у активных жителей растёт. И если говорить о «Народных самоцветах», то в этом году он будет проведён в октябре. Уже окружные администрации объявили о начале приёма заявок. Что касается конкурса «Левша», то здесь можно даже по динамике участников проследить: в 2011 году заявили участие 768 горожан; в 2012 году уже количество участников увеличилось до 952 горожан. То есть интерес к этим инициативам отзывается со стороны горожан.

Но деятельность КТОСов направлена не только на участие в культурно-массовых мероприятиях. Это также оказание социальной поддержки и содействие в занятости населения. Комитеты выявляют и работают с семьями, которые нуждаются в социальной поддержке, помогают им встать на учёт для получения соответствующих пособий, помощи социальной, берут над ними своеобразное шефство. И это, конечно, чувствуют конкретные лица.

Есть пример у КТОСа «Левобережный-12», когда получила помощь многодетная семья, жилищные условия которой находились в антисанитарном состоянии. С привлечением внимания КТОСа положение её значительно улучшилось. Были привлечены предприниматели, был привлечён депутат округа, с участием которого, естественно, восстановили и материальное положение в некотором роде, помогли обеспечить пособие и взяли эту семью на особый контроль. То есть такие случаи достаточно показательны для конкретных людей, которые нуждаются в помощи.

Что ещё можно сказать в этой части, в части социальной — содействие занятости: есть такой блок вопросов, как организация общественных работ. На территории города в ежедневном формате город спонсирует 197 рабочих мест общественных работ. Надо сказать, что большая часть, больше 150 мест, распределяется через комитеты территориального общественного самоуправления и задействованы в благоустройстве соответствующих территорий, что даёт поддерживать территории в соответствующем виде.

В принципе, наверное, это основные моменты, которые в компетенции КТОСов, осуществляющих свою деятельность. Хотелось бы обратить внимание на дальнейшее развитие этой системы управления: как они будут развиваться, какие результаты ожидаются от этой системы. И здесь надо обратить ваше внимание на то, что цель администрации города — это сохранение положительного опыта работы, который на сегодняшний день существует. И необходимо во взаимодействии с комитетами решать вопросы местного значения, используя потенциал и энергию активных жителей соответствующих территорий. Необходимо работать из принципа: не для кого-то, а вместе. Вот именно заложив такой принцип во взаимодействие, мы получим формулу, которая будет оптимальна как для власти, так и для территориального самоуправления. Собственно, территориальное общественное самоуправление совершенно не призвано подменять собой местную власть, которая решает достаточно сложные задачи жизнеобеспечения на своих территориях.

В сущности, у ТОС два достаточно больших генеральных направления. Это: сблизить власть и жителей и, соответственно, — инициатива жителей, повышающих качество местной жизни своим личным участием в разнообразных проектах; она должна быть показательна.

В настоящее время нарабатываются различные методы взаимодействия общественного самоуправления и местной власти. И, в частности, администрация города продолжает работу по укреплению правового положения территориального самоуправления. Принята долгосрочная целевая программа на 2013–2017 годы. Программой предусмотрен новый подход к развитию территориального общественного самоуправления, который заключается в повышении социальной значимости и социальной ответственности населения. Планируется развитие взаимодействия с собственниками помещений в многоквартирных домах. Новый импульс развитию ТОС придаст изменение формата информационного сопровождения его деятельности. Намечен выпуск программ телепередач, телесюжетов о деятельности ТОС, а также размещение информационного материала в печатных средствах массовой информации. Кроме того, изменяются подходы к обучению активистов ТОС, представителей ТОС. Предлагается обучение проводить по специальным программам — то, что необходимо непосредственно для горожан. То есть так, чтобы они, используя дополнительное обучение, смогли его применить на практике.

Новые целевые индикаторы, которые заложены в программе, позволят скорректировать мероприятия, которые предусмотрены программой, то есть может быть своевременное редактирование программы в зависимости от ситуации. Средства городского бюджета, которые выделяются на реализацию данной программы, планируется использовать как стимулирующий фактор, то есть органы местного самоуправления могут поощрять отдельных лиц органов ТОС в виде денежных средств, а также в виде предоставления компенсаций расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг. То есть эти мероприятия, по нашему мнению, помогут именно развивать в дальнейшем систему территориального общественного самоуправления.

Вот это касается блока по взаимодействию с активистами по развитию территориального общественного самоуправления.

Следующий блок, который хотелось бы также представить, — это взаимодействие администрации города с общественными объединениями, политическими организациями, которые действуют сегодня на территории города.

На территории области зарегистрировано свыше 2 500 различных некоммерческих объединений, в том числе более шестисот профсоюзных организаций. Из этой массы более полутора тысяч некоммерческих организаций осуществляют непосредственно свою деятельность на территории города Омска. Около пятисот организаций напрямую взаимодействуют с администрацией через департамент общественных отношений и организационной работы. Все эти организации — реальные и потенциальные социальные партнёры администрации города Омска.

С 2006 года стал уже традиционным проводимый администрацией города конкурс на предоставление субсидий для поддержки общественно полезных проектов. Конкурс является наиболее эффективным механизмом взаимодействия. Кроме того, это финансовая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций. Интерес к этому конкурсу, естественно, год от года растёт. И если мы обратимся к его истокам, к 2006 году, то сумма денежных средств выделялась порядка одного миллиона рублей, и принимали там участие 50 организаций.

В сравнении с 2012 годом, соответственно, сумма увеличилась до 40 миллионов, и в нём уже были определены 186 победителей, то есть это достаточный рост, интерес, притягательность этого конкурса.

Что касается дальнейшего исполнения. По факту победители должны до конца ноября исполнить свои проекты, отчитаться, соответственно, перед администрацией об их реализации. По состоянию на сентябрь с 70-ью организациями было заключено соглашение, и на их счета из местного бюджета было уже направлено около 12 миллионов рублей.

Конкурс на предоставление субсидий позволяет администрации города применять малозатратные и достаточно эффективные способы решения определённых социальных вопросов, привлекать для этих целей дополнительные ресурсы и частные инвестиции, так как принцип этого конкурса — это, конечно, софинансирование всех проектов.

При разработке и утверждении номинации конкурса учитываются приоритетные направления социально-экономического развития города, предложения представителя общественности. Планируется дальнейшее продолжение этого конкурса также в 2013 году. Единственно, скорее всего, сумма средств будет снижена по сравнению с 2012 годом. По доведённым лимитам она будет составлять 30 миллионов рублей.

Формы поддержки и взаимоотношения с общественными организациями у администрации достаточно различные. Это и финансовая поддержка в виде конкурсов, и предоставление субсидий. Это и имущественная поддержка, то есть предоставление на безвозмездной основе помещения для организации их уставной деятельности. И информационная поддержка: это в режиме диалоговых окон, различных консультаций структурных подразделений. Мы работаем с некоммерческими организациями. Для этих целей, в общем-то, и был создан Координационный совет при мэре города Омска. В состав совета входят 145 человек, из них 124 руководителя и представителя общественных объединений, 21 человек, соответственно, — представители структурных подразделений администрации города Омска.

Совет в своей работе разделён на девять секций по различным направлениям. То есть весь спектр сфер, которые представляет администрация, представлены в этих девяти направлениях.

На последнем заседании Координационного совета, который состоялся в августе, рассматривались достаточно интересные вопросы — о реализации генерального плана города Омска в рамках подготовки празднования 300-летия. Конечно же, этот вопрос активно обсуждался среди представителей, членов совета. И те предложения, которые были озвучены представителями общественности, все зафиксированы; к ним администрация готова прислушиваться, для того чтобы при реализации генерального плана и празднования 300-летия шли в ногу власть и население.

Кроме того, если мы говорим об отношении администрации и общественных объединений, здесь особая роль отводится ветеранским общественным объединениям. И для этой цели, так как есть специфика вопроса, при мэре создан также Координационный совет общественных объединений ветеранов. В состав совета входит 41 человек. Большую часть, конечно, составляют руководители и представители общественных объединений ветеранов. На заседаниях совета рассматриваются вопросы социальной защищённости этой категории населения, проходит открытый диалог, обмен мнениями, вырабатывается совместное решение по актуальным проблемам. Мы считаем, что этот совет должен быть по своей сути рабочим органом, для того чтобы власть могла знать об актуальных проблемах среди ветеранов и реагировать соответствующим образом.

Взаимодействие с политическими партиями осуществляется также путём открытого диалога. Традиционно к осени несколько возрастает активность политических организаций и партий. Но вот по состоянию на январь 2012 года на территории города были зарегистрированы и осуществляли свою деятельность семь отделений политических партий. С учётом того, что в федеральном законодательстве прошли некоторые изменения, связанные с упрощением регистрации региональных отделений политических партий, уже в сентябре региональных отделений стало больше — с семи до 25-ти. Но, надо отдать должное, вновь зарегистрированные региональные отделения новых существующих партий никаким образом себя не проявили, политической активности не высказали. Поэтому достаточно стабильная политическая обстановка на территории города Омска. В общем-то, наверное, это не связано просто ни с какими-то… со стабильными политическими процессами в стране.

Аналитику по политическим партиям, по взаимодействию, конечно же, проводит департамент общественных отношений и организационной работы. Проводится ряд мониторинговых мероприятий, организованных политическими партиями, что позволяет узнать политическое настроение города и населения. И необходимо отметить, как бы ещё раз заверить о том, что никаких взрывов и политических всплесков пока не наблюдается.

А также работа поставлена по взаимодействию администрации с национально-культурными и религиозными объединениями. Для справки можно сказать, что на территории города с разной степенью активности действуют 58 организаций, которые занимаются вопросами национально-культурного характера. И эти национально-культурные объединения представляют все основные этнические группы: это порядка 23-х групп.

Религиозная сфера города определяется деятельностью 93-х религиозных организаций, которые представляют 14 конфессиональных направлений. Национально-культурные и религиозные объединения активно реализуют свои творческие, благотворительные, миссионерские проекты, в том числе и общегородского масштаба. В текущем году девять национально-культурных объединений стали участниками грантов для некоммерческих организаций. Их интерес также активный в этой части. Я думаю, что взаимоотношения по участиям их в грантах и для поддержания стабильности на территории региона этой конфессиональной ситуации будет возможным благодаря открытому диалогу со стороны администрации.

Помимо всего прочего, в администрации организуется ежегодно праздник национальных культур, в котором задействованы практически все национально-культурные объединения. Это своеобразная возможность представить ещё раз для горожан культуру, традиции тех национально-культурных объединений, которые существуют на территории города. Таким образом, администрацией накоплен достаточно большой опыт в сфере этноконфессиональных отношений, который позволяет сохранить и совершенствовать систему взаимодействия с этими обществами и организациями. И данное направление для администрации является важным фактором сохранения на территории города стабильности, а также профилактики возможных проявлений национального, религиозного экстремизма.

Пожалуй, ещё один блок, который хотелось бы для вас осветить, — это комиссия по рассмотрению уведомлений и проведению публичных мероприятий на территории города Омска. В последнее время к публичным мероприятиям со стороны СМИ привлекается особое внимание. Я бы хотела для вас объяснить некий алгоритм, который существует на уровне федерального законодательства, подкреплённого областным законом и решением Омского городского Совета. Граждане Российской Федерации вправе реализовывать свои права путём проведения собраний, митингов, шествий, пикетов. И для этого 54-ым Федеральным законом и регламентом, утверждённым постановлением администрации № 317-п, утверждён определённый алгоритм действий организаторов публичных мероприятий и взаимодействия с администрацией в этой части.

Для рассмотрения таких уведомлений в администрации действует комиссия в составе восьми человек. Рассмотрение происходит по мере их поступления в администрацию. Аналитика заявлений фактически проведённых публичных мероприятий позволяет говорить об их стабильности. Из заявленных 1 600 мероприятий проведено было порядка 700. Аналогичная тенденция складывалась и в прошлом году.

На каждое мероприятие направляется представитель администрации, который вправе контролировать законность проведения мероприятия, дабы не создавать каких-то спорных ситуаций. В сентябре был внедрён современный механизм оперативного информирования организаторов мероприятий. То есть на официальном портале была сделана вкладка специально для организаторов публичных мероприятий, в которой можно ознакомиться с алгоритмом действий, с процедурой рассмотрения их заявления и в режиме онлайн можно увидеть фактическое рассмотрение их заявок — согласование либо отказ в проведении таких мероприятий.

В общем-то, все блоки вопросов, которые я планировала до вас довести, я рассказала. Теперь, если пожелаете, я отвечу на ваши вопросы.

«Антенна-7», Мария Седнева

Скажите, пожалуйста, сколько средств в целом было затрачено на финансирование КТОСов в этом году и планируется в следующем?

Е.Н. Бреер

У нас предусмотренные деньги на финансирование — это программа; там не только предусмотрены деньги для КТОСов. Программа многосторонняя, то есть там ряд мероприятий. Если говорить в целом, то годовое финансирование программы территориального развития общественного самоуправления составляло в 2012 году 113 миллионов. В 2013 году эта сумма будет несколько сокращена и перераспределена внутри по мероприятиям. Добавляются новые мероприятия по развитию общественного самоуправления. Планируется потратить в 2013 году для развития территориального общественного самоуправления порядка 86 миллионов.

«Антенна-7», Мария Седнева

Скажите, пожалуйста, существует ли какая-то строгая отчётность, можно ли где-то посмотреть? Вот я, например, простой житель, я хочу знать, чем занимается мой КТОС, что он в этом году сделал. Можно ли где-то это узнать? Просто, чтобы понять, насколько целесообразно вообще КТОСам перечислять такие деньги, потому что деньги немалые.

Е.Н. Бреер

Хороший вопрос. Спасибо за него. Вообще КТОСы отчитываются перед населением на своих отчётно-выборных и просто отчётных конференциях. О конференциях информирование конкретного населения происходит через оповещения, объявления. То есть это можно отследить и на информационных стендах этих организаций. Плюс, естественно, там строгий отчёт через фонды развития, которые находятся в округах: в пяти округах есть пять фондов. Все деньги в строгой отчётности находятся у них. Есть ревизионные комиссии, которые также вправе проверить использование финансирования.

«Антенна-7», Мария Седнева

Если так вот обобщить, то характеры мероприятий, которые проводят КТОСы, они в основном какие? Что это? Субботники, или это какие-то праздники, или это конкретная адресная помощь? То есть чем конкретно занимается КТОС?

Е.Н. Бреер

Деятельность КТОСов многоаспектна. Конечно, мы их можем видеть в большей степени на благоустройстве и на проведении культурно-массовых, спортивных, зрелищных мероприятий. Там их деятельность достаточно широко освещена. Но это не значит, что они замыкаются только на этих двух направлениях. Как я уже говорила, их деятельность многоаспектна, и в первую очередь, конечно, мы создаём для них условия, чтобы они работали с населением, чтобы население смогло реализовать себя через форму управления.

«Антенна-7», Мария Седнева

Вы знаете, любопытная ситуация просто складывается. Мы буквально только что были на XXII Партсъезда, дом 15, — там адрес, и у них там масса проблем во дворе. Строили дорогу, проезжую часть, и стоят деревья, где газопровод идёт. То есть грязь, помойка там страшная. Обращались в КТОС, председатель КТОСа сказал, что «я ничего сделать не могу, ничего не знаю».

Е.Н. Бреер

Но эту ситуацию можно взять на особый контроль.

«Антенна-7», Мария Седнева

А вот как? Вот житель пришёл в КТОС, ему там отказали. Ему сказали: «Мы ничего сделать не можем, куда-нибудь идите в другое место обращайтесь». Это КТОС, который, по идее, является прослойкой между властью и людьми. Это его непосредственная обязанность — взять на себя, сказать: «Да, хорошо, мы эту проблему попробуем пролоббировать где-то, рассмотреть». Вот, что жителям теперь делать? Он минует этот КТОС, он идёт в администрацию. А теперь вопрос возникает: а смысл-то в КТОСе тогда какой?

Е.Н. Бреер

Вот для того, чтобы смысл КТОСов наполнить как раз промежуточной прослойкой, мы и хотим перераспределить мероприятия в этом направлении в 2013 году. То есть мы готовы проводить их, раз они не знают… — ну, нельзя говорить о том, что они все не знают, — как им действовать в данной конкретной ситуации. Это, видимо, индивидуальный случай, и он больше частного характера. Потому что по одному председателю КТОСа, наверное, нельзя судить обо всех.

Есть определённые пробелы, наверное, в информированности, но здесь, наверное, всё-таки будет зависеть от того, кого люди сами выбирают председателем. Если они выбрали когда-то такого председателя, то они почему-то ему доверяли. Ничего не мешает им переизбрать, на отчётно-выборной конференции поставить этот вопрос, найти достаточно образованного, активного жителя, который поможет им разрешать эти вопросы. И администрация нацелена действительно на вот те мероприятия, чтобы снимать этот негатив.

Я уже сказала, что в 2013 году мы будем несколько вектор смещать в пользу населения.

«Антенна-7», Мария Седнева

То есть сделать КТОСы доступнее людям?

Е.Н. Бреер

Конечно.

«Антенна-7», Мария Седнева

Понятно. Спасибо.

ГТРК «Иртыш», Галина Журова

Скажите, пожалуйста, а какие конкретно новые мероприятия появляются? И как конкретно будет смещаться вектор?

Е.Н. Бреер

Вообще, мероприятия направлены на то, что мы хотим научить их работать с управляющими компаниями; это раз. Дать понять правовые основы о том, как должны собственники многоквартирных домов управлять общим имуществом. Они должны вести разъяснительную информационную работу в части начисления по структуре оплаты. Они должны знать, каким образом планируются к застройке их территории. Соответственно, проводить определённый опрос социологический мнений населения по конкретному случаю застройки. То есть у нас население до настоящего времени не очень активно участвует в застройке конкретной территории, то есть они не отслеживают публичные слушания, которые проводятся структурами администрации. Мы хотим научить их это делать, чтобы они включались в процесс не тогда, когда начнут забиваться сваи и будет выстраиваться какое-то здание, а до этого. То есть, когда уже ведётся строительство, навряд ли что-то можно сделать по факту. Уже участок предоставлен, уже работы проводятся и средства затрачены. Эти процессы необходимо урегулировать ещё на стадии преддоговорной, скажем так, на стадии публичных слушаний.

Вопрос из зала

(Неразборчиво.)

Е.Н. Бреер

Это будут специальные программы. То есть мы будем изучать, что им надо. С учётом их мнения, мнения населения в том числе, по каким программам они хотели бы пройти обучение, будут корректироваться программы, составляться, и по этим программам мы планируем их обучить.

Вопрос из зала

В связи с тем, что администрация предъявляет немножко другие требования к КТОСам, будет ли ужесточён контроль? То есть будете ли Вы смотреть, отвечают ли они требованиям, которые Вы теперь предъявляете?

Е.Н. Бреер

Конечно. По каждому мероприятию есть свои индикаторы исполнения: качественные, количественные. И всё мероприятие как раз по этим индикаторам будет оценено и контролироваться.

Вопрос из зала

А если сейчас говорить об оценке, вот на какую бы оценку по десятибалльной шкале или по пятибалльной Вы бы оценили работу КТОСов?

Е.Н. Бреер

Вопрос хороший, но он очень сложный. Понимаете, ведь их 76, и у каждого своя будет оценка. Я думаю, оценивать должна не администрация, а население в первую очередь. Хотелось бы услышать оценку населения. Это и для нас тоже необходимо.

Вопрос из зала

(Неразборчиво.) …куда население должно прийти с…

Е.Н. Бреер

Население приходит и к нам в том числе. Я не могу сказать о том, что есть только положительный опыт. Есть и вот такие случаи, когда, действительно, конкретные лица не могут разъяснить ситуацию. Если они не знают и могут научиться — это один вопрос, а если они и не хотят этого делать — это уже другой. Это должны приниматься конкретные действия по замене лица.

Вопрос из зала

Потом будете звонить и спрашивать… (неразборчиво). Не так давно город сотрясался от всяческих тем по поводу «зомби-парада» и прочих мероприятий. Высказывались мнения и желания о создании «гайд-парков» и прочих мест, где могли бы молодые люди собираться и высказывать свою точку зрения. Как администрация города действует в данном направлении? И вообще, Ваше мнение о создавшейся ситуации?

Е.Н. Бреер

Ситуация инициирована определённой группой лиц. Я бы не сказала, что это вот так необходимо для всего города. Если говорить об этих площадках, где могли бы собираться, то есть определённые утверждённые перечни площадок, которые действуют в каждом округе для сбора конкретных публичных мероприятий. Была инициатива со стороны определённых лиц по этому вопросу. Честно говоря, наверное, будет неправильным, если мы кого-то ближе подпустим, кого-то дальше отпустим. Наверное, надо администрации находиться ко всем на одном расстоянии — на расстоянии нормы закона. Есть алгоритм, который необходимо пройти организатору публичного мероприятия. Он либо предусмотрен Федеральным законом по митингам, либо предусмотрен решением Омского горсовета о проведении зрелищных мероприятий. Всё достаточно просто: соблюдайте правила, и организация возможна.

Г.Г. Назарова

Спасибо.

Е.Н. Бреер

Спасибо вам.