Информационное письмо о применении постановления Администрации города Омска от 27 ноября 2015 года № 1540-п «О плате за содержание жилого помещения»

В соответствии с изменениями, внесенными в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс) наниматели жилых помещений муниципального и государственного жилищного фонда и собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за содержание жилого помещения (ранее — плата за содержание и ремонт жилого помещения).

На основании статьи 154 Жилищного кодекса плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме. С 1 апреля 2016 года в плату за содержание жилого помещения включается плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В рамках полномочий, предоставленных органам местного самоуправления Жилищным кодексом, издано постановление Администрации города Омска от 27 ноября 2015 года № 1540-п «О плате за содержание жилого помещения» (далее — постановление № 1540-п). Постановлением № 1540-п с 1 января 2016 года установлен размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (часть 3 статьи 156 Жилищного кодекса), а также для собственников помещений в многоквартирном доме, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы (часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса).

При расчете размера платы использован минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290 (далее — постановление № 290). 

Постановлением № 290 определено, что минимальный перечень услуг и работ в обязательном порядке применяется в случае заключения договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Расчет размера платы за содержание жилого помещения, установленного постановлением № 1540-п, произведен с учетом следующих особенностей.

Расходы на управление многоквартирным домом включают в себя следующие мероприятия.

Расходы на организацию работ по содержанию и ремонту общего имущества (строка 1.1) определены расчетным методом исходя из расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества. Мероприятия, которые должна осуществлять управляющая организация в целях управления многоквартирным домом, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 416.

Расходы на организацию работ по предоставлению коммунальных услуг в жилом помещении (строка 1.2) несут только те управляющие организации, которые самостоятельно осуществляют деятельность по расчету, начислению и сбору платы за коммунальные услуги по единой квитанции. Соответственно, только в этом случае управляющие организации вправе включать в размер платы за содержание жилого помещения стоимость работ по организации предоставления коммунальных услуг в жилом помещении.

Расходы на организацию работ по расчету платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме (строка 1.3) несут управляющие организации, которые осуществляют расчет, начисление и сбор платы за коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды (далее — ОДН). В этом случае управляющие организации вправе включать в размер платы за содержание жилого помещения 0,45 руб.

Расходы на организацию работ по предоставлению информации в электронном виде (строка 1.4) включены в плату за содержание жилого помещения на основании требований федерального законодательства о размещении управляющей организацией большого объема информации в телекоммуникационной сети «Интернет» (Жилищный кодекс (статьи 2, 47.1, 155, 161, 161.1, 162, 164, 165), Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1468 «О порядке предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах»).

Расходы на содержание общего имущества рассчитаны в соответствии с действующими нормативными актами по эксплуатации жилищного фонда, нормированию трудовых и материальных ресурсов. Стоимость услуг по содержанию общего имущества включает в себя расходы на заработную плату работников, непосредственно оказывающих услугу, отчисления во внебюджетные фонды с начисленной заработной платы (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), расходы на материалы и инвентарь, налог на добавленную стоимость (далее — НДС).

По строке 2.1.1 отражены расходы на услуги по проверке управляющей организацией технического состояния фундаментов, подвалов, стен, перекрытий, балок, ригелей, лестниц, крыш, выявление нарушений эксплуатационных качеств несущих и ненесущих конструкций, нарушений отделки фасадов, внутренней отделки многоквартирных домов, проверка целостности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, работоспособности фурнитуры в помещениях, относящихся к общему имуществу.

По результатам проведенного осмотра конструктивных элементов здания составляется акт осмотра. При наличии повреждений и нарушений при необходимости разрабатывается план восстановительных работ. Ремонт конструктивных элементов проводится за счет средств, заложенных на текущий ремонт.

По строке 2.1.2 отражены расходы на работы по очистке кровли от снега и скалывание сосулек. Если фактические расходы управляющей организации превышают сумму, предусмотренную структурой платы, финансирование данных работ может производиться по согласованию с собственниками помещений из иных статей (например, текущий ремонт).

По строке 2.2.1 отражены расходы на содержание мусоропроводов и мусороприемных камер, удаление мусора из мусороприемных камер. По строке 2.2.2 отражены расходы на техническое обслуживание инженерных систем, в том числе:

  • обследование систем вентиляции (для домов с системами дымоудаления (приложение № 1 к постановлению № 1540-п) дополнительно включены расходы на обслуживание таких систем);
  • проведение общих и частичных осмотров систем отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения;
  • подготовку системы отопления к сезонной эксплуатации (испытания на прочность и плотность узлов ввода и систем отопления, промывка и регулировка систем отопления, проведение пробных пусконаладочных работ, удаление воздуха из системы отопления, промывка централизованных систем теплоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений);
  • осмотр линий электрических сетей и оборудования, проверка заземления оболочки электрокабеля, замеры сопротивления изоляции проводов, проверка изоляции электропроводки и ее укрепление.

В соответствии с приказом Минэнерго Российской Федерации от 13 января 2003 года № 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» измерение сопротивления изоляции проводится один раз в три года, в связи с чем расходы на измерение сопротивления изоляции приняты в расчет платы в размере 1/3 от потребности. Соответственно, для оказания данной услуги денежные средства должны накапливаться в течение трех лет. При проведении измерения сопротивления изоляции в соответствии с нормативными сроками накопленная сумма будет использована полностью.

Отдельной строкой 2.2.3 выделены расходы на обслуживание механического или полуавтоматического общедомового прибора учета тепловой энергии. В связи с тем, что в городе Омске количество установленных в многоквартирных домах автоматических общедомовых приборов учета тепловой энергии незначительно, а стоимость их обслуживания намного больше, расчет стоимости обслуживания общедомовых приборов учета произведен без учета автоматических приборов учета. При наличии в многоквартирном доме автоматического общедомового прибора учета тепловой энергии стоимость его обслуживания определяется договором, заключенным с организацией, обслуживающей такие приборы учета.

По строке 2.2.4 отражены расходы на работы, выполняемые в целях надлежащего содержания системы внутридомового газового оборудования (далее — ВДГО) в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 года № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования».

По строке 2.2.5 отражены расходы на работы, выполняемые в целях надлежащего содержания лифтов. Услуги по содержанию ВДГО и лифтов не относятся к регулируемым видам деятельности, стоимость услуг, перечень выполняемых работ определяются договорами, заключенными управляющей организацией со специализированными организациями. Расходы на работы, выполняемые в целях надлежащего содержания лифтов, включают в себя расходы на техническое обслуживание и техническое освидетельствование лифтов. В случае необходимости проведения диагностического обследования лифтов, отработавших нормативный срок службы, расходы на данные работы возмещаются из иных источников финансирования по согласованию между собственниками помещений и управляющей организацией. Расчет расходов на комплексное обслуживание лифтов произведен исходя из наличия одного лифта в подъезде. Если в подъезде имеется два лифта, стоимость их обслуживания в структуре платы должна быть скорректирована.

По строке 2.2.6. отражены расходы на страхование лифтов в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

По строке 2.3.1 отражены расходы на влажное подметание и мытье лестничных площадок и маршей, влажную протирку подоконников, перил, дверей, мытье окон.

По строке 2.3.2 отражены расходы на дератизацию и дезинсекцию. Данные услуги предоставляются специализированными организациями по договору, заключенному с управляющей организацией. В расчет платы за содержание жилого помещения включена средняя стоимость данных услуг, определенная договорами.

По строке 2.3.3 отражены расходы на содержание придомовой территории в летний и зимний периоды, в том числе асфальтированной территории, территории без покрытия, газона, контейнерной площадки.

По строкам 2.3.4, 2.3.5, 2.3.6 отражены расходы по вывозу отходов. В связи с тем, что услуги по вывозу отходов в основном оказывают разные организации, в структуре платы отдельно отражена стоимость услуг по вывозу твердых бытовых отходов, вывозу крупногабаритного мусора, организации мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их передаче в специализированные организации. Расходы на вывоз строительного мусора в плате не учтены, т.к. он не относится к бытовым отходам.

По строке 2.3.7 отражены расходы на следующие работы по обеспечению требований пожарной безопасности: осмотры и обеспечение работоспособного состояния пожарных лестниц, лазов, проходов, выходов.

По строке 2.3.8 отражены расходы на обеспечение устранения аварий в соответствии с установленными предельными сроками на внутридомовых инженерных системах в многоквартирном доме, выполнение аварийных заявок населения.

Расходы на текущий ремонт увеличены по сравнению с 2015 годом на индекс потребительских цен по данным Минэкономиразвития России на 2016 год — 107,5%.

Методическими рекомендациями по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда, утвержденными приказом Госстроя России от 28 декабря 2000 года, определено, что расходы на текущий ремонт состоят из расходов на заработную плату работников, выполняющих текущий ремонт, отчислений во внебюджетные фонды от заработной платы, стоимости материалов, транспортных расходов. В случае выполнения работ по текущему ремонту подрядной организацией, стоимость работ определяется на основании сметы.

Плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ внесены изменения в Жилищный кодекс в части включения с 1 апреля 2016 года в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее — ОДН) в случае заключения договора управления многоквартирным домом. Для первоначального включения данных расходов в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с данными изменениями с 1 апреля 2016 года управляющие организации должны включать в состав платы за содержание жилого помещения расходы на ОДН по нормативам потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленным приказами Региональной энергетической комиссии Омской области по состоянию на 1 сентября 2015 года. Дополнительно сообщаем следующее. В соответствии с действующим законодательством состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме указывается в договоре управления (договоре оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества).

Если в доме имеются и включены в состав общего имущества печи, камины, индивидуальные тепловые пункты, коллекторы, антенны, домофоны, иные объекты, относящиеся к общему имуществу, то расходы на их содержание должны быть дополнительно включены в состав платы за содержание жилого помещения. На основании пункта 8.1 статьи 161.1 Жилищного кодекса общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера. Разъяснения положений жилищного законодательства по выплате вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома даны в письме Минстроя России от 29 сентября 2015 года № 32395-ОГ/04 (приложение № 1).

В приложении № 2 к настоящему информационному письму представлена информация о перечне и периодичности услуг и работ, включенных в структуру платы за содержание жилого помещения, установленной постановлением № 1540-п.

Информация о периодичности услуг и работ, учтенных в размере платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленном постановлением Администрации города Омска от 27 ноября 2015 года № 1540-п «О плате за содержание жилого помещения» 

№ п/п Наименование услуг, работ Периодичность
 Содержание и ремонт жилого помещения, в том числе: 
1управление многоквартирным домом: 
1.1организация работ по содержанию и ремонту общего имуществапостоянно
1.2организация работ по предоставлению коммунальных услуг потребителям в жилых помещенияхпостоянно
1.3организация работ по расчету платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном домепостоянно
1.4организация работ по предоставлению информации в электронном видепостоянно
2содержание общего имущества: 
2.1работы, необходимые для надлежащего содержания несущих конструкций (фундаментов, подвалов, стен, колонн и столбов, перекрытий и покрытий, балок, ригелей, лестниц, несущих элементов крыш) и ненесущих конструкций (перегородок, внутренней отделки, полов), в том числе: 
2.1.1проверка состояния, выявление повреждений, в том числе: 
 проверка технического состояния видимых частей фундаментов2 раза в год
 проверка состояния помещений подвалов, проверка температурно-влажностного режима подвальных помещений2 раза в год
 контроль за состоянием дверей подвалов и технических подполий, запорных устройств на них2 раза в год
 выявление повреждений стен, выявление несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами2 раза в год
 выявление наличия трещин, отслоения защитного слоя бетона и оголения арматуры в перекрытиях и покрытиях2 раза в год
 контроль состояния и выявление нарушений условий эксплуатации, выявление поверхностных отколов балок (ригелей) перекрытий и покрытий2 раза в год
 проверка кровли на отсутствие протечек2 раза в год
 проверка молниезащитных устройств, заземления мачт и другого оборудования, расположенного на крыше2 раза в год
 визуальный осмотр состояния несущей конструкции кровли2 раза в год
 проверка состояния лестниц, выявление наличия повреждений, проверка надежности крепления ограждений2 раза в год
 выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков2 раза в год
 контроль состояния информационных знаков2 раза в год
 выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках2 раза в год
 контроль состояния крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами2 раза в год
 выявление зыбкости, выпучивания, наличия трещин в теле перегородок и в местах сопряжения между собой и с капитальными стенами, перекрытиями, отопительными панелями, дверными коробками2 раза в год
 проверка состояния внутренней отделки2 раза в год
 проверка целостности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу2 раза в год
2.1.2очистка кровли от снега и скалывание сосулек2 раза в год
2.2работы, необходимые для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в том числе: 
2.2.1работы, выполняемые в целях надлежащего содержания мусоропроводов: 
 проверка технического состояния и работоспособности элементов мусоропровода2 раза в месяц
 удаление мусора из мусороприемных камережедневно
 влажное подметание пола мусороприемных камережедневно
 мытье стен и пола с помощью шланга1 раз в 2 суток
 мойка сменных переносных мусоросборников с помощью шланга1 раз в 3 суток
 дезинфекция всех элементов ствола мусоропровода1 раз в месяц
 дезинфекция мусоросборников1 раз в месяц
 уборка загрузочных клапанов мусоропроводов1 раз в неделю
2.2.2техническое обслуживание систем вентиляции, водоснабжения (холодного и горячего), отопления, водоотведения, электрооборудования 
 техническое обслуживание вентиляционных каналов и шахт3 раза в год
 осмотр системы центрального отопления. Внутриквартирные устройства1 раз в год
 консервация системы отопления1 раз в год
 осмотр водопровода, канализации и ГВС2 раза в год
 частичные осмотры систем водоснабжения, водоотведения, отопления3 раза в месяц
 проверка состояния устройств теплоснабжения в чердачных и подвальных помещениях1 раз в год
 постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расходы) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности системежедневно
 контроль состояния контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.д.)4 раза в месяц
 проверка исправности запорно-регулирующей арматуры1 раз в месяц
 промывка фильтров (грязевиков)2 раза в год
 испытания на прочность и плотность (гидравлические испытания) узлов ввода и систем отопления, промывка и регулировка систем отопления1 раз в год
 рабочая проверка системы отопления в целом. Осмотр трубопровода с отметкой дефектных мест. Спуск воды из трубопровода и устранение дефектов1 раз в год
 окончательная проверка при сдаче системы1 раз в год
 проверка на прогрев отопительных приборов с регулировкой1 раз в год
 сварочные работы на системах водоснабжения, отопления3 раза в год
 удаление воздуха из системы отопления1 раз в год
 промывка централизованных систем теплоснабжения для удаления накипно-коррозийных отложений1 раз в год
 проверка заземления оболочки электрокабеля, оборудования2 раза в год
 мелкий ремонт электропроводки, проверка изоляции электропроводки и ее укрепление2 раза в год
 измерение сопротивления изоляции1 раз в 3 года
 осмотр линий электрических сетей, арматуры и электрооборудования на лестничных клетках2 раза в год
2.2.3обслуживание общедомового прибора учета тепловой энергии1 раз в месяц
2.2.4работы, выполняемые в целях надлежащего содержания системы внутридомового газового оборудования 
 проверка герметичности внутридомового газопровода и технологических устройств на нем1 раз в три года
 техническое обслуживание внутриквартирной газовой разводки1 раз в три года
 техническое обслуживание внутридомового газопровода1 раз в три года
 проверка на герметичность фланцевых, резьбовых соединений и сварных стыков на газопроводе в подъезде здания1 раз в три года
 техническое обслуживание плит газовых1 раз в три года, по истечении срока службы плиты — 1 раз в год
 техническое обслуживание бытового газового счетчика1 раз в три года
 аварийно-диспетчерское обслуживаниепостоянно
2.2.5работы, выполняемые в целях надлежащего содержания лифтов 
 осмотрыежедневно
 техническое обслуживание лифтаежемесячно
 аварийно-диспетчерское обслуживаниепостоянно
 техническое освидетельствование лифта1 раз в год
2.2.6страхование лифтовв течение года
2.3работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в том числе: 
2.3.1уборка помещений, входящих в состав общего имущества, влажная протирка подоконников, перил, дверей, мытье окон 
 сухая уборка тамбуров, коридоров, лестничных площадок и маршей3 раза в неделю
 влажная уборка тамбуров, коридоров, лестничных площадок и маршей1 раз в месяц
 влажная протирка подоконников, оконных решеток2 раза в год
 влажная протирка перил лестниц, шкафов для электросчетчиков, почтовых ящиков, дверей1 раз в год
 мытье окон2 раза в год
2.3.2дератизация, дезинсекция 
 дератизация6 раз в год
 дезинсекция2 раза в год
2.3.3очистка придомовой территории (в холодный период года – очистка от снега, льда, наледи, посыпка песком, в теплый период года – подметание и уборка придомовой территории от мусора, очистка урн), уборка контейнерных площадок, уборка и выкашивание газонов 
 в холодный период года: 
 сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 смчерез 3 часа во время снегопада
 очистка придомовой территории от наледи и льда, посыпка песком1 раз в 3 суток во время гололеда
 очистка урн от мусора1 раз в сутки
 уборка контейнерных площадок1 раз в сутки
 в теплый период года: 
 подметание территории с усовершенствованным покрытием1 раз в 2 суток
 уборка территорий без покрытия от листьев, сучьев, мусора1 раз в месяц
 очистка урн от мусора1 раз в сутки
 уборка контейнерных площадок1 раз в сутки
 уборка газонов от листьев, сучьев, мусора1 раз в месяц
 выкашивание газонов3 раза в год
2.3.4незамедлительный вывоз твердых бытовых отходов при накоплении более 2,5 куб. метровежедневно
2.3.5вывоз крупногабаритного мусора1 раз в неделю
2.3.6организация мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их передача в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению таких отходовнакопление —постоянно, вывоз — не реже 1 раза в 6 месяцев
2.3.7работы по обеспечению требований пожарной безопасности: осмотры и обеспечение работоспособного состояния пожарных лестниц, лазов, проходов, выходов2 раза в год
2.3.8обеспечение устранения аварий в соответствии с установленными предельными сроками на внутридомовых инженерных системах в многоквартирном доме, выполнение аварийных заявок населенияпостоянно
3текущий ремонтв течение года
4плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном домес 1 апреля 2016 года ежемесячно

Директор департамента
городской экономической политики
Администрации города Омска
Г. С. Айтхожина

Письмо министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 32395-ОГ/04

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение о разъяснении отдельных положений жилищного законодательства и сообщает следующее.

Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ в статью 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации введена часть 8.1, устанавливающая право собственников помещений принять решение на общем собрании о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера.

На практике существует несколько вариантов выплаты вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома. Выплата вознаграждения не представляется без участия третьих лиц, в качестве которых выступает управляющая организация. Управляющая организация может быть выбрана в качестве уполномоченного лица по аналогии с выбором лица, уполномоченного на заключение договора с пользователем общего имущества (подпункт 3.1 пункта 2 статьи 44 ЖК РФ).

По мнению Минстроя России, наиболее приемлемым является следующий вариант выплаты вознаграждения. Договором управления устанавливаются дополнительные обязанности управляющей организации, действующей по поручению собственников помещений:

  • начислять и выставлять к уплате в платежных документах собственникам помещений в многоквартирном доме взнос на выплату вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома в размере, установленном общим собранием собственников помещений;

  • с периодичностью, предусмотренной общим собранием собственников помещений, выплачивать фактически полученные по данной статье денежные средства членам и председателю совета многоквартирного дома.

Таким образом, фиксируются обязательства управляющей организации перед собственниками помещений по распоряжению по их поручению денежными средствами на определенную цель. При этом управляющая организация не вступает ни в какие правоотношения с членами и председателем совета многоквартирного дома, только собственники помещений (контрагенты по договору управления) вправе требовать от нее надлежащего исполнения обязательств по выплате вознаграждения либо возврату неосновательного обогащения (согласно подпункту 5 пункта 8 статьи 161.1 ЖК РФ председатель совета МКД может выступать по таким спорам по доверенности).

При подобной организации правоотношений поступление денежных средств по статье «Вознаграждение председателю совета МКД» при надлежащей организации раздельного учета не подлежит налогообложению на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации. Управляющая организация не является налоговым агентом по НДФЛ и плательщиком страховых взносов, так как не признается источником выплат, не начисляет вознаграждение. Члены и председатель совета многоквартирного дома самостоятельно уплачивают НДФЛ, объекта обложения страховыми взносами не возникает. Судебная практика подтверждает правомерность освобождения управляющей организации от обложения НДС, поскольку в аналогичной ситуации вознаграждение старшему по дому не является операцией управляющей организации по реализации (Постановление ФАС СЗО от 12.12.2013 по делу № А26-1411/2013).

В части сбора и перечисления вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома на управляющую организацию не распространяются требования Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ, регулирующего деятельность платежных агентов, так как председателя совета дома нельзя рассматривать как поставщика товаров, работ, услуг для собственников помещений в многоквартирном доме.

Информация по вопросу включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме

В связи с изменениями, внесенными в статью 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс), с 1 января 2017 года в плату за содержание жилого помещения включаются расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее — ОДН). Для первоначального включения данных расходов в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса расчет будет производиться исходя из тарифов на коммунальные ресурсы и нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Региональной энергетической комиссией Омской области (далее — РЭК Омской области).

Пункт 7 статьи 155 Жилищного кодекса предусматривает внесение оплаты за ОДН управляющей компании, за исключением случая (пункт 7.1), когда на основании решения общего собрания собственники вносят плату за ОДН напрямую ресурсоснабжающей организации.

Порядок расчета ОДН

В соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, расходы на коммунальные услуги, потребленные на ОДН, несут собственники и наниматели (арендаторы) жилых и нежилых помещений (далее — Правила № 354).

В соответствии с пунктом 44 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к Правилам № 354 как произведение объема коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на ОДН в многоквартирном доме и приходящийся на жилое или нежилое помещение на тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный РЭК Омской области.

При этом распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято такое решение. В этом случае объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

Если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на ОДН, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, за такой расчетный период потребителям не начисляется.

В соответствии с пунктом 46 Правил № 354 плата за соответствующую коммунальную услугу, предоставленную за расчетный период на ОДН, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, будет установлено, что объем, определенный исходя из показаний общедомового прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях и определенных в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.

В этом случае, объем коммунального ресурса в размере образовавшейся разницы исполнитель обязан:

  • распределить между всеми жилыми помещениями (квартирами) пропорционально размеру общей площади каждого жилого помещения (квартиры) — в отношении отопления и газоснабжения для нужд отопления либо пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении (квартире) — в отношении холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения для приготовления пищи и (или) подогрева воды;
  • уменьшить на объем коммунального ресурса, отнесенный в ходе распределения на жилое помещение (квартиру), объем аналогичного коммунального ресурса, определенный для потребителя в жилом помещении за этот расчетный период вплоть до нуля и использовать полученный в результате такого уменьшения объем коммунального ресурса при расчете размера платы потребителя за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в жилое помещение (квартиру) за этот расчетный период.

В случае если объем коммунального ресурса, приходящийся на какого-либо потребителя в результате распределения в соответствии с подпунктом «а», превышает объем коммунального ресурса, определенный для потребителя, излишек коммунального ресурса на следующий расчетный период не переносится и при расчете размера платы в следующем расчетном периоде не учитывается.

В соответствии с пунктом 48 при отсутствии общедомового прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется также в соответствии с вышеназванной формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам.