Пресс-конференции

Пресс-конференция Инны Парыгиной 27.02.2017

Стенограмма пресс-конференции заместителя Мэра города Омска, директора департамента финансов и контроля Администрации города Омска И.А. Парыгиной

Г.Г. Назарова

Коллеги, добрый день. Мы рады, что вы пришли. Инна Александровна сегодня будет говорить о своей сложной, но такой важной для города работе.

Формат традиционный: несколько слов скажет Инна Александровна, а потом вы зададите вопросы. Спасибо.

И.А. Парыгина

Добрый день, уважаемые друзья. Я рада, что вы интересуетесь не только сплетнями, скандалами и расследованиями, но и нашей работой, несмотря на всю ее сложность и на то, что департамент финансов и контроля не является органом, который отвечает за конкретную отрасль экономики. Мы, тем не менее, являемся консолидирующим звеном в системе государственного муниципального управления с точки зрения оценки эффективности бюджетных вложений и целесообразности расходования бюджетных средств на те или иные цели.

Да, у нас изменился формат общения с журналистами. Денег нам выделили меньше, и вы знаете причины. Поэтому мы с вами будем общаться в режиме пресс-конференции. Думаю, мы сможем донести до наших горожан с вашей помощью информацию об изменениях или задачах, которые мы перед собой ставим по улучшению качества жизни в городе.

Сначала хочу сказать о том, что, придя на должность директора департамента финансов и контроля, я, конечно, не предполагала, с какой сложностью столкнется и российская экономика, и экономика города Омска с точки зрения влияния кризисных явлений. Тем более что Омск, и мы это отчетливо понимали, готовился к своей самой значимой дате — к 300-летию. И мы свои действия направили на привлечение всех возможных ресурсов для обновления инфраструктуры города.

Я буду приводить по тексту своего доклада отдельные цифры. Они очень интересные. Надеюсь, что и вы поймете нас, и горожане в вопросах расходов города и наращивания муниципального долга. Это всех интересует. Я дальше, конечно, скажу об этом.

Хочу сказать, что нам пришлось существенно усовершенствовать нормативно-правовую базу с точки зрения бюджетирования. Мы внедрили в полной мере в конце 2012 года систему электронного взаимодействия между всеми структурными подразделениями администрации, подведомственными структурами, бюджетными учреждениями для казначейского исполнения бюджета. Понимая важность и нужность информационных технологий, мной была сразу поставлена задача перед нашим отделом информационного обеспечения с точки зрения как раз удаленного информационного взаимодействия на предмет регулирования этих отношений, связанных с нашими муниципальными заказчиками и поставщиками услуг.

Это было сделано, в первую очередь, в целях экономии расходов бюджета на предмет транспортной доступности, на предмет оплаты расходов, связанных с приездом специалистов муниципальных учреждений в Администрацию города. У нас удаленные рабочие места. Каждый получил необходимый сертификат, электронно-цифровые ключи. И мы в режиме постоянного общения имеем возможность видеть все процедуры, которые осуществляет то или иное бюджетное учреждение, или наш департамент.

Надо сказать, что для этого мы изменили большое количество методик планирования бюджета, порядки составления и ведения сводной бюджетной росписи и ряд таких специфических документов, которые требуются, чтобы мы перешли на новую систему электронного взаимодействия.

Хочу отметить, что задача была поставлена. Сейчас это называется «проектное управление». Оно начиналось, в том числе, с реализации муниципальных программ, в которых должен был быть зафиксирован конкретный результат. Департамент финансов стал в этом случае методологом. Если вы посмотрите наши муниципальные программы, которые размещены в разделе «Бюджет для граждан» на портале администрации, то сможете увидеть привязку каждого рубля к тому результату, который мы перед собой ставили. Много индикаторов в каждой программе — увеличение количества благоустроенных территорий, увеличение площади отремонтированных дорог и многое другое. Это было основной идеей с точки зрения и повышения эффективности бюджетных расходов, и контроля над расходованием бюджетных средств.

Конечно, при исполнении полномочий, возложенных на муниципалитет, были некоторые проблемы. Первая проблема — и я об этом всегда говорю и не скрываю — это недостаточность собственных доходных источников. Конечно, этого не достаточно. Дальше я скажу, например, о проблемах в городе, которые накапливались годами и которые надо решать емкими капиталовложениями. У нас, например, есть учреждения образования (более 450 учреждений дошкольного и школьного образования) и здания (около 11%) до 1940 года постройки. Это говорит о многом.

В учреждениях культуры ситуация еще сложнее. Но на Омскую крепость, как вы знаете, деньги нашлись. И путем проведения реконструкции пяти из восьми зданий этот комплекс будет обновлен. Тем не менее, остается ряд проблемных зданий, которые относятся как к объектам культурного наследия, так и к учреждениям образования, которые также требуют серьезных капиталовложений.

По нашим расчетам только на обновление социальной сферы одномоментно требуется более 4,5 миллиардов рублей. Мы ведем такую статистику. Если помните, одну из самых проблемных разваливающихся школ на улице Мельничной нам удалось снести и построить на ее месте новую — это наш небольшой вклад в обновление инфраструктуры города. В принципе, здесь требуется большая государственная программа, о которой мы говорим на всех уровнях, связанная как раз с обновлением инфраструктуры города. Это не просто программа, связанная с целевой задачей по ликвидации очередности в дошкольных учреждениях. Это программа, которая будет связана с обеспечением безопасности детей в этих учреждениях.

Хочу отметить, что на устранение предписаний надзорных органов, мы ежегодно направляем достаточно серьезные средства. И в текущем году на учреждения образования мы заложили 87 миллионов рублей, на учреждения культуры — около 40 миллионов. Но мы понимаем, что этого недостаточно.

Нам существенно помогла программа подготовки города к 300-летию. Надо отдать должное нашим предшественникам, которые сформировали такую большую программу. Она капиталоемкая и достаточно серьезная.

Когда разговариваю с депутатами или отвечаю на вопросы на публичных слушаниях, мне часто говорят, что город прирастил объем муниципального долга на 2,5 миллиарда рублей. Да, мы приросли за эти 4 года на 2,5 миллиарда рублей в части размера муниципального долга, но хочу отметить, что эти 2,5 миллиарда рублей мы направили на капитальные объекты. За 2012–2016 годы мы привлекли 11,7 миллиарда рублей средств вышестоящих бюджетов. Нам никогда не удалось бы привлечь без программы подготовки города к 300-летию такие существенные вложения. Здесь и дороги, и школы, и детские сады, и многоквартирные дома по программе переселения граждан из аварийного жилья — более 7 тысяч граждан будут переселены из 327 домов к 1 сентября текущего года из аварийных домов в новые комфортные и современные квартиры. Причем, эти квартиры значительно превышают по площади то жилье, которые граждане занимают сейчас.

Хочу отметить, что результатом всех наших действий и подтверждением того, что мы приняли верное решение, привлекая ресурсы кредитных организаций для реализации наших планов, стала итоговая проверка Контрольно-счетной палаты, которая прошла у нас в декабре прошлого года. Замечу, что никаких серьезных и грубых нарушений бюджетного законодательства аудиторы не выявили. И качеством жилья, и степенью удовлетворенности граждан аудиторы также остались довольны.

Помимо того, что мы управляем расходами города, мы поставили перед собой задачу — изыскание дополнительных доходных источников. Мы проработали вопрос со всеми структурными подразделениями нашей администрации и с управлением Федеральной налоговой службы, и с 2012 года мы начали разрабатывать план мобилизации дополнительных доходов в бюджет города. Хочу отметить, что 4 года реализации этого плана, нам удалось дополнительно привлечь 1,7 миллиарда рублей. Это существенная сумма.

В 2013 году впервые вместе с налоговой службой организовали акцию по информированию граждан о наличии у них задолженности по имущественным платежам. Мы вместе с представителями комитетов территориального общественного самоуправления, со старшими по домам ходили и извещали горожан о необходимости своевременно уплатить налоги, погасить задолженность. 27 миллионов поступило непосредственно в бюджет города. С тех пор мы проводим ее ежегодно.

В отношении специалистов, сотрудников различных муниципальных учреждений информация о наличии либо отсутствии задолженности введена в практику подготовки ежегодных материалов, связанных как раз с обеспечением надлежащего исполнения функциональных обязанностей того или иного сотрудника. И каждый сотрудник отчитывается путем представления уведомлений об отсутствии задолженности. Поэтому предлагаем и вам, уважаемые журналисты, подключиться к нашей акции и проверить свою задолженность на сайте Федеральной налоговой службы.

Мы подготовили ряд законодательных инициатив, которые были поддержаны областной властью. Первая законодательная инициатива связана с принятием закона о патентной системе налогообложения. Именно на основании наших предложений он был принят. И дополнительно в казну города поступило 30 миллионов рублей. Затем мы вносили изменения в единый налог на вмененный доход. Мы корректировали законодательство о налоге на имущество физических лиц, о земельном налоге.

Существенное количество проектов федеральных законов нами было подготовлено. Ряд проектов уже получил федеральную поддержку. Это, как минимум, два проекта о продлении действия налога на вмененный доход — здесь мы поддержали наших предпринимателей. Мы также разработали в 2013 году проект о ликвидации срока завершения действия специального налогового режима как раз в поддержку наших предпринимателей. Но федеральное правительство, как вы знаете, приняло другой нормативный акт. Тем не менее, с 1 января 2018 года срок использования специального налогового режима будет перенесен до 1 января 2021 года. На 3 года продлили срок действия. Ну, а там, поживем — увидим. Около миллиарда рублей ежегодно мы получаем от этого вида специального налогового режима в бюджет города. Это прямой доход, который поступает в бюджет города.

1 мая 2016 года был принят федеральный закон с целью улучшения налогового администрирования. И частично налоговые органы нам уже представляют кое-какие сведения. Мы уже не являемся органом, в отношении которого имеется налоговая тайна по нашим видам налогов, но, конечно, нам не полностью раскрывают налогоплательщика. Мы работаем над этим вопросом.

Более сложно обстоят дела с теми законопроектами, которые предусматривают перераспределение налогов в пользу муниципалитета. Если помните, мы направляли несколько таких законопроектов. Первый законопроект был о перераспределении в пользу муниципалитета двух процентов налога на прибыль. Законодатель областной нас не поддержал. И нам вернули без обоснования этот законопроект. Тем не менее, как вы знаете, принят другой закон на федеральном уровне, и у регионов забрали по одному проценту, консолидировав это в федеральном бюджете. Но мы считали и считаем, что лучше, если бы эти два процента федерального норматива отчислений передали в муниципалитеты. Это подстегнуло бы муниципалитеты работать с теми предприятиями, которые реально приносят прибыль и развивают предпринимательскую инициативу на месте.

Мы пошли другим путем. Проекты двух федеральных законов сейчас находятся в комитетах Государственной Думы. Мы теперь работаем с депутатами напрямую и им предоставляем право представления наших законопроектов. Один из проектов — по включению земельных участков, занятых многоквартирными домами, в состав объектов налогообложения земельным налогом в части нежилых помещений. Мы проработали этот вопрос с предпринимательским сообществом. И огни полагают, что нужно создавать на территориях равные условия, потому что отдельно стоящие здания вынуждены уплачивать земельный налог, а если здание пристроено или магазины находятся на первых этажах многоквартирных домов, то в этом случае предприниматели освобождаются от земельного налога, что не совсем справедливо. Этот законопроект прошел три комитета Государственной Думы и в настоящее время направлен на заключение в Правительство Российской Федерации. И установление порядка исчисления налога на имущество будет зависеть от даты ввода объекта в эксплуатацию. Так боремся с ситуацией, когда собственники объектов, завершив строительство и подписав акт ввода объекта в эксплуатацию, долгое время не ставят объект на кадастровый учет либо в Росреестре не регистрируют право собственности, и таким образом уходят от любого вида налога.

Этот законопроект поддержали 16 городов, входящих в некоммерческое партнерство финансистов России. Он доработан, поддержан, но был возвращен нам на небольшую доработку. Мы доработали и собираемся вновь представить его в наше Законодательное собрание.

Вы знаете, что на протяжении многих лет между муниципалитетом города и предпринимательским сообществом существовало напряжение по поводу кадастровой стоимости земельных участков. Предприниматели использовали механизм оспаривания кадастровой оценки в комиссии при Росреестре на понижение этой оценки. Так вот, я хочу отметить, что мы разобрались в этом вопросе в 2013 году и остановили этот процесс. Нам удалось выиграть ряд судов, сформировать федеральную судебную практику по оспариванию или противодействию незаконному оспариванию кадастровой оценки земельных участков.

Более того, в комиссии при Росреестре только в прошлом году было поддержано мнение департамента финансов и контроля в отношении непринятия предложений бизнеса по понижению кадастровой оценки земли по 26 земельным участкам, что позволило не снизить кадастровую оценку более чем на 700 миллионов рублей. Отсюда, безусловно, порядка 30 миллионов рублей налога на землю мы сохранили в бюджете города. Такая практика начала выстраиваться в 2015–2016 годах. Сейчас и оценщики, профессиональные игроки рынка прекрасно понимают нашу твердую позицию. И те отчеты, которые представляются департаменту имущественных отношений, уже не обладают такими большими и серьезными ошибками, которые приводят к значительному понижению кадастровой оценки.

Отмечу, что кадастровая оценка по отдельным земельным участкам понизилась в 2012 году в 24 раза. Это, конечно, поспособствовало понижению и земельного налога в бюджет города, и арендной платы за земли по договорам аренды земельных участков.

В 2011 году в бюджет города поступило 3 миллиарда 160 миллиона рублей земельного налога. В прошлом году и в текущем земельного налога в бюджет города поступило чуть больше 700 миллионов рублей. Два с лишним миллиарда рублей — на такую сумму ежегодно бюджет города опосредованно субсидирует омский бизнес. Задаюсь всегда вопросом: где именно это привело к расцвету бизнеса на территории города? Полагаю, что все-таки сокрытие таких существенных доходов, которые связаны с экономией на оплате земельных платежей, не влияют положительно на укрепление бизнес-позиций города Омска и Омской области в целом. Информация нами доведена до правительства региона. И мы хотим выстроить конструктивный диалог с нашим бизнесом в отношении того, чтобы он развивал свои бизнес-проекты в первую очередь на территории города Омска.

Хочу перейти к особенностям расходной части бюджета города. Я неоднократно выступала на городском совете, на публичных слушаниях по бюджету и в различных интервью говорила о том, что бюджет города на 70 % несет социальные расходы. И это не плохо с позиции того, что это все-таки показатель ответственности власти перед населением города. То есть социальный бюджет — это социальная ответственность. Мы выплачиваем заработную плату сотрудникам и работникам всех уровней муниципальной власти и учреждений — их 27 тысяч. Это наш вклад в повышение занятости граждан. И, тем не менее, у нас еще есть потребность в педагогических работниках, воспитателях, нянечках, поварах в связи с открытием новых образовательных учреждений. Мы готовы принимать на работу новых сотрудников. Хочу сказать, что заработная плата педагогических работников за период с 2012 по 2016 год выросла в 1,7 раза. Это существенная прибавка.

Хочу отметить, что расходы на оплату труда переданы в Омскую область вместе с 10 % отчислений от налога на доходы физических лиц, а педагогические работники дополнительного образования (спортивные школы, художественные школы, музыкальные школы, персонал, связанный с обслуживанием зданий) — это мера ответственности муниципалитета. И только прирост расходов к уровню 2012 года, связанный с обеспечением повышения заработной платы работников бюджетной сферы, составил 326 миллионов рублей в год. Эта существенная цифра говорит о том, что в условиях, когда доходы бюджета города не приросли в абсолютном выражении, нам пришлось совершать бюджетный маневр в пользу как раз социальной сферы для обеспечения повышения заработной платы наших работников.

В целом, в связи с дополнительным увеличением количества учреждений социальной направленности (мы открыли три школы, построили детские сады и пристройки к детским садам, открыли каток на улице Бархатовой, три школы искусств и несколько филиалов художественных школ), увеличением расходов, связанных с содержанием этих учреждений, а также с обеспечением заработной платой работников бюджетной сферы, прирост в расходах бюджета города на социальную сферу составил 800 миллионов рублей в год.

Конечно, если 800 миллионов рублей вкладывать в капитальный ремонт многоквартирных домов по судебным решениям, можно решить сразу существенный объем работ. Если вкладывать, например, в те же дороги, то можно содержать их в надлежащем виде. Но мы работаем с тем, что есть, и вынуждены маневрировать между потребностями граждан.

В свое время наиболее болезненной темой для наших жителей была большая очередность в детских садах. 21 тысяча малышей за 4 года получили дополнительные места в муниципальных детских садах. Мы обеспечили социальную стабильность на территории города.

Что касается муниципальных служащих, то скажу, что их численность с 2012 года сократилась на 135 единиц или на 7,2%. Это тоже существенно.

Теперь о дорожном фонде города. Он сформирован в соответствии с федеральным законодательством. В 2012 году был сформирован региональный дорожный фонд, а с 1 января 2014 года — муниципальный дорожный фонд. По задумке федерального центра дорожные фонды муниципалитетов и субъектов должны быть наполнены из какого-нибудь источника. Но в нашем случае так не получается, потому что на 2–2,5 миллиарда ежегодных расходов дорожного фонда, в том числе связанных со строительством дорог, наших собственных доходов достаточно только на 10 % этих расходов — 250 миллионов рублей ежегодно. Напрямую зачисляются в доходы дорожного фонда акцизы за нефтепродукты, та доля, которая поступает в местный бюджет. Затем — доходы, связанные с использованием дорожной инфраструктуры, а также различные штрафы за нарушение перевозки крупногабаритных грузов по территории города.

Этих доходов, конечно, нам не достаточно. Мы обращались в регион, чтобы нам вернули штрафы за нарушение правил дорожного движения. Мы считаем, что более справедливо, если на территории города штрафы будут сразу направляться на финансирование расходов, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, с повышением комфортности состояния дорожной сети. Но вопрос положительно не был решен до сих пор. Мы не отступаем.

Для восстановления нормативного состояния автомобильных дорог очень серьезную поддержку нам оказала Российская Федерация в рамках программы комплексного развития транспортной инфраструктуры омской городской агломерации. Второй год подряд мы будем получать по миллиарду рублей. В прошлом году дополнительно к этому губернатором было направлено 643 миллиона рублей.

В текущем году впервые федеральный центр распределил субсидии на формирование комфортной городской среды. Еще в ноябре при принятии федерального бюджета Омской области было выделено 354 миллиона рублей — есть специальное приложение к федеральному закону о федеральном бюджете. Это, конечно, меньше, чем получили наши соседи и другие города-миллионники: Новосибирску более 600 миллионов рублей было выделено, Ростову-на Дону — более 800 миллионов рублей.

Тем не менее, Омской области досталось 354 миллиона, из которых, мы полагаем, городу будет выделена существенная сумма. Но все будет зависеть, конечно, от того, как мы пройдем отбор муниципальных образований, и какую долю определит для нас регион. Свой вклад мы вносим на протяжении многих лет — выделяем по 25 миллионов рублей на грантовую поддержку активных горожан для благоустройства придомовой территории либо сквера. Это инициативное бюджетирование, которое на протяжении многих лет нами реализуется и дает на каждый вложенный бюджетный рубль 5 рублей, если оценивать это в денежном выражении, легло в основу федеральной целевой программы «Создание комфортной городской среды». При реализации и освоении этих средств требуется обязательное участие наших горожан в случае, если они захотят на своей территории благоустроить площадку либо построить детский городок, либо что-то еще. Теперь это уже обязательное условие.

Конечно, мы будем стараться не потерять средства федерального бюджета, если нам потребуется строительство новых детских садов и школ в новых микрорайонах, а также дорог, на которые у нас есть проекты. Мы ждем 2019 год, когда федеральный центр начнет финансировать не просто капитальный ремонт автомобильных дорог, а их строительство. В первую очередь это дорога по улице 3-я Енисейская. Проект готов, прошел экспертизу, мы ждем федерального финансирования, потому что 778 миллионов рублей бюджету города не потянуть.

Еще хотела бы отметить, что контроль у нас осуществляется на разных этапах: как на этапе планирования расходов бюджета, так и на этапе исполнения. Мы осуществляем последующий контроль непосредственно с выездом на место. Ежегодно мы проводим порядка ста проверок в год. Около 30% расхода бюджета — от 16 миллиардов рублей — подвергается проверке со стороны департамента. Мы выявляем различные нарушения. Часто это невыполнение обязательств по ремонту. В 2012, 2013, 2014 годах мы выходили на объекты, связанные с ремонтом детских садов и школ. Мы взыскиваем через суд в доход бюджета с исполнителей невыполненные объемы работ либо использование более дешевых строительных материалов. За этот период были зачислены в доход бюджета и на лицевые счета бюджетных учреждений 28 миллионов рублей. Дополнительно были выполнены ремонтные работы на 27 миллионов рублей, доначислены неналоговые доходы на 214 миллионов, приняты прочие меры на сумму 127 миллионов рублей.

С текущего года на финансовые органы всех уровней власти возложены дополнительные функции по контролю над системой исполнения муниципальных закупок, начиная от регистрации контрактов в единой информационной системе, заканчивая этапом оплаты тех или иных видов работ. Более того, с 1 января текущего года мы ответственны за оценку начальной максимальной цены контракта в случае обращения к нам любого гражданина, если он заподозрил какую-то коммерческую структуру в неправильном формировании начальной максимальной цены контракта. Надзорные органы к нам тоже обращаются. Мы обязаны проверить этап формирования муниципальным заказчиком начальной максимальной цены контракта и выставление на муниципальный конкурс или аукцион. В этом случаем мы будем определять достоверность формирования такой цены.

Существенную проблему в этом году создал переход минэкономразвития на контроль закупок через единую информационную систему государственных закупок, чего раньше не было. Программный продукт до сих пор не доработан, во многих субъектах на протяжении первых полутора месяцев были проблемы с формированием и регистрацией планов-графиков закупок. Многие субъекты не могли закупиться по питанию, по медикаментам. Вопрос дошел до президента. Тем не менее, полномочия будут изъяты у минэкономразвития и переданы минфину, в федеральное казначейство, но задачу по регистрации всех видов муниципальных государственных закупок и повышение прозрачности закупок федеральный центр так и не снял. До сих пор мы не можем по ряду закупок внести изменения в планы-графики, потому что не работает программный продукт.

Технологии, конечно же, идут вперед, и мы вынуждены принимать новые правила игры. И потребность в обработке большого массива информации требует, конечно, и повышения финансовой грамотности, и использования информационных систем.

Хочу отметить, что система планирования исполнения бюджета работает на протяжении многих лет достаточно эффективно, все к ней привыкли. С конца 2015 года мы внедрили систему интеграции муниципальных закупок и контроля на предмет лимитов расходных обязательств тогда, когда муниципальные заказчики планируют приобрести что-то для нужд собственного учреждения. Теперь мы не даем возможность нашим муниципальным заказчикам провести закупку в случае отсутствия у них в планах-графиках, либо в планах финансово-хозяйственной деятельности лимитов бюджетных обязательств. Другими словами, если у них денег нет, то закупку осуществить они не могут.

Основная задача была, которую я ставила перед своими сотрудниками — оптимизировать кредиторскую задолженность наших бюджетных учреждений. Понемногу кредиторская задолженность ежегодно снижается. Самая большая задолженность осталась только в одном учреждении — в управление дорожного хозяйства и благоустройства. Там все связано с горюче-смазочными материалами, песком, солью, различными запчастями. Во всех остальных бюджетных учреждениях просроченной кредиторской задолженности нет. И мы считаем, что это одна из наших заслуг.

Кроме того, мы думаем не только о повышении собственной финансовой грамотности. Мы разработали и внедрили в 2012 году порядок проведения мониторинга и оценки качества финансового менеджмента в наших подведомственных учреждениях. Ежегодно мы проводим по определенным критериям оценку финансового менеджмента в отношении качества наших финансовых специалистов во всех структурных подразделениях. Я хочу отметить, что среднее значение оценки немного выросло. Работа департамента заключается не только в том, чтобы выявить нарушения и наказать, но и в том, чтобы научить и подсказать.

В текущем году мы хотим провести конкурс среди студентов-финансистов на предмет каких-то новых креативных идей с точки зрения экономии бюджетных средств, с точки зрения повышения эффективности бюджетных расходов либо пополнения доходов городской казны. В 2016 году мы провели такой конкурс среди молодых специалистов собственного департамента. Прочитала все без исключения работы. Они были очень интересные. У молодежи взгляд креативный, нестандартный, поэтому он очень интересный. Мы выбрали одну работу и направили на федеральный конкурс. Ждем, что эта работа будет достойно оценена.

У меня все. Я готова ответить на вопросы.

Г.Г. Назарова

Спасибо. Коллеги, включайте микрофон и не забывайте представляться.

Телеканал «Антенна-7», Ксения Бессараб

Сколько штрафов за уборку снега заплатили в этом году? Спасибо.

И.А. Парыгина

Штрафов за уборку снега у нас нет. Штрафы за нарушение правил благоустройства — не заплатили ни рубля. Однако у нас есть такой вид наказания для управления дорожного хозяйства и благоустройства — штрафы за ненадлежащее содержание улично-дорожной сети, которые накладывает ГИБДД. В прошлом году мы заплатили 24 миллиона таких штрафов в местный бюджет. В этом году еще ни рубля.

«Первый городской телеканал», Филипп Лебедь

У нас скоро, возможно, сменится градоначальник. В каком состоянии он примет город? Что ему достанется в наследство от нынешней администрации?

И.А. Парыгина

От смены власти не зависит жизнедеятельность города. В Российской Федерации достаточно цивилизованный переход власти, поэтому если сменится градоначальник, то он столкнется с теми же проблемами, которые мы на протяжении последних пяти лет решали. Это проблемы ремонта и содержания дорог, проблемы городской инфраструктуры и многое другое. Запас прочности городской социальной инфраструктуры, оставшейся от Советского Союза, исчерпан. Теперь нужны существенные капитальные вложения, о которых я вам уже говорила.

Телеканал «Продвижение», Ольга Кочкурова

Если новый мэр не продлит контракт с топовыми чиновниками, чем планируете заняться, в чем себя видите?

Вы уже говорили по поводу долга, что наращивать его не будете, но есть ли стратегия погашения этого долга? И, опять же, бюджет у нас социальный, не богатый, пришлось ли что-то резать из социальных граф?

И.А. Парыгина

Спасибо за беспокойство, но пока я не буду озвучивать свои планы. Но скажу, что те предприниматели, которые входят в состав Омского городского Совета, ждут, когда меня освободят от занимаемой должности, чтобы пригласить к себе на работу. Они мне об этом уже не раз заявляли. Сейчас я не готова это обсуждать, потому что полагаю, что еще пригожусь нашему городу.

С позиции оптимизации расходов на обслуживание долга и собственно долга — это только погашение, безусловно. В части оптимизации мы опробовали такой механизм, как размещение муниципальных облигаций. И он нам показался очень неплохим. Мы не были ни разу кредитованы под максимальную ставку, которая была в кризисное время 18% годовых. Нам удалось диверсифицировать наш муниципальный долг, мы не получали такие кредиты. Мы вышли на российский фондовый рынок, так нам удается сдерживать ставку. Вот сейчас она у нас 9,7% средняя. Ну и, безусловно, мы пользуемся бюджетными кредитами под 0,1% годовых.

3,5 миллиарда в год мы перекредитовываем каждые 50 дней. Это тоже дает существенную экономию — около 80 миллионов рублей в год мы экономим только на процентах по обслуживанию долга.

Но, в принципе, конечно, нужно стремиться к увеличению доходов городской казны и поступательному погашению размера муниципального долга.

Телеканал «Продвижение», Ольга Кочкурова

И по поводу того, надо ли что-то резать в социальной сфере?

И.А. Парыгина

В социальной сфере резать, честно говоря, нечего. Там нужно только увеличивать финансирование.

«Омск-Информ», Светлана Саликова

Вы бы согласились на должность мэра города? Как считаете, сможет ли Омском женщина управлять?

И.А. Парыгина

Я точно не согласилась бы. Это очень сложное многоотраслевое хозяйство. Поэтому здесь нужен мужчина.

«Омск-Информ», Светлана Саликова

В этом году в бюджет закладывалось 250 миллионов на поддержку муниципального транспорта. Два месяца прошло, хватит ли этих средств на год?

И.А. Парыгина

Конечно, не хватит. В мартовских поправках мы будем предлагать депутатам увеличить расходы на транспорт, мы нашли резерв.

С точки зрения обслуживания муниципального долга, мы перекредитовали его достаточно удачно — 100 миллионов рублей высвободили из расходов бюджета.

«Омск-Информ», Светлана Саликова

То есть 100 миллионов будете еще добавлять?

И.А. Парыгина

Да.

«Омск-Информ», Светлана Саликова

И этой меры хватит?

И.А. Парыгина

Думаю, что до сентября.

«Вечерний Омск», Игорь Спиридонов

Инна Александровна, вы уже назвали несколько федеральных программ, в которые город вступает. Наверняка есть еще и областные программы. Каков объем софинансирования города? И можно ли его увеличить?

И.А. Парыгина

В текущем году предусмотрено софинансирование бюджета Омской области в размере 21%, 79% — их выделяет федеральный бюджет на все программы. Но мы полагаем, по созданию комфортной городской среды у нас будет минимальная доля софинансирования — 5%, не больше. Все, что связано с ремонтом дорог — там еще меньше, по-моему, только 0,5%.

Но это комфортные условия для привлечения средств из федерального или областного бюджета. И в рамках этих двух федеральных программ мы точно будем принимать участие в отборе.

Мы очень рассчитывали на программу создания условий для комплексного развития территорий, но в текущем году федеральный центр бюджету Омской области не выделил средств. И, как вы знаете, область не стала участвовать в привлечении средств для молодых специалистов. 2,5 миллиона у нас заложены на эти цели, и мы, наверное, 13–14 семьям помогли бы.

«Вечерний Омск», Игорь Спиридонов

В абсолютных цифрах софинансирование города?

И.А. Парыгина

По городской агломерации — 50 миллионов рублей, по созданию комфортной городской среды — в зависимости от той суммы, которую нам выделят. Если выделят 300 миллионов, 5% — это 15 миллионов, например. Если выделят 100 миллионов, то 5 миллионов и так далее.

«Омск здесь», Антон Маликов

Инна Александровна, в своем докладе вы говорили, что обращаетесь с законодательной инициативой в вышестоящие органы власти, говорили про законопроект о магазинах на первых этажах многоквартирных домов. Мне хотелось бы узнать, вы просчитывали экономический эффект? Сколько город с этого получит? Сколько у нас таких объектов находится на территории города?

И.А. Парыгина

Конечно, просчитывали. Просчитывали в отношении земельных участков, где определены границы, где мы их сами сформировали. Порядка 100 миллионов рублей в год одномоментно может поступить.

И если у нас будет заинтересованность, потому что мы сформировали только из 7 тысяч многоквартирных домов 3,5 тысячи за счет бюджета, мы, конечно, будем и дальше продолжать. Вообще потенциал мы оценили в 360 миллионов рублей.

«Омск здесь», Антон Маликов

У меня вопрос, может быть, малоприятный, но он очень волнует жителей. Только утихла тема в соцсетях о «золотых парашютах», как появилась новая — о «пенсионных парашютах» для чиновников. Сколько город тратит средств на пенсионные отчисления для муниципальных служащих?

И.А. Парыгина

27 миллионов рублей в год.

«Омск здесь», Антон Маликов

Спасибо.

И.А. Парыгина

Часто с возмущением говорят, мол, не заслужили и так далее. Но обратите внимание — почти в каждой отрасли есть льготный период выхода на пенсию, либо льготное пенсионное содержание. Педагоги уходят после 25 лет стажа, военнослужащие и милиционеры — после 20 лет. Судьи и работники прокуратуры обеспечиваются льготным содержанием в дальнейшем.

Каждая большая отрасль обязательно поддерживает своих пенсионеров, например, на предмет медицинского обслуживания: есть свои специализированные санатории, профилактории, медицинские учреждения, осуществляются доплата. Поэтому эта тема для населения больная. Но надо понимать, что чиновник любого уровня находится под пристальным наблюдением. И то, что разрешено во многих отраслях (например, ведение бизнеса) чиновнику запрещено. Нам, по сути, разрешена только преподавательская деятельность. И все. Еще для нас существует множество ограничительных процедур, связанных с контролем над расходами, доходами.

Поэтому мне кажется вполне справедливым то, что людям, которые вложили в этот город большую часть своей жизни, принимали серьезные политические решения, удерживали город на определенной траектории развития, при выходе на пенсию будет осуществляться какая-то доплата. Эта доплата, на самом деле, не такая большая, как вы могли бы предположить. Это не 100 тысяч в месяц. 10, 20, 30 тысяч максимум, если человек занимал должность председателя исполкома. Но, извините, человек целым городом руководил. 10 тысяч рублей — для руководителей структурных подразделений, которые несли большой груз ответственности по содержанию города и по обеспечению его безаварийной работы. Сами оцените: на территории города за постсоветский период не было ни одной катастрофы. В этом есть заслуга и чиновников в том числе.

«Омск здесь», Антон Маликов

Для этого год или три достаточно посидеть в кресле министра…

И.А. Парыгина

Нет, это исключено.

«Омск здесь», Антон Маликов

Верховный суд вернул.

И.А. Парыгина

Верховный суд вернул доплаты к пенсиям. Но они как раз привязаны к стажу работы. 25 лет стажа нужно иметь. У меня есть 25 лет стажа.

«Омск здесь», Антон Маликов

От одного года. От трех лет — в зависимости от уровня. Министром достаточно пробыть один год.

И.А. Парыгина

Я сейчас не готова об этом говорить. У нас такого точно нет. У нас необходимо иметь 25 лет стажа. Было 20 лет, сейчас будет 25 лет. И доплата — это в основном 4–5 тысяч рублей. У руководителя она будет 15–20 тысяч, 30 максимум — это только у мэра. Я думаю, это не такие большие расходы.

Г.Г. Назарова

Спасибо. Коллеги, еще вопросы, пожалуйста.

Интерфакс», Валерия Калашникова

Хотела уточнить: вы упомянули про механизм облигаций, как я поняла, опыт был успешный. О перспективе можно чуть поподробнее? Когда собираетесь? Может быть, в этом году? На какие объемы рассчитываете?

И.А. Парыгина

Мы мониторим этот рынок. И мы видим, что ставки по коммерческим кредитам падают. Полагаем, что к концу года ставка снизится еще, и мы, наверное, к концу года еще 2,5 миллиарда разместим.

Голос из зала

Хотел бы уточнить: понятно, когда бюджет принимается, уровень доходов один, а насколько за прошлый год увеличились собственные доходы?

И.А. Парыгина

7 миллиардов 800 миллионов мы планировали, столько и собрали. Собственные доходы не увеличились ни на рубль. Более того, на протяжении двух лет мы недовыполняли план по доходам на 200–300 миллионов рублей.

Проблемным был 2016 год. Когда мы проиграли суд Омскводоканалу на 200 миллионов рублей, мы не знали чем их заместить. Тем не менее, мы нашли возможность заместить эти доходы. Нам здесь активно помогла налоговая служба, потому что был незапланированный возврат земельного налога производственному объединению «Полет» в размере около 90 миллионов рублей. Мы полагали, что мы не выполним план по земельному налогу, тем не менее, налоговая собрала необходимый объем запланированного земельного налога.

Ну, и мы очень удачно разместили места под рекламные конструкции, что позволило как раз перекрыть выпадение в доходах, связанных с недоплатой.

А прирастают всегда в течение года межбюджетные трансферты, потому что они распределяются в течение года. Все субсидии. Таковы правила.

Недавно прошло совещание на правительственном уровне по поводу своевременности передачи субсидий регионам. Задача поставлена — освоить эти субсидии до конца года. В текущем году до 1 марта со всеми субъектами должны быть подписаны и зарегистрированы через систему «Электронный бюджет» все соглашения.

В следующем году президент поставил задачу минфину проработать с регионами до 1 ноября все предложения по закреплению за ними субсидий. И в федеральном бюджете уже будет распределено основное количество субсидий. Почему в текущем году сложилась такая ситуация? Потому что многие субъекты, понимая невозможность исполнения федеральной задачи, отказывались от привлечения федеральных средств. Я не буду называть эти субъекты. Мы, наверное, освоили бы все, если бы нам заранее сказали.

Г.Г. Назарова

Спасибо. Последний вопрос, пожалуйста.

«Бизнес-курс», Елена Потапенко

Вы говорили о том, что на реконструкцию Омской крепости нашли средства. А какие еще проблемные здания остались? И сколько средств не хватило?

И.А. Парыгина

У нас много объектов культурного наследия. Музей «Искусство Омска» требует капитального ремонта. Музейные ценности из этого музея мы будем переводить в Омскую крепость, в обновленные помещения.

У нас много таких объектов.

Г.Г. Назарова

Спасибо. Все отремонтируем, все будет хорошо.

И.А. Парыгина

Да.

Г.Г. Назарова

Спасибо.

И.А. Парыгина

Спасибо вам.