Пресс-конференции

Пресс-конференция Сергея Синдеева 24.10.2011

Стенограмма пресс-конференции директора департамента городской экономической политики Администрации города Омска С.В. Синдеева

И.К. Майнгардт

Здравствуйте, коллеги. Сегодня у нас пресс-конференция директора департамента городской экономической политики Администрации города Омска Сергея Викторовича Синдеева.

Тема пресс-конференции обозначена: «Итоги социально-экономического развития города Омска за первое полугодие 2011 года».

Для начала мы предоставим слово Сергею Викторовичу, затем вы сможете задать свои вопросы. Я напоминаю, что необходимо включать микрофон, представляться и называть своё издание, поскольку у нас идёт запись стенограммы пресс-конференции. Спасибо.

Пожалуйста, Сергей Викторович.

С.В. Синдеев

Во-первых, спасибо большое, коллеги, что пришли меня послушать. Я всё-таки, говоря об итогах социально-экономического развития, заострю внимание на ряде вопросов, которые, безусловно, являются основными при формировании итоговых показателей.

Я вижу, у вас пресс-релизы есть и есть, наверное, таблички со значениями основных экономических показателей… Нет? Ну, давайте, тогда я их озвучу.

Начну с того, что у нас основные экономические показатели, которые оцениваются, как обычно, по статистике, отрицательной динамики не имеют. По отчёту за период с начала по конец августа месяца 2011 года численность населения у нас (опять же, ещё оценочный показатель — пока, по-моему, официальных данных нет) один миллион 154 тысячи 200 человек.

Индекс промышленного производства к предыдущему году — 110 процентов, рост — 10 процентов соответственно. В том числе по видам экономической деятельности в обрабатывающих производствах — 11,6 процента, объём инвестиций в основной капитал — 63 миллиарда 360 миллионов рублей. Объём инвестиций в сопоставимых ценах к предыдущему году: рост 104 процента. Ввод в действие жилых домов в тысячах квадратных метров планируется к концу года 425, на сегодняшний день — 228 с половиной тысяч квадратных метров жилья введено, что в 1,7 раза превышает показатели того же периода прошлого года. Прибыль крупных и средних организаций прогнозируем к концу года 27 миллиардов 194 миллиона рублей. Среднесписочная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций по городу Омску: на сегодняшний день мы имеем показатель — это 20 638 рублей, что к соответствующему периоду прошлого года показывает рост 11,7 процента. По итогам года мы планируем выйти на показатель 21,6 тысяч рублей, то есть 21 тысяча 600 рублей, что, соответственно, за год нам должно дать рост 12 процентов.

Индекс физического объёма платных услуг населению к предыдущему году — 7 процентов, объём платных услуг — 54 миллиарда 930 миллионов рублей. Оборот розничной торговли — 185 миллиардов 542, что на 15 процентов выше прошлого года. Ну, и сводный индекс потребительских цен, так называемая инфляция, — 6,5–7 процентов к концу года, — я думаю, мы таких показателей достигнем. Сейчас приближается к шести.

Что здесь, наверное, самое значимое для населения — это средняя месячная заработная плата, номинально начисленная; я показатели назвал. Наблюдается существенное оживление на рынке труда. Количество организаций, учтённых в составе статистического регистра хозяйствующих субъектов по городу Омску, на 1 сентября 2011 года составило 38 тысяч 380 единиц. Увеличение по сравнению с прошлым годом — на 2,3 процента. Число зарегистрированных безработных на начало октября составило 2 923 человека, по сравнению с аналогичным периодом — снижение 22,5 процента. Уровень безработицы соответственно снизился с показателя 0,6 до показателя 0,46 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Следует отметить, что это самый низкий показатель среди десяти городов с населением более миллиона человек.

Эти все экономические показатели дают возможность компетентным, уважаемым, признанным на мировом уровне инстанциям определённым образом присваивать рейтинг нашему городу. Ну, в первую очередь, хочу вам сообщить, что на прошлой неделе наш партнёр — рейтинговое агентство Moody`s Investors Service — по итогам нашей совместной работы (мы представляли им информацию, достаточно обширную) подтвердило нам, нашему городу, кредитный рейтинг. В национальной валюте по глобальной шкале он характеризуется как Ba3, по российской национальной шкале — Аа3 с прогнозом стабильный. Этот рейтинг город Омск подтверждает уже не первый год — в течение трёх лет. Стабильность рейтинга сохранялась и в период кризиса, и в посткризисный уже, скажем так, период.

Что является положительным? Факторы, которые являются положительными для определения рейтинга. Первое что отмечается агентством? Это вы знаете, да? Одно из четырёх в мире признанных рейтинговых агентств. Первое — это устойчивая налогооблагаемая база; стабильная и умеренно низкая долговая нагрузка бюджетная; повышение качества бюджетно-налоговой политики в Администрации города Омска и политики в области заимствования.

Совокупность этих действий позволяет городу Омску уже в течение многих лет иметь такой рейтинг — с прогнозом стабильный. Причём, при оценке в частных, скажем так, беседах, насколько это позволено представителям агентства, а они очень закрытые товарищи, высказывались предположения о возможности повышения, но в связи с тем, что в Европе сегодня такая нестабильная ситуация на финансовых рынках, и на наш банковский сектор это имеет, по мнению Moody's, серьёзное влияние, на сегодняшний день кредитный рейтинг городу Омску подтверждён, и, ещё раз повторяю, с прогнозом стабильный.

Помимо кредитного рейтинга, очень приятно, что в результате конкурсных мероприятий Межрегионального десятого общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России», который проходил в Санкт-Петербурге 17–18 октября, ваш покорный слуга был участником этих событий. Были подведены итоги на этом форуме общероссийского конкурса стратегий и программ социально-экономического развития городов и муниципальных образований в 2011 году. Конкурс был организован Министерством регионального развития Российской Федерации. И в номинации «За формирование системы стратегического и территориального планирования города» среди 14 участников наш город занял 5-ое место. Пока не призовое, но уже, я считаю, достаточно серьёзное место. Победители — это: 1-ое место — Улан-Удэ, 2-ое — Воронеж, 3-е — Хабаровск: города, где на сегодняшний день многие параметры превышают, в том числе и бюджета, в первую очередь — параметры муниципального образования.

В рамках этого форума Санкт-Петербургский территориальный институт планирования под названием «Урбаника» при изучении итогов реализации муниципальных стратегий, а рассматривалось более 100 российских городов с населением более 250 тысяч, цель была — определить наиболее благоприятные города для жизни. Рейтингование произведено по двум группам показателей: качество развития городской среды и стоимость жилья в городе. Город Омск занял в этом рейтинге 26-ое место. Победители в рейтинге — это: 1-ое место — Сургут, 2-ое — Тюмень, 3-е — Краснодар. Санкт-Петербург и Москва — на 5-ом и 9-ом местах соответственно. Ну, и последние места — Бийск, Владивосток и Махачкала. Мы тоже достаточно высокие позиции на сегодняшний день занимаем. Это даёт нам, скажем так, карт-бланш для совершенствования нашей работы, которая проводится вот уже более пяти лет для дальнейшего развития.

Также общаемся мы сейчас очень плодотворно с журналом «РБК», который, как вы знаете, уже тоже не один год рейтингует города Российской Федерации с населением более 250 тысяч человек — 64 города в Российской Федерации. Они смотрят показатели, которые они обозначают как приоритетные: это уровень безработицы, обеспеченность жителей квадратными метрами, жильём то есть, доступность цен на жильё, количество ДТП… Ну, там очень много показателей, которые, в принципе, в ближайшее время будут опубликованы, но могу уже сказать (это мы знаем достоверно), что в прошлом году при таких же условиях город Омск занимал седьмую позицию, в этом году мы переместимся на одну позицию вверх. В ближайшее время, в конце октября — в начале ноября, будет выпущен журнал — там уже будет всё опубликовано.

Наверное, остановлюсь ещё на таких базовых показателях — это поступление налогов и сборов в бюджет города Омска. Не только бюджет города Омска, но и бюджеты всех уровней, потому что по территориям отдельной муниципальной статистики нет, но внутри этого показателя мы смотрим и определяем всё то, что попадает и в бюджет города Омска в том числе.

Так вот, в бюджеты всех уровней поступлений налогов и сборов за этот период, про который мы говорим, по городу Омску с учётом поступлений от крупнейших региональных и общероссийских налогоплательщиков, работающих в городе, на 1 сентября 2011 года эти поступления составили 61,8 миллиардов рублей, что на 37,9 процента больше, чем за тот же период прошлого года.

По уровням бюджета как эти денежки распределились? В федеральный бюджет поступило 20,5 миллиарда рублей, или в 1,9 раза больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года; в областной бюджет, консолидированный бюджет Омской области — 41,3 миллиарда рублей, или на 21,6 процента больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года; и в бюджет города Омска от общего объёма поступило 5,6 миллиарда рублей, что тоже на 21,7 процента больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Темпы развития малого и среднего предпринимательства. Я на прошлой неделе уже некоторые цифры озвучивал. Хочу сказать, что на сегодняшний день, подводя итоги, мы констатируем, что в городе Омске работает около 88,7 процента от общей численности малых предприятий Омской области. К оличество субъектов малого и среднего предпринимательства составило 31 428 единиц и увеличилось на 3,7 процента (это я говорю без индивидуальных предпринимателей), из них: малых предприятий (без микропредприятий) — 2 635 (рост на 2,6 процента); микропредприятий — 28 637 (рост на 4 процента).

В то же время количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (об этом мы, опять же, говорили) снижается в городе Омске — так же, как и в Омской области, так же, как и в Российской Федерации. Это снижение — 9,4 процента. И по итогу мы на сегодняшний день имеем зарегистрированных — не действующих, ещё раз подчёркиваю, а зарегистрированных — 43 464 индивидуальных предпринимателей. При всём при этом в городе Омске, если говорить о показателе предпринимательской активности, на 10 тысяч человек населения индивидуальных предпринимателей приходится 383. В районах Омской области, с учётом всех этих показателей, которые я приводил раньше, — 200. По Российской Федерации этот показатель — 274. Таким образом, безусловно, напрашивается вывод о том, что предпринимательская активность в городе Омске достаточно высокая, превышает общероссийский уровень.

Если говорить о снижении численности индивидуальных предпринимателей, то в районах Омской области тоже произошло снижение: если этот показатель оценивать, активность предпринимательская была 205 на 10 тысяч, сейчас стала 200.

Общероссийская тенденция: причины, по крайней мере, понятны, они связаны с изменением налоговой нагрузки и условий ведения предпринимательской деятельности на территориях Российской Федерации в общем и целом. То общероссийская тенденция, мы её, безусловно, видим и реагируем на то, что происходит на территории города Омска.

Программа поддержки предпринимательства в Омске — тоже достаточно обсуждаемый вопрос в последнее время. Мероприятия программы поддержки предпринимательства в 2011 году обеспечены финансированием из бюджета города Омска на сумму 16,1 миллиона рублей. Исполнение бюджета за 9 месяцев (это уже выплачено, использовано денег) — 12,3 миллиона рублей.

В 2010 году на финансовую поддержку, на все эти мероприятия было предусмотрено 9,7 миллиона рублей. И вот в конкурсах на финансовую поддержку приняла участие 91 организация, субсидии получили 56.

В этом году по итогам августа в конкурсе участвовало 95, субсидии получили уже на сегодняшний день и использовали 34 субъекта на общую сумму 9 миллионов 140 тысяч рублей. Мы в сентябре провели ещё один конкурс, на сегодняшний день 23 заявки зарегистрированы, рассматриваются. Я думаю, что в ближайшее время комиссия подведёт итоги этой заявочной кампании.

Но хочу сказать, анализируя, скажем, прошлогоднюю деятельность в этом направлении, в плане финансовой поддержки, анализируя, какой вид поддержки финансовой пользуется наибольшим спросом у наших предпринимателей, индивидуальных предпринимателей, организаций малых, микропредприятий. Мы в этом году сделали акцент и ввели такой новый вид поддержки — компенсация затрат на приобретение основных средств. В связи с чем? Наибольшая активность в прошлом году предпринимателями, хозяйствующими субъектами, я имею в виду юридическими лицами, была проявлена по такому виду поддержки, как субсидирование инновационной деятельности. Но, к сожалению, в большой степени заявки не были удовлетворены, потому что комиссия, — а вы знаете, да? А если не знаете, ещё раз поясню: мы привлекаем независимых сторонних экспертов, в первую очередь из науки, практиков, из научных производственных объединений и предприятий, из высшей школы работников университетов, профессоров, докторов наук, кандидатов наук. И при их оценке заявки не признавались инновационными, но, тем не менее, требовали поддержки, заслуживали поддержки, потому что создаются и рабочие места. Это же в первую очередь инвестиции, да? инвестирование.

И вот в этом году мы ввели такой ещё один новый пунктик в нашу программу; подтвердила нашу правоту уже сегодняшняя ситуация, и принято решение: мы сейчас проводим работу об увеличении уже в 2011 году почти на полтора миллиона рублей объёма финансовой поддержки, в первую очередь по такому виду, как приобретение основных средств. Уже в 2011 году — ещё увеличение где-то на 1,3 миллиона рублей. Я думаю, это у нас получится, чтобы до конца года их можно было освоить. Таким образом, на финансовую поддержку в 2011 году мы планируем направить 14,6 миллиона рублей только из бюджета города Омска, что в полтора раза больше, чем в прошлом году.

Мы, безусловно, не стоим на месте. Вместе с предпринимательским сообществом анализируем потребность предпринимателей и потребность юридических лиц в том или ином виде поддержки, в частности, совместно с Омским областным союзом предпринимателей мы провели такой опрос. И по предложению предпринимателей с 2012 года мы планируем расширение видов поддержки ещё на два — это субсидии на проведение энергетических, энергосберегающих мероприятий на предприятиях малого и среднего бизнеса или у субъектов малого и среднего бизнеса и компенсация части затрат по лизингу. Лизинговая схема начинает активно работать в городе Омске, хотя и не так, как в Омской области, на предприятиях сельского хозяйства: там эта схема поддерживается и Россельхозбанком, и так далее — там специализированные есть какие-то каналы. Но, тем не менее, лизинг начинает оживляться в посткризисном периоде, и поддержка такая, я думаю, будет востребована.

И ещё в этом направлении. Я дальше буду немножко подробней говорить об административной реформе. В этом направлении мы планируем с 2012 года перейти на взаимодействие с предпринимательской средой через Интернет. То есть любой предприниматель в 2012 году будет иметь возможность подавать заявку не в виде пакета какого-то, конверта, запечатанного документа, а через Интернет, используя соответствующий портал, — подавать заявку в департамент городской экономической политики без своего личного присутствия здесь. Сейчас мы решаем вопрос с электронной подписью и так далее. Но я думаю, что наши планы будут реализованы, и с 1 января 2012 года мы предоставим предпринимателям возможность сократить своё время, ну и, безусловно, административный барьер. Не барьер даже, а предотвратить какие-то намеки на коррупциогенность, минимизировать практически это всё до нуля.

Хотел бы отметить два ещё таких момента, касающихся деятельности департамента. Может быть, они не впрямую затрагивают основные показатели экономической деятельности. Мы, я имею в виду Администрацию города Омска, достаточно тесно, плодотворно сотрудничаем с внешней средой. И в текущем только году на День города подписали протокол об установлении сотрудничества с тремя российскими городами. Ну, и встречались достаточно много: как никогда в этом году у нас было много зарубежных и российских гостей.

И вот результаты нашей работы в период проведения празднования: жительница города Омска, омичка Лариса Петровна Капитонова, обратилась — мы организовали взаимодействие с мэром города Пухова в рамках наших давнишних дружеских отношений. И администрацией города Пухова была организована поездка, — я думаю, об этом в ближайшее время будет ещё дополнительная информация вам предоставлена, — Ларисе Петровне с целью поиска могилы её погибшего отца вблизи города Пухова. Эта поездка была реализована, могилу нашли, нашли также захоронение, в том числе и омичей, которые принимали участие в боевых действиях под городом Пуховым. Ну, и эта работа будет продолжаться.

И что ещё очень отрадно. Усилия по международному сотрудничеству не пропали даром. Буквально в сентябре с визитом в Омском регионе, в городе Омске мы принимали представителей Сената Парламента Чешской Республики и нашего давнишнего партнёра, коллегу — генерального консула Чешской Республики в Екатеринбурге. Безусловно, здесь был и обмен какими-то бизнес проектами, деловая была поездка в основном. Но в Администрации города Омска было организовано награждение наших талантливых детей, которые проходят обучение в школах искусств города Омска и представили свои работы на художественной выставке — выставке художественных произведений детей « Лидице -2011». Нужно было видеть глаза родителей этих детей и самих детей: я не знаю, кто из них больше остался доволен, — по-моему, генеральный консул Чешской Республики, — от того, что удалось здесь пообщаться, именно в этом зале, вручить призы, подарки участникам, победителям этого конкурса.

Что мы планируем в ближайшее время, межмуниципального характера какие проводить мероприятия. В ноябре, в первой декаде, мы планируем проводить традиционные наши выставки «Омская марка» и «Инновации года», участие в которых, можно уже об этом сказать, примут и представители других городов и регионов — наши партнёры.

В это же время Союз предпринимателей организует и проводит здесь, на территории города, Третий межрегиональный форум предпринимательских объединений азиатской части России. Он тоже состоится в ноябре. Мы оказываем содействие в проведении этого форума. И я надеюсь, что в деловой программе выставок найдёт своё отражение как раз возможность участия представителей других регионов азиатской части России — предпринимателей, предпринимательских объединений — здесь, на территории города Омска. Мы планируем проведение этих выставок традиционно. К сожалению, единственная площадка на сегодняшний день, которую мы можем использовать беспрепятственно, — это наш спортивный комплекс «Красная звезда». Всё там и будет происходить. По нашим предположениям, открытие состоится 8 ноября в гостиничном комплексе «Иртыш».

И 16–17 ноября мы запланировали, сейчас работа уже завершается — по организации торгово-экономической миссии в город Пермь. Это тоже наш город-партнёр. Сейчас идёт формирование делегации от омского бизнеса. Есть заинтересованность и у наших предпринимателей, и у предпринимателей города Перми. Я с большим удовольствием съезжу, посмотрю, каким образом в Перми осуществляется, в первую очередь, территориальное планирование, стратегическое планирование, как развивается город. Это один из лидеров в вопросах стратегического планирования, реализации стратегических планов по развитию территории на сегодняшний день в Российской Федерации. Если вспомнить о том, что только свыше 9 миллионов долларов администрацией города было потрачено на создание мастер-плана — это что-то наподобие концепции градостроительного плана. И так далее, и тому подобное. Этот мастер-план отличался от плана развития территории, и сейчас его как-то пытаются увязать через общественные слушания. Опыт очень полезный, я думаю, поездка будет плодотворной. Ну, и нашим предпринимателям, наверное, будет тоже интересно посмотреть, как работает бизнес в городе Перми.

Хотел бы остановиться, помимо основных показателей экономических, на вопросах в первую очередь социальных. Сейчас эта активность более проявляется, летом она стихала. У нас в департаменте постоянно функционирует, работает чуть ли не в ежедневном режиме — не считаем, что это как-то отдельно выделенная горячая линия: специалисты готовы всегда принимать обращения, отвечать на вопросы по оплате коммунальных услуг, жилищных услуг и так далее, и тому подобное. Здесь пару слов хотел бы сказать.

В этом году по инициативе Администрации города Омска Омским городским Советом 24 февраля 2011 года было принято 389-ое решение о предоставлении частичной компенсации расходов по оплате коммунальных услуг гражданам. Я напомню, что это такое.

Есть такое понятие, как «предельный индекс роста тарифов». На 2011 год он был установлен в размере 15 процентов. И вот данным решением предоставлялась возможность жителям города Омска, которые на территории города Омска проживают, получать компенсацию, если их совокупный платёж при неизменном поставщике, количестве, качестве услуг превышал эти 15 процентов.

В 2012 году с начала года предельных индексов Правительством Российской Федерации пока не устанавливается. Вы знаете, что там всё это регулирование начнётся с 1 июля, со второго полугодия. Но, тем не менее, на сегодняшний день мы подготовили такой проект решения Омского городского Совета на то, чтобы сохранить для жителей города Омска, чей совокупный платёж (неразборчиво) будет отличаться от тех установленных параметров, возможность получения компенсации. Сейчас этот проект решения проходит согласование. Мы его согласуем, в первую очередь, с контрольными и надзорными органами, чтобы потом не было вопросов, связанных с законностью, незаконностью применения, и я думаю, по предварительному, скажем так, изучению этого вопроса, нормативный акт будет принят, и жители в 2012 году будут получать такую возможность. По крайне мере, что касается действий со стороны Администрации города Омска, — в бюджете такая возможность предусмотрена. Сейчас мы отработаем все эти вопросы окончательно с прокуратурой. Я думаю, что в ближайшее время решение будет принято.

Я уже сказал про тарифы на услуги монополий в сфере энергоснабжения, теплоснабжения. Предельный рост тарифов на сегодняшний день будет применяться с 1 июля. Пока речь идёт о 6 процентах и о 15 процентах роста тарифа на газ. Но, тем не менее, Администрация города Омска никакие тарифы с начала 2011 года не устанавливает: постепенно мы эти функции все передали в Региональную энергетическую комиссию.

Но в функциях Администрации города Омска имеется такая вещь — установление размера платы за обслуживание и текущий ремонт жилья, которое предоставляется жителям муниципального образования по найму. Речь идёт о муниципальном либо о государственном жилье. Значение величины этой платы носит рекомендательный характер. Что это значит? Это значит, что собственники жилья во взаимоотношениях с управляющей организацией могут договориться или вообще, по сути, должны договориться о другой величине. Там и содержание, структура этой платы, и её величина будут зависеть от того, как складываются взаимоотношения собственников жилья с управляющей организацией. Но, тем не менее, если они не договорились, то применяется этот размер.

Есть внутри этой платы такая составляющая, как утилизация твёрдых бытовых отходов, тариф на которую был установлен ещё несколько лет назад с предполагаемым ростом как в 11-м, в 12-м, так и в 13-м году. То есть рост тарифа там уже есть. И Региональная энергетическая комиссия не изменяет этот порядок вещей. Таким образом, мы предполагаем, что тариф на утилизацию ТБО вырастет внутри этой платы. Значит, плата должна быть скорректирована.

Ну, и второй параметр. Минимальный уровень заработной платы законом Российской Федерации был установлен в 4 330 рублей, сейчас — 4 611. А заработная плата тоже в структуру по видам работ входит. Поэтому на эту величину просто по закону необходимо скорректировать, соответственно, и плату за оказание услуг. Таким образом, проект тоже подготовлен. Размер оплаты, который будет установлен на 12-й год: предполагается средний рост не более 4,7 процента. Соответствующий проект тоже сейчас проходит согласование. Мы его смотрим и с управляющими организациями, и с контрольными, и, в первую очередь, с надзорными органами, дабы не нарушить чьих-то прав. В соответствующий момент эти нормативные документы будут приняты.

Отдельно хотелось бы проинформировать вас о той работе, которую мы делаем в части реализации Федерального закона № 210 от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Это очень большая работа. И жёсткие требования предъявляются этим законом, в первую очередь — в части оказания муниципальных услуг.

В 2012 году с 1 июля, если мне память не изменяет, все муниципальные услуги должны оказываться в рамках этого закона без необходимости дополнительных каких-то хождений получателями услуг в другие инстанции, то есть по принципу одного окна. Пришёл в Администрацию города Омска, заказал справочку — и больше никуда не ходишь, а администрация уже сама связывается с Росреестром, с какими-то другими государственными организациями, получает информацию о данном заявителе — и по итогу в установленный нормативным актом администрацией города срок и в соответствии с определённым регламентом, то есть последовательностью действий, эту услугу житель города Омска может получить.

Я вкратце уже говорил о том, что мы в электронном виде для предпринимателей планируем с 1 января 2012 года предоставлять возможность заявляться на субсидии. Там есть такие интересные вещи, которые, в принципе, при полной их реализации позволят нам вообще с предпринимателем общаться только через Интернет. Он даже соглашение о предоставлении субсидии может подписывать в электронном варианте. Ну, это перспектива. С учётом того, что муниципальные услуги тоже должны будут переведены в 13-м году, по-моему… Да, Кристина Николаевна? По первому этапу в 13-м году все муниципальные услуги должны быть переведены в электронный вид, сейчас проводится определённая работа.

На каком этапе мы сейчас находимся? Был очень глубокий анализ проведён. Каждое действие каждого структурного подразделения муниципальной организации или предприятия было оценено с точки зрения соответствия муниципальной услуге, другими словами: это муниципальная услуга или не муниципальная услуга. Было определено, что всего у нас таких услуг 64. По каждой из этих услуг был разработан проект регламента, и все эти 64 проекта регламента были предложены для проведения общественной экспертизы, то есть они были представлены на ресурсе в Интернете для общественного прочтения, обсуждения, рассмотрения, и так далее, и тому подобное.

Сроки все, которые установлены законом, закончились. На сегодняшний день решением Омского городского Совета утверждён тот орган, который будет проводить нашу муниципальную экспертизу. В Устав города Омска внесены изменения, и этим органом будет Омский городской Совет. Внутри Омского городского Совета создана специальная рабочая группа, которая будет рассматривать все регламенты оказания муниципальных услуг. Проекты регламентов все уже есть. Группа создана буквально после выхода наших уважаемых депутатов с летних каникул. Сейчас она начинает работу. И я уверен, что мы к концу 2011 года работу по экспертизе и принятию этих регламентов, — а они принимаются через постановление Администрации города Омска, — эту работу завершим, несмотря на то что, в принципе, по срокам, установленным 210-м законом, эта работа должна быть завершена до 1 июля 2012 года. На сегодняшний день мы идём с опережением. И мне очень приятно, что мы поучаствовали в межрегиональной конференции по этому вопросу, в Красноярске она проходила, буквально на прошлой неделе завершилась. Был представитель там и департамента городской экономической политики. И наш опыт отмечен как наиболее продуктивный, скажем так, — вот такое слово подберу.

Также Омским городским Советом утверждён перечень обязательных и необходимых услуг. Что это значит? При организации взаимодействия, — то, что я говорил — принцип одного окна: пришёл человек в Администрацию города Омска, подал одну заявочку — и всё, и получает всё здесь, в администрации. Но законом 210-м установлен такой параметр, как перечень обязательных и необходимых услуг. По нашему запросу, к сожалению, на сегодняшний день не сможет, в том числе и бесплатно, какая-то проектная организация для заявителя выполнить какие-то проектные работы. Поэтому перечень таких услуг определён. Всего этих услуг 27. Решение Омского городского Совета состоялось, и было принято в сентябре: 27 услуг. В перечне обязательных и необходимых они тоже утверждены. Таким образом, сейчас мы эту работу к концу года завершим и будем работать и в рамках регламентов, и в соответствии с федеральным законодательством.

Эти услуги по первому этапу, — ну, не буду углубляться по этапам, — должны быть к 13-му году все переведены в электронный вид. На сегодняшний день в электронном виде Администрации города Омска оказывается две услуги: это запись, или постановка в очередь, ребёнка для устройства в детский садик (я не сформулировал так, как это там написано, но смысл вы поняли), и второе — получение талончика и запись на приём к врачу. Эти две услуги работают в полном объёме в электронном виде уже на сегодняшний день в городе Омске.

Коротко остановлюсь на состоянии потребительского рынка. Про оборот розничной торговли я говорил: он вырос на 15,2 процента. Объём платных услуг населению вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6,5 процента. В целом за год ожидается увеличение оборота розничной торговли на 15, платных услуг — на 7 мы прогнозируем по итогу года.

Инфляция. За январь-сентябрь 2011 года составляет сегодня в городе Омске 3,7 процента, по России в целом это 4,7, по Сибирскому федеральному округу — 4,8 этот показатель. Ну, мы видим, что у нас — один из самых низких. Только на Алтае поменьше, чем у нас: там 3,6. По прогнозу, инфляция к концу года, я тоже уже говорил, — 6,5–7 процентов.

По формированию цен, наверное, предметно говорить не буду. Могу сказать, что ситуация сегодня на рынке продовольственной продукции у нас достаточно стабильная — нормальная, хорошая ситуация. Но почему? В первую очередь потому, что урожай. В первую очередь — корнеплодов достаточно серьёзный, хороший урожай, нам этого хватает. Гречки собрано достаточно много на территории Омской области, но цена на гречку пока ещё стоит. А то, что касается низких цен на овощи, мы прогнозируем очень небольшое увеличение: в конце года — рост цен на картофель, на морковь и так далее. С чем это связано? Сейчас реализуется та продукция, которая в открытых хранилищах находится, а когда подойдёт дело к реализации запасов, которые заложены уже на длительное хранение, тогда цена немножечко вырастет. А сейчас пока ситуация стабильная, мы это, по крайней мере, отслеживаем.

Хочется сказать ещё в этой связи следующее. В мае постановлением правительства Омской области № 77, называется оно «Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Омской области, в том числе для входящих в состав Омской области муниципальных образований», установлен минимальный норматив и для города Омска. Этот показатель — обеспеченность населения города площадью торговых объектов на тысячу жителей — данным постановлением установлен в размере 620 квадратных метров. Мы в городе Омске на сегодняшний день имеем 750. Ну, чем это достигнуто? Сети заходят, и заходят активно: «Магнит», «Низкоцен», «Победа-маркет», открывшийся в 2011 году, дали нам такой показатель — 750. Для сравнения — Екатеринбург: назову цифру — 1 200. Есть, куда расти. Я думаю, что в ближайшее время много было информации про «Метро» и так далее: данное направление будет развиваться. Мы насчитываем в городе Омске свыше 5 000 объектов торговли. Сейчас объявили конкурс, определим победителя в конкурсе и проведём более предметное обследование территории города, в том числе и местонахождение торговых объектов, и их типы.

Что это значит? Показатель вроде 750, да. Но существуют территории такие в городе, где торговых объектов нет вообще. Здесь надо рассматривать реализацию закона 381-ФЗ — это закон «Об организации торговой деятельности на территории Российской Федерации». Там ещё определены такие полномочия муниципалитета: разработка и утверждение схемы временных объектов торговли. На сегодняшний день такая схема, скажем так, как фиксация существующей ситуации в городе Омске, разработана; закончили мы её согласование, в ближайшее время мы её утвердим. Но вот совокупность всех действий по открытию, созданию новых объектов, торговых объектов всех типов: от гипер-, супер-, магазинов шаговой доступности, временных объектов каких-то свыше 4 квадратных метров, павильонов — вот таких торговых предприятий, — полномочия по размещению которых имеются в административных округах. Вот в совокупности действий по этим всем направлениям, я думаю, мы увеличим показатель 750 квадратных метров на тысячу населения, по крайней мере, в ближайшее время, в ближайшие полгода.

Что это даёт? Это даёт достаточно низкий уровень цен. По результатам мониторинга, на сегодняшний день продуктовая корзина в городе Омске одна из самых низких. Причём мы попытались оценить, какова доля различных видов торговли. И вот, по мнению аналитиков — не только у нас; мы пользовались методикой общепринятой, — 84% продовольственной продукции в городе Омске реализуется через магазины. Это все типы магазинов, в том числе остановочные павильоны, и так далее, и тому подобное. Доля такой категории торговых объектов, как рынки, все виды рынков, в том числе строительные рынки, в том числе наша знаменитая оптовка, как мы её называем, — у «Континента», «Торговый город»… В том числе и непродовольственная группа товаров, и автомобильные запчасти, и так далее… Так вот, доля этой торговли всего приближается к 10 в городе Омске. Плюс ещё внутри этих 10 — в пределах двух с половиной процентов — это все ярмарки, выставки, которые проводятся на территории города Омска.

Таким образом, мы говорим о том, что рыночный механизм, работающий на территории города, для реализации которого созданы определённые условия (я не говорю, что идеальные), позволяют на сегодняшний день сохранять низкий уровень цен на продукты питания в первую очередь.

Отдельно хочу сказать про проект «Омские продукты — омичам». Активно занимаемся с сельхозтоваропроизводителями, с жителями города по организации новых площадок. На прошлой неделе работало 18, на позапрошлой — 16, на следующей неделе, вот в эти выходные, будет работать, наверное, уже 19 площадок. Ну, во-первых, на прошлой неделе в полном объёме возобновила работу площадка, которая у омичей пользуется популярностью, — у КДЦ «Кристалл». Сеть «АЛПИ», неудачно стартовавшая в городе Омске, всё-таки в некоторых микрорайонах являлась точкой притяжения, намоленным, так скажем, местом, и наличие там этих торговых комплексов натолкнуло нас на то, что около них ярмарки тоже будут популярны, будут пользоваться успехом. Ну, и открывшаяся две недели назад в Советском округе такая площадка уже работает. И сейчас мы ведём работу и будем, я думаю, на этой неделе открывать ещё одну площадку уже в Октябрьском округе.

Здесь, в этой работе, в первую очередь мы преследуем, безусловно, соблюдение двух параметров — это низкая цена и качество продукции. С качеством, слава богу, лето отработали без проблем. Большое спасибо нашим коллегам, в первую очередь ветеринарной службе, которые помогали и выявлять, и убирать с реализации некачественную продукцию или продукцию без соответствующих документов. Холодильники, я думаю, большой роли не сыграли, но, тем не менее, они были. Сейчас уже прохладно, и опасений меньше по этому поводу. Поэтому в зиму, я думаю, будет расширение количества сельхозтоваропроизводителей. Именно сельхозтоваропроизводителей, которые будут принимать участие в ярмарках. По небольшому анализу было видно, что в летние месяцы из торгующих субъектов 83% — это были омские предприятия, которые занимаются перепродажей. Сейчас идёт смещение в другую сторону. Я надеюсь, что данный проект в ближайшее время будет также пользоваться спросом у омичей. Мы сделаем всё для того, чтобы обеспечить функционирование этих площадок в рамках, установленных законодательством.

Ну, наверное, всё у меня из информации, которую я планировал вам предоставить. Если есть вопросы, готов на них ответить.

И.К. Майнгардт

Пожалуйста, коллеги, ваши вопросы.

«Вечерний Омск», Наталья Евдокимова

Позвольте мне первой. Сергей Викторович, скажите, пожалуйста, вот ярмарки «Омские продукты» — они влияют как-то в целом на ситуацию на рынке и способствуют ли снижению продуктов, допустим, в магазине? Вот есть ли у Вас такие данные?

С.В. Синдеев

Я сейчас вам озвучу, не стал говорить в процессе, — озвучу последние данные исполнения моего поручения. Я проезжал на прошлой неделе по площадкам и попросил представителя департамента, представителей округов, зафиксировав цены на ярмарке, пройти в близлежащие магазины. Вот, допустим, цена в торговом комплексе «Алладин» и цена на торговой площадке улица Королёва, 1. Это напротив ОЛТУГИ: там жители активно просили, мы эту площадку перенесли. Договорились с руководством учебного заведения; организовано электричество и всё остальное. Вот теперь смотрим:

  • куры, тушка: продаётся на площадке — цена 96 рублей, в торговом комплексе «Алладин» (ближайший магазин) — 85 рублей;
  • яйцо 1-ый сорт — соответственно: 31 — 31;
  • хлеб ржаной на Королёва — 15, в «Алладине» — 18,40;
  • молоко 2,5% жирности на Королёва — 20, в «Алладине» — 21,50;
  • масло сливочное на ярмарке — 169, в «Алладине» — 156;
  • картофель в «Алладине» — 7,10, на ярмарке — 7,50;
  • капуста на ярмарке — 3,90, в «Алладине» — 5,90;
  • лук — 10,90 на ярмарке, 11 рублей — в «Алладине».

Цены практически все рядышком, мы видим. Говорить о том, что какое-то влияние оказывают? Ну, безусловно, оказывают. Покупатель — он голосует рублём. Но вот чтобы тотальное влияние…

Я смотрел этот опыт в Москве, в Новосибирске. В Новосибирске одним из основных параметров предоставления возможности торговать, который утверждён соответствующим документом региональным, является показатель цены. Вот есть предельный показатель, как в тарифах на коммунальные услуги есть предельный показатель цены за услугу. На ярмарку заходишь — выше показатель.

К сожалению, 381-ый Федеральный закон напрямую запрещает: там есть статья, я сейчас не помню, — прямой запрет для муниципальной власти, для администрации муниципальных образований такие действия предпринимать. Эта функция есть у региона и у федерации в определённых случаях.

Но к этому мы, наверное, будем двигаться. Гласно, негласно, через какие-то меморандумы — такую форму мы нашли, она действует, и достаточно хорошо действует, на мой взгляд.

Через какие-то меморандумы будем этим вопросом вплотную заниматься, потому что иначе в чём смысл предоставления бесплатной аренды на улице? А она бесплатна только для того предпринимателя, который там стоит, по сути, потому что он за электричество не платит. Ну, кто за электричество платит? Бюджет города Омска. Кто территорию убирает? Автономное учреждение соответствующего округа. Тоже расходы. Палаточки предоставляет кто? Это имущество муниципальное. Округ и так далее. Туалет кто ставит? Округ. Это тоже расходы. И вот как-то на цену он не очень влияет, этот вот параметр, к сожалению.

Я думаю, что мы сейчас будем этим вопросом более предметно заниматься. Естественно, вместе с нашими коллегами из министерства сельского хозяйства в первую очередь. Ответил на вопрос?

«Вечерний Омск», Наталья Евдокимова

Да, спасибо.

ГТРК «Иртыш», Галина Журова

Вот я знаю, что порой предприниматели начинающие спотыкаются о тот камень, что не могут найти подходящее помещение в аренду. Ну, допустим, начали дело; дело пошло, есть спрос, есть реализация. Первая проверка, первая инспекция — метров мало у помещения, сосед — неправильное помещение, то есть другие какие-то нарушения. Закрывать нужно. Новое найти очень сложно помещение подходящее. Вот возможно ли помочь в этом направлении, или это головная боль только самих предпринимателей?

С.В. Синдеев

Очень интересный вопрос. Вы знаете, вот действительно, я, может быть, над этим не задумывался. Первая проверка — здесь, безусловно, наверное, есть то, о чём Вы говорите, это свойственно тем видам деятельности, которые регламентированы. В первую очередь, наверное, это услуги косметологические, пищевая промышленность: реализация продукции, производство каких-то полуфабрикатов и так далее. Здесь, безусловно, требования есть.

И вот, знаете, работая в тесном контакте с нашим Роспотребнадзором, я знаю, что прежде чем открыться, в любом случае, — даже какой-то пункт питания предприниматель открывает — он всё равно получает согласование Роспотребнадзора. Поэтому, наверное, в меньшей степени влияет тип помещения; в большей степени, наверное, влияют соседи. Если я здесь открыл себе (я утрированно говорю) какой-то буфет, там пирожки разогреваю и продаю — тоже предприниматель, два-три рабочих места — всё равно здорово. А рядом кто-то взял и открыл гараж и оказывает услуги по ремонту автомобилей — вот это несовместимо. Ну, здесь вопрос двух хозяйствующих субъектов, наверное, в первую очередь.

Надо посмотреть, безусловно. А вот то, что касается оказания какого-то содействия…

ГТРК «Иртыш», Галина Журова

В подборе нового помещения.

С.В. Синдеев

Ну, здесь — были бы обращения, по большому-то счёту. В Центре поддержки предпринимательства очень тесный контакт в первую очередь с коммерческими организациями, которые предоставляют коммерческую аренду. Я думаю, что на этой платформе можно найти помещение достойное. Труднее с муниципальными. Почему? Потому что договоры, как правило, долгосрочные на муниципальные помещения. Они на конкурсной основе в соответствии с Кодексом предоставляется.

И даже если есть муниципальное помещение, и предприниматель пришёл и говорит: «Мне оно нравится, я готов эту цену платить», — и так далее, — он просто так его не получит. По закону — всё равно конкурс. А на конкурсе… ну, мы всякие вещи видим: да, там выходят, задирают цену.

Здесь вопрос… Надо, наверное, его посмотреть. Хорошо, что Вы его задали. Есть механизм отнесения муниципальных нежилых помещений к разряду предоставляемых в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. У нас сейчас всего два объекта, насколько я помню, — это где Союз предпринимателей и Торгово-промышленная палата находятся, эти помещения отнесены. Надо эту работу возобновить. Хорошо.

Спасибо Вам за вопрос. Не знаю, ответил я на него или не ответил, но, тем не менее, мысль Вы мне подали очень интересную.

И.К. Майнгардт

Коллеги, мы уже час работаем, пожалуйста, ещё, наверное, один вопрос.

РИА «Омск-Информ», Евгений Яровой

Сергей Викторович, вот скажите, пожалуйста, в связи с тем, что, скорее всего, бюджет города Омска будет сильно урезанным, вот на чём это отразится в первую очередь? Снижение каких экономических показателей Вы можете…

С.В. Синдеев

Вопрос не ко мне. Вопрос по бюджетированию у Богдана Анатольевича Масана.

РИА «Омск-Информ», Евгений Яровой

Нет, ну, экономические показатели какие-то… Вы, наверное, прогнозируете уменьшение каких-то?

С.В. Синдеев

Уменьшение чего? Я вам ещё раз хочу заострить внимание: на сегодняшний день все программы, все инвестиции в социальную сферу в проекте бюджета 2012 года сохранены на 100%, и не урезано ничего, и не планируется урезать. На сегодняшний день проект бюджета города Омска существует в таком виде.

Адресная инвестиционная программа как составная часть на сегодняшний день не изменилась. Как планировалась на двенадцатый — тринадцатый — четырнадцатый, так и будет приниматься Омским городским Советом. Что будет происходить? Ну, давайте вспомним ситуацию с уходом «Сибнефти», если говорить об экономике вообще и о порядке формирования каких-то бюджетных статей. Вот ушла «Сибнефть»; это достаточно серьёзный был налогоплательщик. Три года компенсировали эти затраты, потом как-то вышли на определённый уровень поступлений в бюджет.

Что будет в городе Омске по налогам? Ну, наверное, снизится налоговое поступление. Произойдёт перераспределение каких-то налогов. Но снижения инвестиций в социальную сферу не предполагается, по крайней мере, в том проекте бюджета, который видел я. Формированием проекта бюджета занимается немножко другой департамент, здесь надо вопрос задавать Богдану Анатольевичу.

«Вечерний Омск», Наталья Евдокимова

Сергей Викторович, у меня ещё один вопрос. Вот на слушаниях по областному бюджету господин Мураев сказал, что сейчас доля ЕНВД в консолидированный бюджет снижается, и ставят это в вину мэрии. Прокомментируйте, пожалуйста.

С.В. Синдеев

Комментировать высказывание министра я не буду, а суть этой ситуации попытаюсь пояснить.

Что такое консолидированный бюджет Омской области? Это совокупность всех муниципальных бюджетов без межбюджетных трансфертов. То есть всё то, что мы получаем из федерации и так далее, — это не учитывается. Вот это такая большая куча денег. И говорить о том, что в этой куче денег снижается доля поступлений единого налога на вменённый доход предпринимателей города Омска в связи с действиями Администрации города Омска, — ну, по меньшей мере неправильно. Я не буду высказываться…

Это неверно по одной простой причине. Доля из-за чего может снизиться? Может уменьшиться её физический объём, этой доли, а может увеличиться доля от поступлений, допустим, налога на имущество. Вот взяли увеличили налог на имущество или взяли увеличили транспортный налог. А это полномочия определённой структуры, и соответственно увеличилась доля транспортного налога или доля того же налога на имущество. Соответственно, доля единого налога на вменённый доход тоже увеличилась, но всё равно стала меньше в совокупности этих показателей. И говорить о том, что доля снижается, — это ни в коем случае неверно.

Вот я попытаюсь сейчас найти, мне информацию такую по единому налогу на вменённый доход тоже готовили. Могу сказать точно, что в 2011 году за 9 месяцев (цифра у меня есть) 905,8 миллионов рублей от единого налога на вменённый доход поступило в бюджет города Омска. Если говорить про 2010 год, то это было 886,9. Так уменьшилось или увеличилось поступление единого налога на вменённый доход? Ну, наверное, увеличилось.

Ну, среднюю температуру по больнице вывести можно — 36,6: в морге –3, в терапии +40 — и вот получилась средняя температура. Так и здесь. Я уж не буду говорить про переноску тяжестей, которую комментируют: что тяжелее носить, и так далее, — но здесь, наверное, это сопоставимо.

И.К. Майнгардт

Ещё вопросы есть, коллеги?

Омский информационный канал

По поводу рейтинга РБК. Вы сказали, по достоверной информации, Омск передвинется на одну строчку вверх. Достоверная информация каким образом получена? У Вас есть источники какие-то в РБК?

С.В. Синдеев

Есть.

Омский информационный канал

Есть источники. Спасибо.

И.К. Майнгардт

Ещё вопросы, коллеги?

Спасибо, Сергей Викторович.

С.В. Синдеев

Спасибо вам за внимание.