Исполнение бюджета города Омска

Третья стадия бюджетного процесса — это исполнение бюджета (получение доходов бюджета, осуществление расходов, предусмотренных в утвержденном бюджете, и финансирование дефицита бюджета).

Исполнить бюджет — значит осуществить кассовые операции по обеспечению полного и своевременного поступления всех предусмотренных по бюджету доходов и финансированию всех запланированных бюджетом расходов, обеспечить его сбалансированность путем привлечения источников финансирования дефицита бюджета.

Решение о бюджете

Бюджет
города Омска

Доходы
бюджета

Налоги

Неналоговые
доходы

Безвозмездные поступления

Расходы
бюджета

Расходы на образование

Расходы на ЖКХ и благоустройство

Расходы
на культуру

Расходы на социальную поддержку

Расходы на физическую культуру и спорт

Иные
расходы

Выделяют три стороны этого процесса:

Исполнение бюджета

Исполнение бюджета по доходам

Предполагает обеспечение полного и своевременного поступления в бюджет доходов, в первую очередь налогов и других обязательных платежей, по каждому источнику в соответствии с утвержденным прогнозом

Исполнение бюджета по расходам

Означает последовательное финансирование мероприятий, предусмотренных решением о бюджете, в пределах утвержденных сумм и фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета

Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита

Предполагает обеспечение полного и своевременного поступления в бюджет источников финансирования дефицита бюджета в соответствии с утвержденным планом

Для того чтобы в процессе исполнения бюджета обеспечить правильное и экономически обоснованное распределение средств финансовым органом (департаментом финансов и контроля Администрации города Омска), составляется сводная бюджетная роспись — документ о распределении расходов бюджета и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований по расходам бюджета и по источникам внутреннего финансирования дефицита бюджета и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией и кодами управления муниципальными финансами.

На основании доведенных финансовым органом показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств главными распорядителями средств бюджета города Омска составляется детальный план осуществления расходов в разрезе получателей бюджетных средств по кодам бюджетной классификации и кодам управления муниципальными финансами, называемый бюджетной росписью.

В реализацию вышеуказанного документа главными распорядителями средств бюджета города Омска и главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета города Омска составляются кассовые планы и графики финансирования кассовых выплат из бюджета города Омска.

Кассовый план — документ, отражающий прогноз кассовых поступлений в бюджет города Омска и кассовых выплат из бюджета города Омска по месяцам текущего финансового года.

График финансирования кассовых выплат из бюджета города Омска представляет собой распределение кассовых выплат на месяц по дням финансирования.

Департамент финансов и контроля Администрации города Омска

Сводная бюджетная роспись

Лимиты бюджетных обязательств

Главные распорядители бюджетных средств (ГРБС)
Главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета (ГАИФДБ)

Бюджетная роспись

Кассовый план

График финансирования

Бюджетная роспись

Кассовый план

График финансирования

Бюджетная роспись

Кассовый план

График финансирования

Отдел кассового обслуживания департамента финансов и контроля Администрации города Омска

Кассовый план исполнения бюджета города Омска

График финансирования кассовых выплат из бюджета города Омска

Казначейский метод исполнения бюджета

Исполнение бюджета города Омска обеспечивается Администрацией города Омска. Организация исполнения бюджета города Омска возлагается на финансовый орган — департамент финансов и контроля Администрации города Омска. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Для кассового обслуживания исполнения бюджета города Омска департаменту финансов и контроля Администрации города Омска открыт единый лицевой счет местного бюджета в Управлении Федерального казначейства по Омской области (отдел № 35). Управление всеми средствами на едином счете бюджета осуществляет финансовой орган в соответствии с муниципальным правовым актом.

Финансовый орган открывает и ведет лицевые счета получателей средств бюджета города Омска (участников бюджетного процесса) и осуществляет платежи от имени и по поручению владельцев данных лицевых счетов.

Такая система называется казначейским методом исполнения бюджета.

Казначейский метод исполнения бюджета города Омска на практике

Налоговые
инспекции

Налоговые поступления

Поставщики товаров и услуг

Кредитные организации

Привлечение кредитов и оплата процентов за их использование

Управление федерального казначейства по Омской области (УФК)

Доходный расчетный счет федерального бюджета № 40101

Счет № 40204
Город Омск

Счет № 40201
Омская область

Иные счета

Расчетные счета местного бюджета

Все счета открыты к Единому казначейскому счету для УФК в учреждениях Банка России

Департамент финансов и контроля Администрации города Омска (ДФиК)

Счет
№ 02

Лицевой счет открыт в УФК к счету № 40204

Получатели бюджетных средств (ПБС)

68
счетов

Лицевые счета 34-х ПБС, открытых в ДФиК

Доходы бюджета

Расходы бюджета

Кредитные ресурсы, заемные средства

Исполнение бюджета по расходам

Исполнение бюджета по расходам напрямую зависит от объема доходных поступлений. Расходы осуществляются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета.

Исполнение бюджета по расходам осуществляется поэтапно:

  1. Составление кассового плана исполнения бюджета города Омска.
  2. Составление ежемесячных графиков финансирования кассовых выплат из бюджета города Омска.
  3. Осуществление финансирования, что предполагает зачисление сумм в соответствии с графиком финансирования на лицевые счета получателей средств бюджета города Омска.
  4. Предварительный контроль платежей:
    • процедура санкционирования (осуществляется для обеспечения принятия к оплате только тех расходов, которые предусмотрены бюджетом, обеспечены финансированием, подтверждены документально, а также прошли контроль целевого использования бюджетных средств);
    • другие методы предварительного бюджетного контроля.
  5. Разрешение на осуществление платежа.
  6. Непосредственно платеж.

Получатели средств бюджета города Омска (ПБС) — казенные учреждения города Омска и главные распорядители средств бюджета города Омска — самостоятельно не осуществляют платежи. Они принимают обязательства по их осуществлению путем заключения договоров, контрактов, соглашений и формирования платежных документов, которые затем представляются для оплаты финансовому органу. Плательщиком в данных платежных документах выступает не сам ПБС, а финансовый орган, в котором открыт лицевой счет ПБС. Все операции по платежным документам осуществляются в пределах остатка средств по соответствующим кодам классификации расходов, и при этом контролируется целевое назначение платежей.

Банки, напротив, осуществляют операции в пределах остатка средств на расчетном счете и назначение платежа не контролируют.

Осуществление платежей получателями средств бюджета города Омска

Получатели бюджетных средств (ПБС)

Платежные поручения на проведение платежей и документы оплаты (контракты, договоры, соглашения, счета-фактуры и т.д.)

Директор департамента финансов и контроля Администрации города Омска (ДФиК)

Делегирование полномочий по согласованию и контролю

Отдел кассового обслуживания исполнения бюджета ДФиК (казначей)

Операции по лицевым счетам ПБС

Разрешение и формирование платежных файлов на оплату; расходных расписаний по федеральным средствам

Управление федерального казначейства по Омской области (отдел № 35)

Операции по лицевым счетам ДФиК (финансового органа)

Проведение платежей

ГРКЦ Банка России по Омской области (город Омск)

Единый расчетный счет местного бюджета № 40204