4.2.3. Занятость населения
В настоящее время численность населения в трудоспособном возрасте составляет 755,8 тыс. человек, а занятых в экономике города Омска — примерно 73% от их числа, или 556 тыс. человек. По прогнозу, численность населения в трудоспособном возрасте к 2025 году может уменьшиться на 124 тыс. человек. Если в перспективе удельный вес занятых в экономике города увеличится с 73 до 75%, то потенциальная численность экономически активного населения уменьшится с 556 до 474 тыс. человек, или на 82 тыс. человек.
Прогноз численности населения в трудоспособном возрасте и потенциальной численности экономически активного населения в целом по городу Омску дает возможность сделать следующие основные выводы:
- уменьшение потенциальной численности экономически активного населения до 2010 года практически не отразится на работе всего хозяйственного комплекса города Омска, поскольку составит всего 10 тыс. человек, а сейчас еще имеются официально зарегистрированные безработные;
- основное сокращение численности потенциально экономически активного населения в период до 2025 года, а это более половины всего числа, придется на 2011–2020 годы;
- если проблемы с трудовыми ресурсами действительно возникнут, то это может начаться только после 2015 года, поэтому есть еще время для давно назревшей необходимости осуществления модернизации и технического перевооружения предприятий, чтобы обеспечить рост производительности труда;
- потенциальная численность экономически активного населения даже при существенном улучшении коэффициентов рождаемости и смертности в расчетный период не повлияет на прирост трудовых ресурсов, а прогнозируемое положительное сальдо внешней миграции за весь период даст дополнительно около 20 тыс. человек экономически активного населения.
Ситуация действительно складывается сложная, но далеко не такая критическая, чтобы решать ее за счет привлечения мигрантов. Об этом наглядно свидетельствует анализ структуры занятости в экономике города Омска, которая приведена ниже в таблице № 4.
Административный округ | Среднесписочная численность работников | Кол-во предпринимателей | Работающие у предпринимателей | Оценка реально работающих у предпринимателей | Итого | |
---|---|---|---|---|---|---|
крупных и средних организаций** | малых организаций | |||||
Кировский | 40,9 | 10,2 | 10,8 | 8,3 | 16,6 | 78,5 |
Ленинский | 43,0 | 10,4 | 6,7 | 5,3 | 10,7 | 70,8 |
Октябрьский | 48,5 | 12,4 | 6,5 | 11,2 | 22,5 | 89,9 |
Советский | 75,1 | 18,4 | 8,4 | 5,2 | 10,5 | 112,4 |
Центральный | 137,0 | 29,7 | 11 | 9 | 26,9 | 204,6 |
Итого | 344,6 | 81,2 | 43,3 | 39,1 | 87,1 | 556,2 |
* — расчет департамента городской экономической политики Администрации города Омска, 2006 г. ** — по данным Омскстата на начало 2006 г. |
Наиболее важными для экономики города являются крупные и средние организации, на долю которых приходится 62% общего числа занятых. Как видно из представленной ниже таблицы № 5, на обрабатывающие производства приходится больше всего занятых, а всего в производственной сфере работает почти треть от их общего числа, т.е. примерно 112 тыс. человек.
Декабрь 2004 г. | Декабрь 2005 г. | 2005 г. к 2004 г. (%) | Доля (%) | |
---|---|---|---|---|
Всего | 340869 | 344619 | 101,1 | 100 |
в т.ч. по видам экономической деятельности: | ||||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 2314 | 1777 | 76,8 | 0,5 |
обрабатывающие производства | 80636 | 78056 | 96,8 | 22,6 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 17875 | 15337 | 85,8 | 4,5 |
строительство | 16351 | 17267 | 105,6 | 5,0 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования | 12090 | 13480 | 111,5 | 3,9 |
гостиницы и рестораны | 2274 | 2174 | 95,6 | 0,6 |
транспорт и связь | 46918 | 46871 | 99,9 | 13,6 |
из него связь | 11237 | 11282 | 100,4 | 3,3 |
финансовая деятельность | 6243 | 6842 | 109,6 | 2,0 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 29714 | 30605 | 103 | 8,9 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 29322 | 30671 | 104,6 | 8,9 |
образование | 46212 | 46674 | 101 | 13,5 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 40432 | 41888 | 103,6 | 12,2 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 10479 | 12921 | 123,3 | 3,8 |
В непроизводственной сфере больше всего работников (36%) приходится на образование, здравоохранение и транспорт. Высокий процент занятых отмечается также в государственном управлении и операциях с недвижимым имуществом (почти 18%). В то же время явно есть резервы роста числа работников в финансовой сфере.
Структура работников по крупным и средним организациям в рассматриваемой перспективе принципиально не изменится. Но при этом имеются огромные резервы для сокращения численности работников практически по всем видам экономической деятельности, и в первую очередь в производственной сфере за счет роста производительности труда в результате модернизации и технического перевооружения производства. Этот процесс неизбежен по мере нарастания реальной конкуренции между производителями продукции (работ, услуг).
Что касается непроизводственной сферы, то в условиях, когда численность населения города в лучшем случае сохранится на современном уровне, вряд ли может идти речь об увеличении численности занятых. Причем и здесь в первую очередь будут качественные преобразования, а не рост работников социальной сферы и государственного управления, что происходило повсеместно в последние годы.
На втором месте после крупных и средних организаций по своему значению для экономики города стоят малые организации, хотя по численности работников они и уступают сектору индивидуального предпринимательства. Если в 1990-е годы их деятельность была связана в основном с торговлей и общепитом, то сейчас она расширяется. Исходя из статистических данных о структуре работников в малом предпринимательстве по Омской области (по городу такой информации нет) следует, что из 81 тыс. работников малых организаций города примерно 40% приходится на обрабатывающие производства и строительство, 26% — на розничную и оптовую торговлю, примерно столько же и в индивидуальном предпринимательстве, 17% — на операции с недвижимым имуществом.
В перспективе можно ожидать роста числа занятых в отраслях обрабатывающих производств. В целом же численность работников малых организаций, уменьшающаяся с начала 2000-х годов, стабилизируется или незначительно возрастет.
В секторе индивидуального предпринимательства занято 130 тыс. человек, или 23% от общей численности экономически активного населения, и в перспективе существенно уменьшится.
Основной вывод заключается в том, что потребность крупных, средних и малых организаций в работниках, число которых составляет сейчас 426 тыс. человек, или почти 77% в общей структуре занятых, в перспективе уменьшится. Как уже отмечалось, то же самое должно произойти и в секторе индивидуального предпринимательства. Поэтому в городе не будет ограничений по трудовым ресурсам не только на развитие действующих, но и размещение новых промышленных предприятий. Для этого необходима четкая программа действий по техническому перевооружению действующих предприятий и проведение трудосберегающей политики.
Оценка сложившейся в городе Омске ситуации с трудовыми ресурсами и потенциальной численности экономически активного населения показала, что даже если не будет притока внешних мигрантов, как минимум до 2015 года не может быть речи о каком-то дефиците трудовых ресурсов. При этом надо учитывать, что на начало 2005 года численность только официально зарегистрированных безработных составляла 3,6 тыс. человек. Причем с 2001 года их число незначительно, но росло, и увеличилось на 700 человек, что свидетельствует о сохраняющемся дефиците рабочих мест. Аналогичное положение и в Омской области, где с 2001 года численность безработных, включая город Омск, увеличилась с 16,1 до 23,9 тыс. человек. Поэтому основной задачей ближайших лет является создание новых рабочих мест.
Как уже отмечалось, особого внимания заслуживает вопрос соответствия рабочих мест в административных округах города Омска потенциальной численности проживающего на их территории экономически активного населения. В представленной таблице № 6 достаточно четко видна диспропорция между количеством рабочих мест и потенциальной численностью экономически активного населения в округах города Омска.
Административный округ | Численность работающего населения на начало 2006 г. | Количество рабочих мест | ||
---|---|---|---|---|
в 2006 г.* | в 2015 г. | в 2025 г. | ||
Кировский | 120,5 | 78,5 | 116,0 | 121,6 |
Ленинский | 98,6 | 70,8 | 87,8 | 67,5 |
Октябрьский | 81,0 | 89,9 | 72,4 | 60,9 |
Советский | 125,8 | 112,4 | 113,2 | 97,4 |
Центральный | 130,9 | 204,6 | 126,4 | 128,1 |
город Омск | 556,7 | 556,2 | 515,7 | 475,4 | * — принято равным численности занятых в экономике каждого округа. |
В настоящее время количество рабочих мест меньше потенциальной численности экономически активного населения в трех административных округах: Кировском — на 42, Ленинском — на 28 и Советском — примерно на 13 тыс. человек. Это означает, что как минимум 83 тыс. человек (без учета межокружного обмена работниками) приезжают на работу в Центральный и Октябрьский административные округа, где потенциальная численность экономически активного населения соответственно на 74 и 9 тыс. человек меньше количества рабочих мест. Если в Центральном административном округе к числу приезжающих на работу добавить еще примерно 40 тыс. обучающихся здесь студентов высшего и среднего профобразования, то не удивительно, что этот округ перегружен и здесь большие транспортные проблемы. Поскольку в рассматриваемый период нет оснований ожидать резкого сокращения количества рабочих мест в Центральном административном округе, то увеличение численности населения округа позволит несколько уменьшить разрыв между наличием рабочих мест и потенциальной численностью экономически активного населения, уменьшить нагрузку на транспорт.
Особо следует выделить Кировский административный округ, где в случае роста числа жителей разрыв между количеством рабочих мест и численностью экономически активного населения станет еще больше. А если из округа будет вынесен аэропорт, то численность активного населения еще возрастет. Поэтому на территории этого округа предусматривается преимущественное размещение новых производственных объектов, строительство которых будет осуществляться в городе Омске в рассматриваемый период. Это касается также тех предприятий, которые намечается вынести из центральной части города.
Положение с рабочими местами в административных округах отражает приведенная таблица № 7. В ней показано, сколько потенциально экономически активного населения приходится на одно рабочее место, при условии, что количество рабочих мест в рассматриваемой перспективе сохранится на сегодняшнем уровне. Здесь выделяются Кировский и Ленинский административные округа.
Административныйокруг | 1* | 2** | 1* | 2** | ||
---|---|---|---|---|---|---|
2006 г. | 2006 г. | 2015 год | 2025 г. | 2015 год | 2025 г. | |
Кировский | 1,5 | 2,9 | 1,5 | 1,5 | 2,8 | 3,0 |
Ленинский | 1,4 | 2,3 | 1,2 | 1,0 | 2,0 | 1,6 |
Октябрьский | 0,9 | 1,7 | 0,8 | 0,7 | 1,5 | 1,3 |
Советский | 1,1 | 1,7 | 1,0 | 0,9 | 1,5 | 1,3 |
Центральный | 0,6 | 1,0 | 0,6 | 0,6 | 0,9 | 0,9 |
город Омск | 1,0 | 1,6 | 0,9 | 0,9 | 1,5 | 1,4 | 1* — к общему количеству рабочих мест. 2** — к количеству рабочих мест на крупных и средних предприятиях. |
Если рассматривать перспективу, то реализация предложенной в генеральном плане внутригородской системы расселения позволит во всех административных округах, кроме Кировского, привести количество рабочих мест примерно в соответствие с потенциальной численностью экономически активного населения. Это позволит жителям города Омска тратить меньше времени на переезды, связанные с работой, а также снизить нагрузку на транспорт.
© 2010–2024 Администрация города Омска