4.2.1. Концепция социально-экономического развития города Омска
Важные особенности перспективного развития Омской области и города Омска исходят из того, что Омская область расположена в юго-западной части Сибирского федерального округа, на стыке наиболее экономически освоенной территории европейской части России и наиболее перспективных, богатых сырьевыми и трудовыми ресурсами регионов Западной Сибири.
В южной части Омская область граничит с государством Казахстан, с перспективным потенциалом взаимных контактов.
В западной части область граничит с Уральским федеральным округом (юг Тюменской области), что благоприятствует развитию экономических связей с промышленно развитыми Свердловской и Челябинской областями и нефтегазоносными районами Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
На востоке область граничит также с активно развивающимися Новосибирской и Томской областями.
Такое географическое и геополитическое положение Омской области с одной стороны благоприятствует развитию экономических, социально-бытовых и культурных связей, с другой — как бы сдерживает их.
Омская область располагается в южной, наиболее заселенной и хозяйственно освоенной части Западной Сибири и занимает около 6% ее территории.
В составе области — 6 городов, 24 поселка городского типа, 32 сельских района и 1566 населенных пунктов.
Реализация целого ряда федеральных и областных проектов и программ имеет непосредственное отношение к перспективам социально-экономического развития города Омска:
- национальный приоритетный проект «Здоровье» нацелен на улучшение здоровья нации и на исправление негативного демографического тренда (сохранение людности является важнейшим сценарным условием экономического и пространственно-территориального развития города Омска);
- национальный приоритетный проект «Образование» призван укрепить кадровый потенциал страны (проблема сохранения существующего уровня качества человеческого капитала и его повышения является важнейшей с точки зрения экономического развития города Омска);
- национальный приоритетный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» предполагает одновременное расширение как потребительской базы, так и предложения жилья (что также согласуется с основными приоритетами развития города Омска и формируемого городского округа, а также обеспечивает новые возможности);
- национальный приоритетный проект «Развитие агропромышленного комплекса» имеет важное значение для города Омска в силу того, что последний является крупным центром пищевой промышленности и расположен в динамично развивающемся сельскохозяйственном регионе;
- реализация проектов возрождения авиационной отрасли и развития военно-промышленного комплекса обеспечит дополнительный импульс развития экономики города Омска, поскольку город Омск традиционно являлся крупным производственным центром в рамках этих отраслей.
В последние 20–30 лет в России базовый процесс города Омска поменялся. Производство перестало быть единственной узловой функцией города, и освободившееся место заняли функции комфортного проживания и воспроизводства качественных человеческих ресурсов. Внутри самого промышленного производства произошла глубинная структурная перестройка.
Современные крупные города ориентированы не только на производство товаров, но в не меньшей степени — на управление информационными, товарными и финансовыми потоками, а также потоками трудовых ресурсов — они по определению являются мощными коммуникационными узлами. В связи с этим возникают повышенные требования к количеству, составу и качеству транспортной инфраструктуры, телекоммуникационных сетей и экономической инфраструктуры (прежде всего, офисная недвижимость, гостиницы).
Долгосрочная траектория развития города Омска должна формироваться в контексте последствий перехода к постиндустриальному обществу для организации городского пространства.
Базовый процесс предписывает развертывание того или иного пакета функций и обеспечивающих их выполнение инфраструктур. Динамика развития крупного города определяется базовым процессом, оптимальным для данной территории в контексте основных тенденций экономического развития, адекватностью и эффективностью функций, на выполнении которых специализируется крупный город, а также инфраструктур, обеспечивающих эти функции.
Пространственная структура является важнейшим аспектом планирования развития города, а также обеспечения развития экономики и общества. Она обуславливает степень сегрегации населения, эффективность транспортной системы, качество городской среды и многое другое.
Город Омск и территории, предполагаемые к включению в городской округ, располагают мощными существующими инфраструктурами (улично-дорожная сеть, система водоотведения, водо- и теплоснабжение, водоочистка, электроснабжение и проч.). При этом различные территории обеспечены ими в разной степени.
Город Омск сформировался как крупный город-миллионник в эпоху интенсивной индустриализации СССР. Пространственная структура города, характеризующаяся обширными территориями промышленного использования, рассредоточенными по всей территории города, и крупными спальными районами (район Нефтяников и Кировский административный округ), небольшим культурно-административным центром и плохо развитыми местами досуга и развлечений, в полной мере соответствовала канонам формирования города как крупного индустриального узла. Сложившаяся структура города не отвечает требованиям, предъявляемым к пространственной структуре со стороны нового базового процесса.
На современном этапе очевидно, что военная функция более не является основной для города Омска, как не является таковой функция администрирования, транзитная функция и функция производства продовольствия. Опыт развития крупнейших мегаполисов мира показывает, что функция производства товаров активно выносится из функционального ядра крупного города.
Базовыми же становятся функции контроля и управления потоками товаров, услуг, информации, знаний и квалификаций. Основными функциями являются производство знаний и формирование человеческого капитала.
В связи с этим важно подчеркнуть, что город Омск сегодня не отвечает высоким требованиям организации городского пространства, требуемой для выполнения ключевых функций крупного мегаполиса. В частности, рекреационная база города Омска развита слабо, экологическая обстановка неблагоприятная в отдельных крупных районах города, инфраструктура внешнего и внутригородского транспорта требует значительных инвестиций, требуется обширная программа развития городской среды в спальных районах, требуется программа комплексной реконструкции территорий ветхой жилой застройки и промышленных зон в центральных районах города и проч. По сути дела, структура городского пространства не подготовлена к развертыванию новых динамичных процессов в городской экономике, и сохранение ее в таком же виде будет означать искусственное торможение социально-экономического развития города Омска.
Большое значение имеет формирование городского округа. Такая конфигурация позволит повысить эффективность управления процессами развития пригородной зоны и поселений, тесно связанных инфраструктурно и экономически с городом Омском. Традиционная загородная зона рекреации горожан «Чернолучинская» за последние 15 лет ввиду недофинансирования пришла в упадок и не обеспечивает должного качества рекреации для жителей города Омска. Искусственное административное отделение пригородной зоны от города создало предпосылки к искусственному занижению темпов развития рынка земли и процессов изменения функционального использования пригородной территории.
Для существенного повышения уровня жизни в городе Омске необходимо в период до 2025 года:
- увеличить реальные доходы населения более чем в 3 раза к уровню 1997 года;
- радикально решить жилищную проблему;
- обеспечить на всей территории города Омска качество среды жизнедеятельности, отвечающее социально значимым нормативам экологической безопасности, доступности объектов обслуживания и рабочих мест, благоустройства;
- обеспечить на всей территории города Омска нормативный уровень обеспеченности жителей объектами образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, спорта и досуга, торгово-бытового обслуживания;
- обеспечить уровень безработицы, не превышающий 5% численности трудоспособного населения.
Экономической предпосылкой радикального повышения уровня жизни жителей города Омска и необходимых для этого инвестиций в градостроительную деятельность является устойчивый рост объема промышленного производства предприятий города Омска, который в 2004 году достиг 52 млрд. руб.
За последние 15 лет промышленный сектор города Омска претерпел серьезные структурные изменения: упадок машиностроения и легкой промышленности в первой половине 1990-х годов; подъем химической и пищевой промышленностей во второй половине 1990-х — начале 2000-х годов; возрождение машиностроения и металлообработки в 2000-е годы.
Все это, вместе с благоприятной для развития производств структурой человеческого капитала, создает хорошие предпосылки для дальнейшего динамичного роста промышленности, прежде всего, обрабатывающих отраслей и пищевой промышленности.
Среди городов Сибирского федерального округа город Омск занимает второе место после Новосибирска по суммарному обороту розничной торговли, уступая также Красноярску по показателям на душу населения. В общем обороте розничной торговли города Омска рынки занимают слишком большую долю, что говорит о слабом развитии современной форматной розничной торговли. Этот сектор будет развиваться быстрыми темпами и потребует значительных территорий в центре города и в узловых зонах спальных районов.
Строительство в городе Омске устойчиво развивается высокими темпами — с 128,7 тыс. квадратных метров в 2001 году до 595,4 тыс. квадратных метров в 2005 году.
Основными условиями динамичного развития экономики города Омска в долгосрочной перспективе являются адекватная обеспеченность высококлассными транспортно-телекоммуникационными инфраструктурами, связывающими город с внешним миром, и высокоорганизованная городская среда, снабженная комплексом инфраструктур социального обеспечения, здравоохранения, образования и общественного порядка и безопасности. Выполнение этих условий приведет к интенсификации деловой активности, модернизации реального сектора и постоянному повышению привлекательности города как центра сосредоточения высококачественных трудовых ресурсов для инвесторов.
При реализации оптимистического варианта объем выпуска базовых отраслей вырастет к 2025 году более чем в 2,5 раза, а поддерживающих отраслей — более чем в 4 раза. Такое увеличение выпуска в поддерживающих отраслях будет связано с увеличением мультипликатора городской экономики.
Развитие производственных зон предполагается осуществлять за счет внебюджетных источников, а также в рамках федеральных, областных и муниципальных целевых программ с участием средств федерального, областного и местных бюджетов.
Механизм реализации представляет собой систему мероприятий, стимулирующих создание объектов инженерной, транспортной и информационно-коммуникационной инфраструктур на существующих и планируемых промышленных площадках производственных зон, а также создание и развитие высокотехнологичных промышленных комплексов.
В соответствии с оптимистическим вариантом прогноза население города Омска сохранится на уровне достигнутого в 2006 году 1138 тыс. человек, тогда как в границах территорий, предлагаемых к включению в состав городского округа, оно составит около 1170 тыс. человек. Суммарный жилой фонд к 2025 году достигнет 34 млн. 335 тыс. квадратных метров, что потребует построить в 20-летний период более 18,5 млн. квадратных метров жилья на площади 2473 га городских земель. (Потребность в земле рассчитывалась на основании средней нормативной плотности застройки 7500 квадратных метров площади строения на 1 га территории.) Для этого необходимо выдерживать высокий темп жилищного строительства (более 740 тыс. квадратных метров жилья ежегодно на 124 га городских территорий).
К 2025 году в городе Омске должны функционировать крупные торговые и торгово-развлекательные комплексы общей площадью более 1,5 млн. квадратных метров. Для выполнения целевых показателей необходимо ориентироваться на ежегодный ввод порядка 70 тыс. квадратных метров торговых и торгово-развлекательных площадей. Развитие сектора торговли и развлечений потребует выделения порядка 273 га городской земли (около 14 га ежегодно). Объекты торговли должны располагаться в узловых центрах города, округа, жилого района, формируя очаги деловой и социальной активности городского, районного и квартального значения.
Гибкость и динамизм городской экономики во многом зависят от того, какого качества, в каком количестве и на каких условиях в городе доступны офисные помещения. Развитие экономики услуг возможно только при условии формирования крупного сегмента качественной специализированной офисной недвижимости, сдаваемой в аренду. Прогнозируется, что к 2030 году как минимум 20% экономически активного населения будут трудиться в офисах.
В связи с этим, в рамках оптимистического варианта прогноза, к 2030 году в городе Омске будет создано порядка 1,2 млн. квадратных метров офисных площадей в специализированных зданиях для сдачи в аренду, что потребует порядка 114 га земли (6 га ежегодно, для ввода порядка 60 тыс. квадратных метров офисных площадей). Необходимо учесть, что деловая активность должна концентрироваться на территории города максимум в 2–3 узлах — в противном случае сложно достичь требуемой плотности среды и социально-экономических процессов. Деловые районы будут складываться в непосредственной близости от сложившегося культурно-исторического центра и на левом берегу реки Иртыш, непосредственно напротив центра города, вблизи станции метро «Заречная», на пересечении крупных городских магистралей проспект Комарова и ул. Конева.
© 2010–2024 Администрация города Омска