4.2.5. Развитие социально-культурной сферы

Оценка потребности жителей города Омска в объектах и услугах социально-культурной сферы проводилась на основании социальных нормативов и норм, утвержденных Распоряжением Правительства России от 03.06.1996 № 1063-Р и «Методикой определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры», одобренной Распоряжением Правительства России от 19.10.1999 № 1683-Р.

Следует отметить, что оказание целого ряда услуг в социально-культурной сфере стало прибыльным бизнесом, который и в дальнейшем будет активно развиваться за счет частного капитала. Прежде всего, это предприятия торговли и общественного питания, зрелищные учреждения, оздоровительные комплексы, отдельные виды медицинского обслуживания, аптеки и т.д. Например, торговая площадь магазинов уже сейчас в 2,5 раза превышает нормативную потребность. Размещение таких объектов и видов услуг в городе Омске могут лимитировать главным образом экологические и архитектурно-планировочные ограничения, т.е. функциональное назначение соответствующей территории. Поэтому основное внимание в работе уделено тем видам социальных услуг, финансирование и размещение которых в городе Омске останется прямой обязанностью органов местного самоуправления.

Дошкольное образование

В сфере дошкольного образования главной задачей является удовлетворение значительного роста потребности в детских дошкольных учреждениях. Число детей дошкольного возраста (2–5 лет) увеличится в период 2006–2015 годы с 38 до 54,3 тыс. человек, а затем начнет уменьшаться и в 2025 году составит 43,5 тыс. человек.

На начало 2006 года в городе функционировало 188 дошкольных образовательных учреждений на 25,7 тыс. мест, при фактической посещаемости — 31,3 тыс. детей. Для расчета перспективной потребности использовался норматив 90 мест на 100 детей в возрасте 2–5 лет, который более реально отражает фактическую потребность, чем традиционно используемый норматив 60 мест на 100 детей в возрасте 1–6 лет. Объясняется это тем, что до 2-х лет дети, как правило, воспитываются дома, а в возрасте с 6 лет большая часть детей сейчас начинает учиться в общеобразовательных школах. К 2015 году, когда будет максимум численности детей дошкольного возраста за весь рассматриваемый период, в дошкольных образовательных учреждениях города должно быть 48,9 тыс. мест, или почти в 2 раза больше, чем в настоящее время. Если исходить из средней емкости дошкольного учреждения 200 детей в смену, то в период до 2015 года необходимо дополнительно ввести еще 116 дошкольных учреждений. Это может быть достигнуто как за счет строительства новых, так и восстановления работы ранее ликвидированных дошкольных учреждений (в 1990 году в городе работали 440 дошкольных учреждений).

В представленной таблице № 12 приводится оценка потребности мест в разрезе административных округов города Омска.

Таблица № 12. Наличие и потребность мест в детских дошкольных учреждениях
Административный округ Наличие на начало 2006 г. Потребность
2006 г. 2015 г. 2025 г.
Кировский528967721107310381
Ленинский3600568882285388
Октябрьский4250452368135098
Советский65606949108757691
Центральный595467751225810849
город Омск25653307074924739407

В период 2006–2014 годов в административных округах потребуется построить или организовать работу ранее действовавших дошкольных учреждений (из расчета на 200 мест каждое) в: Кировском и Центральном — примерно по 30, Ленинском — 23, Октябрьском — 13 и Советском — 22 дошкольных учреждения. При этом необходимо развивать сеть муниципальных детских дошкольных учреждений, поскольку они являются важным звеном в реализации государственной программы повышения рождаемости в стране.

Общее (школьное) образование

В ближайшее пятилетие численность детей школьного возраста (6–17 лет), в отличие от детей дошкольного возраста, будет уменьшаться. В результате продолжится сокращение числа учащихся в общеобразовательных школах, начавшееся после 1999 года, когда их число составляло 166,3 тыс. человек, а количество школ 200 единиц. Особенно резкое уменьшение числа детей школьного возраста прогнозируется до 2011 года — со 140,1 до 115 тыс. человек. В последующие годы число детей школьного возраста начнет расти и вернется к численности 2006 года только в 2019 году. Однако, это не означает отсутствие серьезных проблем с удовлетворением потребности в местах в дневных общеобразовательных школах в рассматриваемой перспективе.

На начало 2005–2006 учебного года в городе работали 202 дневных общеобразовательных учреждения (192 государственных и 10 негосударственных). Численность учащихся составила 111,3 тыс. человек, что по сравнению с 2004–2005 учебным годом меньше на 8,3 тыс. человек, или 7 процентов. Общее число учащихся составляло примерно 80% от числа детей школьного возраста. Практически все учащиеся посещают муниципальные дневные общеобразовательные учреждения, на которые по данным департамента образования Администрации города Омска, приходится 141,1 тыс. ученических мест. При этом в 2005–2006 учебном году численность учащихся во вторую и третью смены составила 24,5%, или 28,4 тыс. человек.

Потребность в ученических местах на перспективу рассчитывалась исходя из норматива 85 мест на 100 детей школьного возраста. Данный норматив включает еще одно условие — при таком нормативе во вторую смену может заниматься не более 10% учащихся. На наш взгляд, к 2025 году все дети должны учиться в первую смену, поэтому потребность в ученических местах на 10% не уменьшалась. Как показали расчеты, хотя потребность в ученических местах не превысит их фактическое количество, в целом по городу в рассматриваемой перспективе потребуется построить примерно 10 новых дневных общеобразовательных школ. Потребность в ученических местах по округам представлена ниже в таблице № 13.

Таблица № 13. Потребность в дневных общеобразовательных школах в административных округах города Омска в 2025 году (тыс. мест)
Административный округ Число мест на начало 2006 г. Фактически учащихся в 2006 г. Потребность
2015 г. 2025 г.
Кировский31,225,923,633,0
Ленинский24,119,517,620,6
Октябрьский21,918,314,318,2
Советский27,724,222,928,5
Центральный36,129,124,835,8
город Омск141,1116,9103,2136,1

Совершенно очевидно, что в связи с большими объемами жилищного строительства в Кировском административном округе здесь уже в ближайшие годы необходимо будет построить несколько новых школ. Кроме строительства школ в новых жилых микрорайонах, с учетом численности проживающих там детей и радиуса обслуживания, потребуется также замена целого ряда школ, не удовлетворяющих современным требованиям, что потребует более детальной проработки на стадии реализации настоящего Генерального плана.

Дополнительное образование детей

В системе дополнительного образования, где дети получают первые навыки самостоятельной работы и профессиональной ориентации, занимается почти 48 тыс. детей, что в 3,5 раза превышает рекомендуемый социальный норматив. Однако муниципальные учреждения дополнительного образования расположены по округам крайне неравномерно. Если в Центральном административном округе таких учреждений 18, то в Кировском всего одно — Дом детского и юношеского творчества. Что касается других административных округов, то в Советском — 8 таких учреждений, а Октябрьском и Ленинском — соответственно 5 и 4 единицы. В этой ситуации совершенно очевидна необходимость открытия новых учреждений дополнительного образования в Кировском и Ленинском округах, чтобы дети имели возможность заниматься интересующим их делом в местах проживания и не тратить время на дорогу.

Следует также отметить, что из 38 учреждений дополнительного образования только 9 работают в специально предназначенных зданиях, а остальные — в приспособленных помещениях.

В связи с этим в рассматриваемой перспективе необходимо построить 2–4 учреждения дополнительного образования, отвечающих современным требованиям.

Профессиональное образование

Функционирующая в городе Омске система профессионального образования обеспечивает квалифицированными специалистами предприятия, организации и учреждения города Омска и Омской области. Как и должно быть в областном центре, число обучающихся в учреждениях начального, среднего и высшего образования превышает нормативную потребность. Несмотря на разные задачи, решаемые на каждом уровне профессионального образования, проблемы дальнейшего их развития примерно одинаковы.

На начало 2006 года в городе функционировало 21 учреждение начального профессионального образования вместимостью 13,8 тыс. мест. Фактическое число учащихся составило примерно 11 тыс. человек, что свидетельствует о неполной загрузке этих учебных учреждений. Более половины мест в учреждениях начального профобразования приходится на Советский и Октябрьский административные округа — соответственно 30% и 26%, на Кировский — 17%, Центральный — 14% и Ленинский округ — 13%.

В рассматриваемой перспективе число мест в учреждениях начального профобразования останется выше нормативной потребности (из расчета 110 обучающихся на 10 тыс. жителей), поэтому нет оснований менять размещение учреждений начального профобразования, в отличие от учреждений среднего и высшего образования.

В среднем профессиональном образовании на начало 2006 года работало 36 учебных заведений, в которых обучались 36,8 тыс. студентов. В среднем профобразовании, в отличие от начального, больше всего студентов обучаются в Центральном административном округе — 54%, далее следуют Кировский (18%) и Ленинский (17%) административные округа, и уже за ними Советский (9%) и Октябрьский (3%).

На начало 2005–2006 учебного года в городе функционировало 31 высшее учебное заведение, из них 10 государственных, 10 негосударственных (имеющих лицензию Министерства образования и науки Российской Федерации), а также 11 филиалов самостоятельных учреждений (7 государственных и 4 негосударственных).

Численность студентов государственных учреждений высшего образования составила 88,6 тыс. человек, из которых 50,3 и 4,3 тыс. человек обучались соответственно на дневных и вечерних отделениях.

По сравнению с предыдущим учебным годом число студентов увеличилось на 3,6 процента. В негосударственных высших учебных заведениях число студентов значительно меньше — 8,2 тыс. человек, из которых всего 3,8 тыс. обучается на дневных отделениях.

Данные приведены в таблице № 14.

Таблица № 14. Размещение учреждений высшего образования в административных округах города Омска (тыс. чел.)
  Самостоятельные учреждения Филиалы самостоятельных учреждений
всего в том числе
очные заочные
Государственные10743
в том числе:    
Кировский1
Ленинский11
Октябрьский111
Советский4
Центральный4541
Негосударственные10422

В рассматриваемой перспективе предлагается изменить сложившееся размещение учреждений среднего и высшего образования, постепенно переводя их материально-техническую базу и студенческие общежития на территорию Кировского административного округа. Дело в том, что сейчас подавляющее большинство студентов обучается на территории Центрального и Советского административных округов, где самая высокая нагрузка в городе на территорию и транспорт в результате чрезмерного скопления здесь в часы пик не только работников предприятий и организаций, но и студентов. Поэтому формирование на территории Кировского административного округа комплекса, включающего учебные корпуса и студенческие общежития, позволит не только снизить нагрузку на правобережные округа, но и повысить эффективность работы транспорта. Поскольку в Кировском административном округе рабочих мест явно недостаточно для существующей и перспективной численности трудоспособного населения, то это позволит создать два устойчивых пассажиропотока в противоположные стороны — работников и студентов.

Для создания такого комплекса следует разработать бизнес-план, предусматривающий долевое финансирование всех заинтересованных в реализации проекта сторон. Причем это вполне вписывается в концепцию дальнейшего развития Кировского административного округа как делового и научно-образовательного центра города.

Здравоохранение

Функции областного и районного центра должны во многом предопределять высокие показатели развития здравоохранения в городе Омске. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области на начало 2005 года общая численность врачей в городе Омске составляла 9,3 тыс. человек, а среднего медицинского персонала — 16,7 тыс. человек. Общее число амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений оценивалось соответственно в 179 и 60 единиц, а их мощность — 25,7 тыс. посещений в смену и 16,1 тыс. больничных коек.

Однако обслуживание населения города Омска осуществляется главным образом муниципальными учреждениями здравоохранения, объем услуг и местонахождение которых должны удовлетворять потребности жителей каждого административного округа. Поэтому за исходную базу оценки перспектив развития и размещения учреждений здравоохранения в городе Омске приняты данные о работе муниципальных амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений, услугами которых наиболее часто пользуется население.

В муниципальных учреждениях здравоохранения на начало 2005 года работали 6,6 тыс. врачей и 11,75 тыс. среднего медперсонала, или примерно 70% от их общего числа в городе Омске. Это значительно больше нормативной потребности, равной 4,7 тыс. врачей и 13,1 тыс. работников среднего медицинского персонала (исходя из норматива 41 врач и 134,5 работников среднего медицинского персонала на 10 тыс. населения). Однако мощности амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений меньше существующей потребности и требуют дальнейшего развития.

Муниципальные амбулаторно-поликлинические учреждения являются основным звеном первичной медицинской помощи населению и должны удовлетворять его потребности не только по мощности, но и местоположению, т.е. иметь оптимальный радиус обслуживания.

В настоящее время мощность муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждений составляет 17,3 тыс. посещений в смену, что на 3,4 тыс. меньше нормативной потребности. Если исходить из средней мощности поликлиники 500 посещений в смену, то сейчас в городе Омске для полноценного обслуживания населения не хватает 7 таких учреждений. В 2025 году потребность в амбулаторно-поликлинических учреждениях практически сохранится на сегодняшнем уровне (20,5 тыс. посещений в смену). Поэтому в городе Омске необходимо построить, по крайней мере, еще 7 новых поликлиник, соответствующе оборудованных и с врачами разных специальностей. В дополнение к этому можно создавать офисы для врачей общей практики, что уже сейчас делается.

Обеспеченность жителей административных округов амбулаторно-поликлиническими учреждениями заметно отличается, что видно из представленной таблицы № 15.

Таблица № 15. Потребность в амбулаторно-поликлинических учреждениях в административных округах города Омска (посещений в смену)
Административные округа Наличие на начало 2006 г. Потребность
2006 г. 2015 г. 2025 г.
Кировский2423433445455093
Ленинский2595367134883042
Октябрьский3120306029002758
Советский3356476244784225
Центральный5848491249795432
город Омск17342207392038920552

Если в Центральном и Октябрьском административных округах фактическая мощность этих учреждений выше нормативной потребности, то в Кировском она меньше почти на 2 тысячи, в Ленинском — на 1 тысячу и в Советском — на 1,4 тысяч посещений в смену.

В Центральном административном округе даже при росте численности населения до 300 тысяч человек нормативная потребность к 2025 году не превысит фактическую мощность расположенных здесь амбулаторно-поликлинических учреждений. Совсем другое положение в Кировском административном округе, где также предусматривается рост численности населения, а фактическая мощность уже сейчас почти в 2 раза меньше нормативной потребности. Совершенно очевидно, что ввод в действие в 2007–2008 годах в этом округе 2-х поликлиник, для детей и взрослых, лишь несколько улучшит обеспеченность, но не решит проблемы. Поэтому в Кировском административном округе предстоит построить еще две новые поликлиники. В Ленинском и Советском административных округах нормативная потребность хотя и уменьшится, но независимо от этого предстоит проработать вопрос о целесообразности строительства в каждом из этих округов 2-х поликлиник. Сеть амбулаторно-поликлинических учреждений города следует сформировать таким образом, чтобы жители каждого округа не испытывали транспортных и других неудобств получая первичную медицинскую помощь.

Уровень обеспеченности жителей города Омска муниципальными больничными учреждениями сейчас также ниже существующей потребности.

На начало 2006 года их мощность составляла 7,5 тыс. круглосуточных больничных коек, что практически в 2 раза меньше нормативной потребности. Безусловно, надо учитывать, что жители города Омска пользуются и областными больничными учреждениями. Однако следует отметить, что мощность всех больничных учреждений города Омска, составляющая 16,1 тыс. больничных коек, всего лишь на 700 больничных коек больше, чем нормативная потребность жителей города Омска, в то время как областные больницы должны обслуживать жителей всей Омской области.

В рассматриваемой перспективе нормативная потребность практически останется на сегодняшнем уровне — 15,2 тыс. больничных коек. Что касается обеспеченности жителей административных округов муниципальными больничными учреждениями, то она во всех округах меньше нормативной потребности, что видно из представленной таблицы № 16.

Таблица № 16. Потребность в больничных учреждениях в административных округах города Омска
Административный округ Наличие на начало 2006 г. Потребность (коек)
2006 г. 2015 г. 2025 г.
Кировский1978321633733772
Ленинский545272425882258
Октябрьский1430227121522047
Советский1737353433243136
Центральный1765364536954032
город Омск7455153901513215245

Вопрос размещения больничных учреждений потребует детальной проработки на стадии реализации генерального плана.

В заключение данного раздела следует остановиться еще на нескольких видах социальных услуг, развитие которых в перспективе заслуживает особого внимания.

Прежде всего, это относится к обеспеченности местами в домах для престарелых и инвалидов, поскольку прогнозируется значительный рост численности населения старше трудоспособного возраста — по минимальному и максимальному вариантам соответственно на 65 и 80 тыс. человек. В настоящее время в городе Омске работают всего два дома для престарелых и инвалидов на 987 мест, что почти в 3,5 раза меньше нормативной потребности (30 мест на 10 тыс. жителей).

В городе Омске ощущается явный недостаток почтовых отделений, — всего 67 фактически действующих против 176 по нормативной потребности. И хотя в перспективе потребность несколько уменьшится, и может измениться норматив (сейчас 1 почтовое отделение на 6,5 тыс. человек), необходимость увеличения почтовых отделений, услуги которых являются массовыми, очевидна.

Фактическое количество гостиниц (17) и мест в них (1529) также меньше нормативной потребности (5,7 тыс. мест), поэтому они не могут обслужить всех приезжающих в город Омск, которых с каждым годом становится все больше. Размещать новые гостиницы предлагается в Кировском и Центральном административном округах.

Особое место в перечне социальных услуг населению занимают общедоступные библиотеки, которых в городе Омске с каждым годом становится все меньше. Только за 2 последних года их число уменьшилось с 63 до 56 единиц. Для сравнения отметим, что в 1995 году их насчитывалось 96 единиц. Наибольшее количество библиотек расположено в Центральном административном округе, а меньше всего — в Кировском и Ленинском административных округах, что явно не соответствует потребностям населения. Вопрос сохранения действующих, а тем более создания новых библиотек, не простой, учитывая выделяемые на эти цели бюджетные средства. Однако о важности положительного решения этой проблемы свидетельствует хотя бы тот факт, что в местных бюджетах развитых европейских стран на эти цели направляется до 30% общих расходов бюджета.

Важная роль в формировании здорового образа жизни отводится организации работы спортивных сооружений, рассчитанных на широкие массы населения. Однако площадь открытых (плоскостных) спортивных сооружений и спортзалов соответственно в 6 и 2 раза меньше нормативной потребности, о чем свидетельствуют данные в паспортах социально-экономического развития административных округов. Хуже всего ситуация в Кировском административном округе, где площадь указанных спортивных сооружений в десятки раз меньше нормативной потребности. Не лучше обеспеченность жителей города Омска и физкультурно-оздоровительными комплексами, фактическое число которых равно 38 при нормативной потребности 95 единиц. Поэтому в рассматриваемой перспективе предусмотрено развитие спортивных сооружений для массовых занятий спортом, прежде всего территории для дворовых спортивных площадок.