Пресс-конференции

Пресс-конференция Ирины Касьяновой 20.01.2014

Видеоверсия пресс-конференции

Стенограмма пресс-конференции заместителя Мэра города Омска И.М. Касьяновой

В.В. Гашеев

Добрый день. Представляем вашему вниманию пресс-конференцию заместителя Мэра города Омска Ирины Михайловны Касьяновой. Напомню, что Ирина Михайловна курирует в городской администрации очень сложный блок, связанный с социальными вопросами.

Работу на пресс-конференции мы построим традиционно. Сначала Ирина Михайловна сделает небольшое сообщение, в котором подведет итоги прошедшего года, а потом ответит на ваши вопросы.

И.М. Касьянова

Блок, который я курирую, не только один из самых сложных, но и один из самых интересных.

Итоги тринадцатого года подтверждают, что сделано департаментами социальной сферы многое. Во-первых, я хотела бы обозначить самую сложную проблему — устройство детей в дошкольные учреждения. В течение нескольких лет эта проблема остро стояла не только в Омске, но и в других регионах. Но активно ее решать начали именно в 2013 году. И на ее решение выделялись федеральные средства. Решение этой проблемы находится в рамках программы, которую мы называем «дорожной картой». Она была утверждена Губернатором Омской области Виктором Ивановичем Назаровым. И в соответствии с этой «дорожной картой» мы планировали в 2013 году создать дополнительно 2600 мест, а по факту мы создали больше — 3156 мест.

Каким путем мы решали эту проблему? Мы не только создавали дополнительные места в дошкольных учреждениях, в группах, которые длительное время по разным причинам были закрыты, мы еще и ремонтировали. 27 таких групп на 770 мест было отремонтировано.

Кроме того, для детей в возрасте от четырех до семи лет создавались места в общеобразовательных учреждениях. И таких групп было создано 16. На сегодняшний день все они уже приняли детей. Мы называем это предшкольной подготовкой.

Помимо этого, серьезной проблемой по-прежнему оставалось строительство дошкольных учреждений. В 2013 году мы построили детский сад на 310 мест в 5-м микрорайоне. На улице Дианова был построен коррекционный, специализированный детский сад. Дополнительные места были созданы во вновь открытом в декабре 2012 года детском саду № 65.

Мы получили много вопросов, касающихся возврата в муниципальную систему образования бывших детских садов. За 2013 год нам удалось вернуть порядка 16 таких зданий. После реконструкции мы открыли детский сад № 128 на Левом берегу и детский сад № 312 в Советском округе, детский сад на улице Звездова, 132а открыли частично после реконструкции. Последние, находящиеся сегодня в ремонте, группы будут открыты до 1 марта 2014 года.

Помимо этого, у нас есть объекты, которые перешли, так скажем, в 2014 год. Мы открыли школу № 24 с пристроенным детским садом. Это самый оптимальный на сегодняшний день комплекс, в котором дети из дошкольного учреждения переходят в ту же школу. По аналогичному проекту в 5-м микрорайоне начинается строительство такого же учреждения.

Также у нас есть, так называемые, переходящие объекты — это те объекты, которые когда-то были переданы под начальную школу. Сегодня они находятся в стадии реконструкции. Это детские сады на Круговой и на 6-й Линии. В них активно ведутся работы, и до 1 сентября, как мы планируем, эти учреждения примут детей.

Запланировано строительство новых детских садов. В Прибрежном, например, мы планируем построить сразу два детских сада. Один детский сад будет строиться департаментом строительства, а второй детский сад будет строиться на условиях концессионного соглашения. 25 декабря фирма «Меттэм» получила разрешение на это строительство.

Кроме того, сегодня на условиях концессионных соглашений городская администрация передала 6 земельных участков под дошкольные учреждения. По пяти из них уже проведены торги и сейчас идет процедура заключения соглашения. Процедура достаточно сложная и, скорее всего, введение в эксплуатацию этих детских садов состоится не раньше 2015 года.

Таким образом, пока что это все меры, направленные на решение проблемы устройства детей в дошкольные учреждения до 1 января 2016 года.

Если говорить о других наших достижениях, то, наверное, необходимо упомянуть, что в 2013 году четыре омских образовательных учреждения вошли в список 500 лучших образовательных учреждений России. Основные критерии — это, прежде всего, результаты ЕГЭ и результаты участия талантливых детей в олимпиадах различного рода. Вот по этим двум критериям гимназии № 19 и № 117, лицей № 64 и гимназия № 69 попали в этот список. Также в начале этого года пришла еще одна хорошая весть: были поведены итоги Всероссийского конкурса «Лучшие директора школ», согласно которым директора омских школ искусств № 3 и № 17 стали лучшими директорами 2013 года, а их образовательные учреждения удостоены золотых медалей. Это тоже приятно.

Безусловно, нельзя не сказать и о том, что в городе не хватает детских школ искусств. Мы прилагаем немало усилий к тому, чтобы расширить контингент наших обучающихся. На сегодняшний день улучшены условия обучения в детской школе искусств № 1. Также в Ленинском, Кировском и Советском округах активно ведутся работы по реконструкции зданий под такие школы. 1 сентября они уже примут около 2400 обучающихся.

Если сегодня в наших школах искусств обучается 8500 человек, то приняв еще 2400, мы выходим на норматив, утвержденный в Российской Федерации.

Коротко хочу сказать о творческой деятельности наших муниципальных учреждений, если позволите. Для любого творческого коллектива, наверное, очень важна гастрольная деятельность. И, несмотря на все трудности бюджета, в 2013 году наши коллективы успешно гастролировали не только по территории России. В частности, хореографический ансамбль «Русь» достаточно успешно выступил в Павлодаре.

В апреле прошлого года наш образцовый хореографический детский коллектив «Калейдоскоп» побывал в Анталии — там, в рамках Дня ребенка, проводился фестиваль, в котором участвовали детские коллективы из Китая, Греции и других стран. С турецкой стороны ребятишки в составе танцевального ансамбля также потом приезжали в Омск. Полагаю, что такие связи будут только крепнуть. Договоренность достигнута, и сегодня уже идет подготовительная работа в театре «Студия» Любови Ермолаевой, где готовят премьерный спектакль по произведениям Назыма Хикмета. А в феврале коллектив выезжает в Турцию с этим спектаклем. Полагаю, что ответный визит с турецкой стороны не заставит себя ждать.

Сегодня решаются организационные вопросы с турецкой стороной по обмену детьми. Детишки, которые приезжали к нам из Анталии проживали в оздоровительном лагере «Лесная поляна». Турецкая сторона учла наш опыт и готова принять в своих оздоровительных лагерях маленьких омичей в рамках обмена. Но это будет не просто отдых, а творческие фестивали.

Если коротко, то у меня все.

В.В. Гашеев

Спасибо, Ирина Михайловна. Коллеги, ваши вопросы. Просьба представляться.

Наталья Уланова

Вот вы в начале разговора упомянули, что в ходе реконструкции под детские сады будут использоваться здания школ. А что вы будете делать, когда это поколение детей подрастет и ему понадобятся места уже в начальной школе?

И.М. Касьянова

На сегодняшний день мощность некоторых школ значительно выше, чем их фактическая посещаемость детьми. Поэтому мы рассматриваем только те варианты, которые подходят для размещения детских садов и в дальнейшем не будут востребованы именно под школу.

Если сегодня отдельные школы, рассчитанные, допустим, на 800 учащихся, принимают только 300 детей, то мы не можем себе позволить так легкомысленно распоряжаться имуществом. Поэтому решаем мы эти вопросы таким вот образом.

«Твой Омск», Ольга Данилова

Ирина Михайловна, я хотела спросить о судьбе кадетской школы в Нефтяниках. Идут разговоры о том, что ее перепрофилируют в учреждение для умственно отсталых детей либо в интернат. Мамы детей, которые там учатся, очень озабочены этим вопросом.

И.М. Касьянова

Ни о каком перепрофилировании в интернат другого типа для умственно отсталых детей или для детей с особыми ограничениями здоровья и речи не было. Данное учебное заведение как работало в режиме муниципальной системы образования, так там и останется. Это первое.

Второе. Будут внесены изменения лишь в название школы. Если сегодня эта школа кадетская, то в соответствии с Законом об образовании, который вступил в действие с 1 сентября 2013 года, такого названия у школы быть не должно. Но учитывая опасения многих родителей, видящих дальнейшую судьбу своих детей в поступлении в военные учреждения, принято решение, что специальные курсы, которые сегодня есть в этой школе, будут сохранены.

«Город55», Кирилл Янчицкий

Какой прогноз на этот год, касающийся изменения или сохранения платы за детские сады на том же уровне?

И.М. Касьянова

Не стану говорить за весь год, но на сегодняшний день размер родительской платы остается на прежнем уровне. Если будет принято решение о повышении, тогда мы это озвучим и обсудим.

Вопрос из зала

Продолжая тему детских садов, Ирина Михайловна, скажите, есть ли какие-то цифры по количеству омичей в очереди? Увеличилась она или уменьшилась?

И.М. Касьянова

Если говорить про общую очередность, то она составляет на сегодняшний день порядка 44 000 детей. Это те дети, которые родились в городе Омске и чей возраст сейчас от ноля до семи лет.

Если же речь идет о детках в возрасте от трех до семи лет, то таких детей 8 356. Для сравнения с январем 2013 года: в очереди насчитывалось 10 500 детей. Хочу напомнить, что мы увеличили свои показатели, и очередность детей, которых мы устроили, составила 3 156 ребятишек. На 2014 год мы ставим перед собой задачу по созданию дополнительных 3 900 мест, чтобы на 1 января 2016 года закрыть этот вопрос.

Еще хотелось бы сказать о том, что на сегодняшний день успешно создаются дополнительные места в частных детских садах. Так в 2013 году порядка 600 мест было создано. В сентябре 2013 года было принято постановление, в соответствии с которым частные детские сады, имеющие лицензию на образовательную деятельность, получили право на субсидии от городской администрации. Сегодня администрация выплачивает такую субсидию четырем детским садам при условии, что родительская плата в них составляет не более 8 000 рублей. Уточню: есть два критерия — наличие лицензии на образовательную деятельность и родительская плата не выше 8 000 рублей.

Вопрос из зала

Какой интерес в том, что выплачивают субсидии частным садам?

И.М. Касьянова

Создание дополнительных мест.

«Омск-Информ», Евгений Яровой

Вот в конце прошлого года в Крутой Горке здание дома ребенка было передано, как я понимаю, под детский сад. То есть, из ведения области перешло в ведение города. Наши корреспонденты выезжали туда. Сотрудники этого учреждения утверждали, что Крутой Горке детский сад не нужен. Проясните, будет ли там детский сад и нужен ли он?

И.М. Касьянова

То, что в микрорайоне есть очередность в детский сад — это однозначно. Поэтому на сегодняшний день составлена проектно-сметная документация на ремонтные работы в этом учреждении. Хочу напомнить, что это здание — бывший детский сад. Мы будем вести работу по реконструкции этого помещения, чтобы 1 сентября уже принять ребятишек. Никакого другого учреждения там быть не может.

Что касается людей, которые там работали ранее, если они по квалификационным требованиям подходят для работы, то мы готовы их принять.

Вопрос из зала

Я хотела спросить о ситуации в поселке Степной. Как сегодня рассказал мэр, ситуация с садиком разрешается. Второй вопрос: не повторится ли подобная ситуация со школой?

И.М. Касьянова

Со школой такая ситуация не возникнет, потому что это муниципальное образовательное учреждение, находящееся на балансе министерства обороны.

Теперь, что касается детского сада. Мы понимаем всю остроту проблемы. В прошлом году было принято решение о передаче всех социальных объектов, и детских садов в частности, из ведения министерства обороны муниципалитетам. Была проведена большая работа. Третьего февраля мы получаем документы на это здание. К сожалению, министерство обороны немного затянули ситуацию с увольнением сотрудников детского сада. Поэтому сегодня мы эти вопросы решаем. Решение принято только 9 января, должна быть соблюдена определенная процедура. Кроме того, сотрудники пищеблока этого учреждения не согласились перейти в муниципальное образование. Педагогический же коллектив перешел полностью. На сегодняшний день вновь принятые работники пищеблока получают допуск к работе, и третьего февраля ребятишки, которые посещали этот детский сад, придут уже к нам.

Что касается временного закрытия детского сада, то связано это, в первую очередь, со сменой собственника. Пока что учреждение не находится в муниципальной системе. Тем не менее, часть воспитанников мы устроили в детский сад в поселке Загородном. Детский сад Степного поселка в перспективе будет филиалом этого детского учреждения. Кроме того, мы планируем создание дополнительных мест дошкольного образования в школе № 131.

Вопрос из зала

То есть получается, что министерство обороны — плохой хозяин для социальных объектов?

И.М. Касьянова

Я не буду комментировать — плохой или хороший. Во всяком случае, решение было затянуто с их стороны и не только по этому объекту. Вы все прекрасно помните о не менее серьезном объекте — котельной. Поэтому муниципалитет и решает эти проблемы.

Вопрос из зала

Я немного не в курсе. Передача состоялась, потому что министерство изначально пожелало отдать объект?

И.М. Касьянова

Тогда я напомню: на сегодняшний день практически нет ведомственных детских садов, поскольку предприятия в свое время передали всю социалку муниципалитетам. Последним осталось министерство обороны, которое сегодня эти учреждения только передает.

В.В. Гашеев

Еще вопросы?

Вопрос из зала

А есть какая-либо информация о том, какие учителя-предметники требуются сегодня в школах? 

И.М. Касьянова

Безусловно, вакансии есть. На сегодняшний день в муниципальной системе образования трудится более 12 000 педагогов, 971 из них — это молодые специалисты.

За последние два года наблюдается тенденция — молодежь вновь стала приходить в школы и детские сады. Наверное, это связано с тем, что были предприняты определенные меры социальной поддержки молодых специалистов. Чтобы закрепить молодого специалиста за учреждением, нужно создать условия. Вот мы их сегодня и создаем.

Что касается вакансий, то на сегодняшний день конкретные цифры я не готова назвать.

Вопрос из зала

(Неразборчиво).

И.М. Касьянова

Ну, почему же нет? Безусловно, есть. В основном сегодня не хватает преподавателей математики, химии и физики.

Чтобы решить эту проблему, мы заключили соглашение с техническим университетом, поскольку мы прекрасно понимаем: если сегодня в школе плохо преподавать эти предметы, то завтра дети не смогут учиться в технических вузах. Вузы это тоже понимают. И в рамках нашего соглашения преподаватели технического университета успешно преподают эти дисциплины в омских школах.

Вопрос из зала

Как совместители?

И.М. Касьянова

Как совместители, безусловно. Помимо этого, есть договоренность и с педагогическим университетом. Студенты четвертого и пятого курсов приходят в школы на практику, чтобы определиться с дальнейшей своей судьбой.

В.В. Гашеев

Коллеги, еще вопросы?

Вопрос из зала

Ирина Михайловна, вот еще вопрос. В последнее время департамент образования сотрясают коррупционные скандалы. Хотелось бы услышать Вашу версию: почему это происходит и как это можно предотвратить? Проводятся ли какие-нибудь дополнительные проверки?

И.М. Касьянова

Последние два скандала, которые произошли с заместителем руководителя департамента и с руководителем департамента, трудно, конечно, комментировать. Но, работа проводится. Поставлен жесткий контроль над работой специалистов, начальников отделов, проводится аттестация. Для того чтобы подобное не повторилось, полностью изменилась работа управления опеки и попечительства. Начиная с августа 2013 года, негативных обращений по поводу работы департамента больше не поступало.

Вопрос из зала

Тогда еще вопрос. В последние годы шла большая работа по улучшению школьного питания. Что сделано в этом направлении?

И.М. Касьянова

Я бы не стала говорить о каких-либо достижениях. Самый главный эффект от того, что мы сегодня занимаемся школьным питанием предметно — это процент охвата питанием школьников.

На сегодняшний день почти 90 процентов учащихся получают питание. Существует жесткий контроль качества, безусловно. Контроль осуществляют не только сотрудники департамента, который отвечает за организацию питания. В этом направлении с нами успешно сотрудничает Роспотребнадзор.

Для того чтобы питание было вкусное, сбалансированное и полезное необходимо решить проблему модернизации пищеблоков. И по программе «Модернизация образования» в 2012 – 2013 году серьезные средства были направлены на приобретение оборудования для пищеблоков.

А в качестве критерия я всегда говорю, что нужно обращать внимание на то, как питаются школьники — все съедают или нет? Безусловно, существует проблема, когда ребенок не приучен, скажем к кашам или блюдам из моркови и свеклы. Ну вот не готовят их в его семье. И сегодня уже решен вопрос о замене этих блюд таким образом, чтобы калорийность совпадала с нагрузкой ребенка, а питание при этом оставалось полноценным.

В.В. Гашеев

Коллеги, есть еще вопросы? Если вопросов больше нет, Ирина Михайловна, большое спасибо.

И.М. Касьянова

Спасибо всем.