4.1. Анализ состояния территории города Омска, проблем и направлений ее комплексного развития

Для правильного моделирования функционально-планировочной структуры города Омска приняты во внимание особенности его физико-географического положения и специфические проблемы территориального развития.

Город Омск — административный центр Омской области, расположен в Сибирском федеральном округе Российской Федерации. Один из старейших городов Сибири, в 2006 году отметил 290-летие.

Город Омск основан подполковником И. Бухгольцом по царскому указу в 1716 году как крепость, у слияния рек Омь и Иртыш. В 1782 году в результате административной реформы Омская крепость становится уездным городом. Разросшийся вокруг крепости город стал крупным административным и военным центром, сыгравшим большую роль в освоении края и распространении более развитой культуры из центра России в Сибирь и Центральную Азию.

В своем развитии город Омск прошел ряд этапов, каждый из которых характеризовался изменением функций города в экономике, общественной и культурной жизни. Краткое описание исторического развития дано в отдельном томе «Исторический очерк города Омска с 1716 года», выполненном в составе проекта Генерального плана города Омска.

В настоящее время город Омск — административный центр Омской области. Расположен в 2555 км к востоку от Москвы, при впадении реки Омь в реку Иртыш. Крупный речной порт, железнодорожная станция на Транссибирской магистрали, узел железных и автомобильных дорог, аэропорт. Население 1138,8 тыс. чел. (по состоянию на начало 2005 года). По численности населения город Омск занимает второе место в Сибири после города Новосибирска, территория его более 56,0 тыс. га.

Современный город Омск — крупнейший мегаполис Сибирского региона.

Численность жителей города на 1 января 2005 года составляла 1138,8 тыс. чел. (45,6% — мужчины, 54,4% — женщины), на его территории проживают представители более 100 национальностей. Город Омск — шестой по числу жителей город Российской Федерации.

В Статистическом регистре хозяйствующих субъектов на 1 января 2005 года учтено 21,5 тыс. хозяйствующих субъектов.

В крупных и средних организациях города Омска занято 45,5 процента трудоспособного населения.

Современный город Омск — крупный промышленный центр Сибири:

  • машиностроение (ФГУП ПО «Полет», ФГУП «Омское моторостроительное объединение имени П.И. Баранова», ГУП «Омский завод транспортного машиностроения», ОАО Акционерная компания «Омскагрегат», ОАО «Омскгидропривод», ОАО «Омский завод газовой аппаратуры» и др.);
  • нефтеперерабатывающая, химическая и нефтехимическая промышленность (ОАО «Омский нефтеперерабатывающий завод», ОАО «Омскшина», ОАО «Омскхимпром», ОАО «Заводы технического углерода», ОАО «Омский каучук» и другие);
  • радиоэлектроника (ПО «Иртыш», ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» (Релеро), ОАО «Омский завод «Автоматика», ОАО «Сатурн», ФГУП «Завод им. Н.Г. Козицкого» и другие);
  • строительство и производство стройматериалов (ЗАО «Строительно-монтажный трест № 4», ЗАО «Строительно-монтажный трест № 5», ЗАО «Строительно-монтажный трест № 7», ООО «Омский завод «Колорит», ОАО «Омскагропромстрой-3», ООО «ПСФ «Полет и К», ЗАО «НПО «Мостовик», ЗАО «Стройподряд-Импульс» и другие);
  • деревообрабатывающая, легкая, пищевая промышленность (ОАО «Омская макаронная фабрика», ООО «Омсквинпром», АТПП «Группа предприятий «Оша» и другие), производство стройматериалов;
  • энергетический комплекс (ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ТЭЦ-5, Кировская районная котельная и другие ведомственные котельные).

Город Омск — крупный культурно-образовательный центр.

Высшие учебные заведения, находящиеся на территории города Омска: Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского, Омская государственная медицинская академия, Омский государственный технический университет, Омский государственный аграрный университет, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, Омский государственный университет путей сообщения, Омский государственный педагогический университет, Омский государственный институт сервиса, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омская академия МВД России, Омский танковый инженерный институт имени маршала Советского Союза П.К. Кошевого; Омские филиалы высших учебных заведений: Алтайского государственного института культуры, Российского заочного института текстильной и легкой промышленности, Всероссийского института текстильной и легкой промышленности, Новосибирской государственной академии водного транспорта, Российского государственного торгово-экономического университета, Всероссийского заочного финансово-экономического университета.

Научные учреждения: НИИ природно-очаговых инфекций, Сибирский НИИ сельского хозяйства, ОНИИП и др.

Историко-культурное наследие города Омска в настоящее время представлено:

  • архитектурными памятниками XIX — нач. XX вв.: Никольский казачий собор (1840), Дворец генерал-губернатора (1861), Кадетский корпус (1826, 1879), Гостиница Россия (1906), Здание судебных установлений (1914–1917), Управление Омской железной дороги (1917), деревянные и каменные особняки, комплекс «Старая крепость», заповедник «Птичья гавань» и др.;
  • учреждениями культуры — театры: Омский государственный академический театр драмы, Омский государственный музыкальный театр, Омский областной театр юных зрителей им. XX-летия Ленинского комсомола, Омский государственный театр куклы, актера, маски «Арлекин», органный зал, цирк. Омский государственный историко-краеведческий музей, Омский государственный литературный музей им. Ф.М. Достоевского, Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Государственный областной художественный музей «Либеров-центр» и др.

Город Омск — центр сельскохозяйственного района, специализирующегося на плодоводстве и овощеводстве.

В экологическом отношении одним из главных факторов загрязнения является шумовое загрязнение от глиссады взлетно-посадочной полосы аэропорта. Зона зашумления шириной около 3 км пересекает город по всей его длине с запада на восток, делая непригодной или ограниченно пригодной для жилищного строительства значительную часть его территории, наиболее ценную во всех остальных отношениях. Другими факторами загрязнения окружающей среды являются выбросы нефтехимических предприятий на севере города, ТЭЦ и птицефабрик, имеющих весьма большие радиусы распространения загрязнений по воздуху, а также загрязнение воздуха от автотранспорта в городском центре и транспортных узлах.

В геоморфологическом отношении планируемая территория приурочена к Прииртышской впадине, представляющей собой равнину с незначительными колебаниями высот. Водораздельная равнина между реками Омь и Иртыш развита в северной и восточной частях города Омска, имеет максимальные высоты 115–125 м. Характерной особенностью этого геоморфологического района является наличие сети мелких сезонных водотоков. Значительная часть этих потоков, соединяясь вместе, выходит к речным долинам по многочисленным логам и оврагам древовидной формы. Оврагообразованию подвержены наиболее крутые склоны водораздельного пространства, преимущественно вдоль правого берега реки Иртыш. Все овраги обладают относительно глубоким врезом в приустьевой части, но вверх по склону быстро выполаживаются. В долине реки Иртыш выделяются три надпойменные террасы.

Долина реки Омь представлена нижним течением реки, при впадении ее в реку Иртыш. Крутые берега реки Омь изрезаны сетью активных оврагов древовидной формы, длина их различна — от 20 м до 2,5 км.

Гидрологическая характеристика реки Иртыш составлена по материалам наблюдений водомерного поста, расположенного в северной части города Омска, в 7,3 км ниже впадения реки Омь. Отметка нуля графика равна 68,94 м. По данным специализированной гидрологической информации максимальные уровни реки Иртыш разной обеспеченности представлены в таблице № 1.

Таблица № 1. Гидрологическая характеристика реки Иртыш
Обеспеченность в % 1 5 10 25 50
Максимальный уровень

 

74,0973,6473,2873,0572,59

Городская жилая застройка представлена следующими типами: одноэтажная застройка (на 3/4 индивидуальная), 2–3-этажная застройка, 3–4-этажная застройка, 5–8-этажная застройка, 9-этажная и более высокая застройка. Первые два типа характеризуются мелкой сеткой кварталов и относительно низким уровнем благоустройства. Значительная часть территории города Омска занята дачно-садовыми кооперативами.

Функционально-планировочная ситуация определяется следующими основными элементами. Большая часть жилой и промышленной застройки расположена на правом берегу реки Иртыш. В последние годы основное жилищное строительство ведется на левом берегу реки Иртыш. Дальнейшее развитие вдоль правого берега реки Иртыш ограничено тем, что на севере оно заперто обширной промзоной нефтехимического комплекса, а на юге затруднено существующей сетью железных дорог, промзоной завода транспортного машиностроения и отсутствием развитой улично-дорожной сети. Главным фактором, препятствующим жилищному строительству на левом берегу реки Иртыш, является действующий гражданский аэропорт, занимающий планировочно выгоднейшие территории в центре потенциальных транспортных связей и инженерно-сетевых нагрузок. В Генеральном плане города Омска 1970 года вынос аэропорта планировался к 1980 году. Однако он не осуществлен до сих пор. В конце 1980-х — середине 1990-х годов было начато строительство нового аэропорта на левом берегу реки Иртыш в районе пос. Федоровка, за пределами городской черты, в 15 км от нее, которое затем было приостановлено за недостатком средств. Одна из задач разработанного Генерального плана города Омска — определить сроки выноса аэропорта и с учетом этого планировать территориальное развитие города Омска. Сохранение аэропорта на новый длительный срок на старом месте будет препятствовать не только освоению территории самого аэропорта размером 700 га под жилищное строительство, а также развитию всех территорий, накрываемых в настоящее время глиссадой взлетно-посадочной полосы аэропорта, совокупная площадь которых равна более 10 000 га, но и будет вести к растяжению городских инженерных и транспортных коммуникаций, создавая многочисленные проблемы функционального и экономического развития города Омска.

На правом берегу реки Иртыш у впадения в нее реки Омь расположен исторический городской центр. Здесь размещаются основные административные здания, офисы многочисленных фирм, многие вузы и учебные учреждения среднего профессионального образования, учреждения культуры и досуга. От центра вдоль реки Иртыш, на небольшом удалении от него (500–800 м) на север и юг идут основные транспортные магистрали: ул. Красный Путь в северном направлении к нефтехимическому комплексу и городку Нефтяников, ул. Ленина и просп. Маркса в южном направлении к железнодорожному вокзалу и южной промышленной зоне. Через городской центр проходит первая линия строящегося метрополитена, связывающая районы массового жилищного строительства на левом берегу реки Иртыш с южными районами города Омска.

Через реку Иртыш в пределах городской черты имеется 5 мостов. Первый, самый северный из них, связывает городок Нефтяников с районами массового жилищного строительства на левом берегу реки Иртыш. Второй мост — двухуровневый метромост, один уровень которого предназначен для движения поездов метрополитена, другой — для автомобильного движения. Он связывает район, прилегающий к городскому центру с севера от него, с районами массового жилищного строительства на левом берегу реки Иртыш. Третий мост связывает район, прилегающий к городскому центру с юга от него, с действующим аэропортом и Парком имени 30-летия Победы. Четвертый мост предназначен для железнодорожного движения. Он связывает Южную промзону и пос. Порт-Артур на правом берегу с южным районом Кировского округа на левом берегу реки Иртыш и пропускает линию Транссибирской магистрали. Пятый мост, самый южный, расположен у села Троицкое на автотрассе федерального значения М-51, параллельной железнодорожной магистрали.

Практика реализации Генерального плана города Омска выдвинула ряд вопросов, которые связаны с принятием кардинальных решений как органами местного самоуправления города Омска, так и органами государственной власти Омской области.

Это вопросы территориального развития города, связанные с занятием сельхозугодий, освоением сложных территорий, требующих серьезной инженерной подготовки территорий, связанных с изменением существующего функционального использования (вынос аэропорта, складов, промышленных предприятий и т.п.), интенсификацией использования застроенных территорий (уплотнение, достройка, реконструкция районов малоэтажной ветхой застройки), повышением уровня благоустройства, озеленения, инженерного оборудования города, развития транспортной инфраструктуры.

К важнейшим вопросам должны быть отнесены вопросы повышения уровня культурного и социально-бытового обслуживания, формирования развитой системы центров, парков как городского значения, так и в планировочных и жилых районах, особенно в новостройках и районах одноэтажной застройки.

Актуальным стал вопрос сохранения исторической застройки, ее реставрации, реконструкции, взаимодействия новой и старой застройки, повышения качества архитектуры нового строительства.

Большое значение в развитии города Омска имеет состояние планировочной организации, уровень благоустройства, инженерного и транспортного обслуживания промышленных и коммунально-складских территорий, занимающих значительные площади (до 18%) городской территории. Современные требования к планировке и застройке этих территорий города должны быть не ниже, чем к селитебным зонам.

Как катастрофическое оценивается сегодня во многих крупных промышленных городах состояние окружающей среды, не исключение в этом отношении и город Омск. Сегодня город Омск начинает испытывать серьезные трудности при размещении жилья в связи с отсутствием свободных территорий, отвечающих требованиям санитарных правил и норм.

С 1992 года в экономике города Омска начаты радикальные экономические реформы, связанные с переходом на рыночные отношения. В результате приватизации был сформирован негосударственный сектор.

Начался процесс становления рыночной инфраструктуры, образовались частные предприятия, банки, финансово-инвестиционные компании, фонды и т.д.

К началу 2000 года произошли серьезные изменения в структуре занятости населения. Удельный вес промышленности снизился, а сферы обслуживания — увеличился. Получили развитие новые виды деятельности, связанные с интеллектуальным трудом и коммуникационными технологиями, и это развитие проявляет тенденцию к устойчивому росту. Внутри самой промышленности произошло частичное перераспределение занятых работников с производства продукции оборонного и двойного назначения в сторону производства предметов гражданского оборота.

Несмотря на некоторое снижение удельного веса, ведущие позиции в современной экономике города Омска занимает промышленное производство. В нем занято 26,8 процента работоспособного населения города (без субъектов малого предпринимательства).

Основу промышленности города Омска составляют организации электроэнергетики и топливной промышленности, химической и нефтехимической промышленностей, машиностроения и металлообработки, пищевой промышленности. На их долю приходится 93,8 процента городского выпуска промышленной продукции.

При определении основных направлений территориального развития города Омска важным фактором является то обстоятельство, что город Омск обладает большим потенциалом территориальных ресурсов.

Прежде всего, это левобережные территории города. Полноценное освоение этих территорий связано с выносом аэропорта за черту города.

Другое возможное направление — традиционный резерв территориальных ресурсов. Как резервные на предстоящий период рассматриваются южные территории, расположенные в черте города.

При формировании черты городского округа необходимо продолжить целенаправленную работу по включению в городской округ части земель Омского района, глубоко врезавшихся в существующую городскую территорию.

В Генеральном плане города Омска эти направления рассмотрены как основные.

Необходимо только на предстоящий двадцатилетний расчетный срок более точно определиться с объемами строительства на каждой площадке и основными видами застройки (многоэтажная капитальная, коттеджная городского типа, усадебная).

Имеется также достаточно территорий для малоэтажного строительства как на левом берегу реки Иртыш, так и в восточной части города на правом берегу реки Иртыш (село Пушкино, село Морозовка, деревня Ракитинка, деревня Большие поля и др.).

Все перечисленные выше площадки обладают очень важным качеством в условиях города Омска — они экологически благоприятны.

Помимо задач по освоению новых площадок не менее важно продолжать процессы последующего формирования экологически благоприятной, благоустроенной городской среды в застроенных районах города.

Это относится, в основном, к правобережной части города Омска, где в наличии высокий процент сохраняемой малоэтажной застройки, традиционно мало благоустроенной с высокой плотностью населения.

Такие же задачи возникают и в центральной части Правобережья. Здесь однозначно предлагается строительство многоэтажного жилого фонда.

Это очень сложная и серьезная часть городского развития, требующая больших усилий и финансирования соответствующих комплексных программ, учитывающих еще и исторические аспекты.

Чрезвычайно важным в рамках нового Генерального плана города Омска является вопрос о новой городской границе, включающей ряд территорий к востоку от города (село Пушкино, деревня Ракитинка, деревня Давыдовка), на юге поселок Иртышский, а также к северу от города, вдоль реки Иртыш, включая село Чернолучье, село Новотроицкое и др.

Это предложение весьма благоприятно для города Омска в решении территориального вопроса для современного малоэтажного строительства, а также для организации в северной части города Омска полноценных, благоустроенных, высококомфортных зон отдыха и садового строительства для городских жителей.

Такое предложение по территориальному развитию городского округа определяет новое решение традиционно сложной задачи организации транспортного строительства для города и, особенно, для прилегающих к городу Омску территорий.

Имеются в виду строительство автомагистрали северного обхода и создание полноценной транспортной сети с учетом прилегающих территорий.